О
деятельности Высшего Судебного Совета
в контексте реализации Плана нации
Раисова Балгуль Амангельдиевна,
член Высшего Судебного Совета Республики Казахстан
В рамках реализации Плана Нации «100 конкретных шагов - современное государство для всех» по второму приоритету пяти институциональных президентских реформ «Обеспечение верховенства закона» было принято решение о создании Высшего Судебного Совета в новом формате как автономного государственного учреждения в связи с ужесточением квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Так, 17 шагом Плана Нации «100 конкретных шагов» предусмотрены обязательные нормы для кандидатов на должность судьи: в виде пяти лет стажа участия в судебных процессах, внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений, а также прохождение годичной стажировки кандидатов в судьи и испытательный период.
С момента создания института судебного совета в Казахстане в 1995 году и до сегодняшних дней можно проследить тенденцию к расширению полномочий Совета и к усилению его роли в деятельности по формированию судебного корпуса в стране. Если обратиться к исторически важным моментам и этапам реформ в Казахстане, ранее в соответствии с Законом «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» от 28 мая 2001 года Высший Судебный Совет являлся консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан. Обеспечение деятельности Совета осуществлялось Администрацией Президента. В последующем, на основании Закона Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете» от 17 ноября 2008 года Высший Судебный Совет был сформирован как учреждение без образования юридического лица, значительно были расширены полномочия Совета. Обеспечение деятельности Совета осуществлялось аппаратом Совета, а работники аппарата являлись сотрудниками Администрации Президента. Начиная с момента создания самого института Высшего Судебного Совета в Казахстане члены Совета назначались Президентом из числа руководителей органов государственной власти и управления, судей и представителей общественности.
Мировой опыт деятельности высших органов судейского сообщества, функционирующих на самоуправленческих началах, показывает, что аналогичные советы созданы в Италии (Совет магистратуры), Франции (Высший совет магистратуры), Греции, Румынии, Испании (Генеральный совет судебной власти), Колумбии (Высший совет судейского корпуса), Польше (Всепольский совет судейского корпуса), Болгарии (Высший судебный совет), Бельгии и Люксембурге (Высший совет правосудия), Норвегии (Совет по назначению судей) и ряде других стран. В их компетенцию входит: участие в процессе назначения, перемещения и увольнения судей; рассмотрение дисциплинарных проступков судей и других вопросов их административного статуса; представительство и защита интересов судейского сообщества; консультативные функции по вопросам судебной организации и статуса судей, а также в части организации профессиональной подготовки судебных работников. Во многих странах в состав высших судебных советов назначаются или избираются: судьи, адвокаты, ученые-юристы со степенью профессора или доктора права, а также другие уважаемые юристы со значительным стажем работы. В зарубежных государствах, как правило, судебные советы независимы и подотчетны только первым лицам государства: президентам, премьер-министрам либо королю.
До принятия Закона «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» от 4 декабря 2015 года был тщательно изучен мировой опыт различных судебных систем. Основой качественного и профессионального отправления правосудия является принцип меритократии, когда вновь назначенный судья начинает осуществление своей деятельности с районного суда, а для дальнейшего продвижения существуют определенные квалификационные требования, установленные Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в виде определенного судейского стажа для каждой последующей судебной инстанции: от районного суда до Верховного Суда Республики Казахстан. Данный принцип меритократии или продвижения по карьерной лестнице успешно действует многие годы в Австрии. Ранжирование и продвижение по принципу меритократии является основой судебной системы Италии, где ранг судьи дает право претендовать на административную карьеру в суде.
Сформированный Указом Президента Республики Казахстан 3 февраля 2016 года Высший Судебный Совет согласно Закону от 4 декабря 2015 года является автономным государственным учреждением, созданным в целях обеспечения конституционных полномочий Президента Республики Казахстан по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности. Правовой основой деятельности Совета являются Конституция Республики Казахстан, Конституционный закон, определяющий судебную систему и статус судей Республики Казахстан. Гарантией автономности Совета является законодательная норма о недопустимости вмешательства в его деятельность при осуществлении им своих полномочий. В то же время, следует отметить, что и независимость судей гарантируется Законом: так, например, Председатель и члены Совета не вправе вмешиваться в деятельность судей по отправлению правосудия. Совет осуществляет свою деятельность на основе принципов независимости, законности, коллегиальности, гласности и беспристрастности.
Высший Судебный Совет состоит из Председателя и других лиц, назначенных Президентом Республики Казахстан. Председатель Верховного Суда, Генеральный Прокурор, Министр юстиции, Руководитель уполномоченного органа по делам государственной службы и противодействию коррупции, председатели постоянных комитетов Сената и Мажилиса Парламента назначены по должности. В состав Совета кроме действующих судей Президентом Республики Казахстан были назначены и другие лица, в том числе представители Союза судей - судьи в отставке, ученый-юрист и адвокат. Члены Совета, за исключением Председателя Совета и членов Совета по должности, осуществляют свои полномочия три года с момента назначения Указом Президента. Аналогичный состав судебных советов функционирует в Италии, Франции, Бельгии. Так, например, в Италии вопросы карьерного продвижения судей решает Высший Совет по делам магистерских судов, состоящий на 2/3 из судей и на 1/3 из ученых-правоведов и практикующих юристов. В Испании судебная власть едина и органом управления является Генеральный совет судебной власти, статус этого органа основывается на положении о несовмещении должностей для его членов.
