Госактивы в образовании: пути повышения эффективности
Дина Амирова
В сегодняшних экономических условиях образование должно быть доступным, недорогим и прикладного характера. Для этого нужна новая программа по использованию государственных активов в образовании.
В Казахстане сегодня множество учреждений образования (от вузов до детских садов), на которые ежегодно расходуется значительная часть бюджета страны, при этом их эффективность остается на низком уровне. Чтобы изменить данную ситуацию, нужно проанализировать не только, как расходуются деньги на образование, но и то, насколько соответствует образовательная система поставленным перед ней задачам.
Как определяет политолог-аналитик Марат Шибутов в своем исследовании «Пути повышения эффективности управления государственными активами в образовании» на экспертном обсуждении в КИПР, современными целями государства в образовании являются сохранение организаций образования как системообразующих организаций, поддерживающих существование населенных пунктов; поддержание функции образовательных организаций как института социализации (идеологическая функция); развитие и поддержка сферы образования как части социального договора между властью и населением. Но, на его взгляд, государство сегодня недостаточно четко понимает свои обязательства в области образования.
- Определяющей является социальная функция, поэтому элитарное образование, за исключением сфер культуры и спорта, в Казахстане не нужно. Кроме того, есть разрыв между количеством школ с естественно-математическим уклоном и количеством грантов на высшее образование для них. К тому же есть острая необходимость системы прогнозирования реальной потребности экономики в рабочей силе с разной квалификацией. Но на сегодняшний день пропорция «количество выпускников/ учащихся - число рабочих мест» нарушена. Последствия этого таковы, что увеличение стоимости образования будет вгонять население в кредитную кабалу все сильней, а последствия неплатежей будут хуже, так как казахстанская экономика создает в год всего лишь 30-40 тыс. рабочих мест, и в будущем вряд ли будет увеличение, - говорит Марат Шибутов.
Исследователь предлагает отказаться от жестких требований к наличию формального образования для работников. По его мнению, для большинства должностей, где не нужно высшее образование, не надо его требовать - иначе население обанкротится. Также необходимо свести формы организации государственных образовательных организаций к госучреждениям и госпредприятиям. Кроме того, не должно быть больших разрывов в стоимости образования между бакалавриатами аналогичных вузов. Надо отметить, что сегодняшняя политика в высшем образовании приводит к отъезду перспективной молодежи на учебу за границу, а затем приобретению ими иностранного гражданства. Также, утверждает М. Шибутов, необходимо ликвидировать промежуточные управленческие звенья вроде различных образовательных холдингов, стандартизировать формы организации образовательных активов, провести ревизию организаций прочих видов образования с целью приватизации, за исключением тех, которые носят социальный характер. Упор надо делать на повышении статуса педагога через увеличение его заработной платы, а не просто повышение квалификации.
Выведение образовательных учреждений с низкой эффективностью на должный уровень - проблема, требующая управленческих решений на всех уровнях системы образования. По мнению эксперта ОЭСР, директора Центра экономических исследований в здравоохранении Али Нургожаева, эффективным представляется внедрение национальных счетов образования (НСО). С технической точки зрения - это инструмент всестороннего учета финансовых потоков в секторе образования. Они позволят проследить движение финансовых потоков из различных источников, через разных финансирующих агентов к поставщикам и услугам образования, а также распределение средств по статьям расходов и между регионами, оценить тренды и рассчитать продуктивность системы образования. Важно и то, что НСО способствуют повышению прозрачности и подотчетности системы государственного управления.
По его данным, по показателям расходов на одного учащегося на уровнях от начального до высшего образования Казахстан значительно отстает от стран ОЭСР (РК - 13 процентов ВВП на душу населения, ОЭСР - 27, РФ - 26 процентов), что иллюстрирует диспропорцию в финансировании по уровням образования. Известно, что подобное распределение ресурсов неэффективно с точки зрения конечного результата.
- В части регионального распределения расходов наблюдается значительное неравенство. Бюджетные расходы на дошкольное образование на одного учащегося различаются между регионами в 1,7 раза, а в пересчете на душу населения соответствующего возраста - в 3,2 раза. Обнаруживается обратная зависимость между долей детского населения, не охваченного дошкольным образованием, и государственным финансированием. Бюджетные расходы на школьное образование на одного учащегося различаются между регионами в 2,6 раза, на ТиПО - в 2,4 раза, - рассказал эксперт.
Также, по мнению А. Нургожаева, огромные расходы населения на образовательные услуги в Алматы и Астане в сочетании с достаточно высокими доходами жителей этих городов свидетельствуют о незначительном спросе на эти услуги в других регионах и о высокой степени неравенства внутри этих городов в доступности образования. Кроме того, исследование соотношения расходов населения на образование в городской и сельской местности также выявило ряд проблем с равенством в финансовой доступности услуг образования. Эксперт считает, что применение НСО решит основную проблему госучреждений в сфере образования: когда неизвестно, сколько и на что потратило государство и население.
Как считает директор Республиканского центра правовой помощи Руслан Джусангалиев, нельзя уповать на то, что введение НСО автоматически решит все проблемы.
- Как мы знаем, после введения системы национальных счетов в здравоохранении мы сегодня имеем треть недофинансированных государственных лечебных учреждений с недостаточным обеспечением узкопрофильными специалистами, а также перекос данных в крупных городах. Поддерживаю, что идея НСО хороша для применения в малокомплектных школах. Что касается целей и задач государства в образовании, хотелось бы отметить следующее: государство дает определенный стандарт образования бесплатно. В его обязанности входит дать доступное, качественное и бесплатное среднее образование. Дошкольное образование сюда не входит. Крупнейшие вузы по социально значимым специальностям должны быть государственными, бизнес-структуры сами создадут частные учебные заведения по востребованным ими специальностям, - сказал он, добавив, что необходимо разделить бюджет и финансирование в учебных учреждениях, тогда будет достигнут нужный уровень прозрачности.
Директор бюро образовательных технологий UniverSity Жанна Мендыбаева считает, что поскольку на рынке образования распределением грантов занимается государство, образование является важнейшим институтом для сдерживания социальной напряженности.
- Пока у детей есть перспективы на высшее образование, и как считают родители, на лучшую жизнь - все будут ориентированы на поиск ресурсов для обучения ребенка вне зависимости от социального и финансового положения семьи, - сказала она.
Как отметил модератор встречи Ерлан Смайлов, направление данных исследований представляется чрезвычайно важным, за последние десять лет таких не проводилось. Проведенное обсуждение станет базовым для более глубоких исследований, поскольку все спикеры сошлись в том, что в Казахстане необходимо установление четкого порядка в структуре образовательных учреждений.