В Казахстане кандидаты из числа судей и судей в отставке были избраны и рекомендованы к назначению на Пленарном заседании Верховного Суда. Судьи и судьи в отставке составляют половину членов Совета. Представитель адвокатуры был рекомендован Президиумом Республиканской Коллегии адвокатов. Члены Совета, за исключением членов Совета по должности, на период осуществления своих полномочий освобождены от выполнения обязанностей по основному месту работы. Члены Совета независимы и подчиняются только Конституции, законам и актам Президента Республики Казахстан и обладают равными правами при решении вопросов, отнесенных к полномочиям Совета. Аналогично, например, в Малайзии вопросы назначения на должности судей входят в исключительную компетенцию Комиссии по судебным назначениям, все девять членов Комиссии назначаются Премьер-министром Малайзии.
Закон от 4 декабря 2015 года гарантирует большие полномочия членам Высшего Судебного Совета, которые вправе: знакомиться с материалами, представленными на рассмотрение Совета; принимать участие в исследовании и проверке материалов относительно кандидатуры на должность судьи; приводить мотивы и обоснования своим предложениям по рассматриваемым вопросам; участвовать в принятии решения путем голосования; проводить выездные встречи с кандидатами в судьи и судьями в регионах. Решения Совета принимаются не менее чем двумя третями голосов его членов, участвующих в заседании. Решения публикуются на сайте Совета www.vss.gov.kz
К компетенции Совета относится также прием квалификационных экзаменов у кандидатов на должность судьи, для чего при Совете создана Квалификационная комиссия. Решения Квалификационной комиссии при Совете о допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи оформляются в виде списка претендентов, который утверждается председателем Квалификационной комиссии. Спорные вопросы по поводу допуска к сдаче квалификационного экзамена рассматриваются на заседании Комиссии по решению её председателя.
С претендентами перед началом проведения квалификационного экзамена проводится инструктаж о правилах сдачи экзамена. Процедура сдачи квалификационного экзамена включает в себя три этапа: компьютерное тестирование на знание законодательства Республики Казахстан, способность применения законодательства на практике проводится по экзаменационным билетам, моделирующим конкретные ситуации из судебной практики и психологическое тестирование. Формируемый Советом список лиц, сдавших квалификационный экзамен на должность судьи, обновляется после каждого заседания Квалификационной комиссии. Для этого осуществляется мониторинг данного списка в целях исключения из него лиц, у которых истек срок действия результатов сдачи экзамена.
В случае успешного прохождения всех трех этапов, в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан, специалистами органов национальной безопасности проводится полиграфологическое исследование кандидатов, успешно сдавших экзамен на должность судьи, с целью получения достоверности получаемых сведений от них относительно противоправных намерений, скрытых расстройств поведения, негативных зависимостей, сокрытия ранее имевшихся фактов совершения коррупционных правонарушений, передачи посторонним лицам служебной информации, злоупотребления должностными полномочиями. Полиграфологическое исследование относительно кандидатов на должность судьи является новеллой законодательства в Казахстане и направлено на исключение коррупциогенных факторов при осуществлении правосудия. Например, в Бельгии и Люксембурге экзамен, который проводится Высшим советом правосудия, направлен на определение зрелости и пригодности кандидата для выполнения судебных функций, при этом оценивается: интеллектуальный уровень, способность выслушивать аргументы и стрессоустойчивость.
Одной из успешно функционирующих систем отбора кандидатов на должность судьи является опыт Турции, так как он сочетает все аспекты качественной профессиональной подготовки к судейской работе: квалификационные требования, такие как, пятилетний стаж участия в судебных процессах, письменный экзамен на знание юридических дисциплин, устный экзамен в виде интервью - собеседования с целью подведения оценки открытости, современного научно-технического развития, культуры и профессионализма кандидата, и завершающим этапом является стажировка до одного года, которая может быть продлена. При этом ранее стажировка для кандидатов на должность судьи в Турции составляла пять лет и была сокращена до одного года недавно.
Следующим видом деятельности Совета является ведение электронного персонального учета судей, организованное совместно с подразделением по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда, которое предоставляет в Совет сведения о судьях в электронном виде. Обновление информации на сайте осуществляется на постоянной основе после подписания Президентом Республики Казахстан Указа о назначении судей на должность или освобождение судей от должности.
Важным моментом в нынешней реформе судебной системы является то, что в компетенцию Высшего Судебного Совета также входит рассмотрение вопросов обжалования судьями решений дисциплинарной и квалификационной комиссий Судебного жюри, когда Совет является гарантом независимости судей и их неприкосновенности.
Таким образом, при разработке Закона Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете» от 4 декабря 2015 года был тщательно изучен лучший мировой опыт, который применен с учетом нашей государственной системы, что позволило создать автономный государственный орган, соответствующий современным международным стандартам.