На пути к «умному городу»
Данил Утюпин
Процессы интенсивной урбанизации и рост населения планеты вызвали к жизни идею «умных городов». В таких городах все проблемы решаются комплексно, а над их решениями работают профессионалы.
В «умных городах» все процессы идут согласованно и не противоречат друг другу. Там не может быть такого, что сегодня асфальтируют дорогу, а завтра асфальт убирают, чтобы ремонтировать теплосеть; сегодня высаживают молодые деревья, а завтра вырубают, потому что на этом участке решено построить новый торговый центр.
Так как жители Алматы - в основном люди энергичные и креативные, они не остались в стороне от движения за «умные города». Продвижение данной идеи в южной столице взял на себя АО «Центр развития города Алматы». Он создан в 2008 году при поддержке акимата. Основная цель работы - максимально содействовать устойчивому социально-экономическому развитию города. Вектор развития города определяется программой «Алматы-2020». Программа разработана с учетом мирового опыта развития городов, представленного McKinsey.
На днях Центр развития Алматы совместно с консорциумом «Институт инжиринга и информационных технологий КБТУ» и международной компанией «ЮС Central Europe» презентовал проект Smart Almaty. Разработка концепции Smart Almaty проводится в четыре этапа: оценка зрелости и аудит IT-систем города; анализ лучших международных практик на примере 21 города, включая Лондон, Сингапур, Бостон; разработка мастер-плана проекта Smart Almaty, включая паспорта и финансовые модели реализации не менее 20 проектов; разработка единых технических требований к внедряемым проектам. Кроме того, сформированы отдельные рабочие группы: «Безопасный город», «Умный транспорт», «Умное ЖКХ», «Умное здравоохранение».
В сфере «умного транспорта» намечено создание единого диспетчерского центра, внедрение в общественном транспорте беспроводной сети передачи данных, модернизация остановочных комплексов для информирования людей о маршрутах и передвижении транспорта.
Для развития «умной медицины» предлагается создание единой электронной карты пациента, которая будет содержать полную информацию о его здоровье, истории болезней, ходе лечения и прочее. Также планируется интеграция навигационной системы «Комек 103», установленной на станции скорой медицинской помощи, с ДВД и Службой спасения.
Как рассказала председатель правления АО «Центр развития города Алматы» Жанна Тулегенова, данная система позволяет врачу еще до поступления пациента получить информацию о его состоянии и определить дальнейшие действия. За время работы этой системы скорость приезда бригады скорой медицинской помощи сократилась с 17 до 11 минут. В более чем 80 процентах случаев «скорая» приезжает раньше чем за 15 минут.
Зам. председателя правления АО «Центр развития города Алматы» Аблайхан Есенов рассказал, что в рамках развития «умного образования» помимо оснащения учреждений компьютерами и интерактивными досками необходимо обеспечение высокоскоростным Интернетом, создание электронных библиотек и электронных столовых, где ученики смогут расплачиваться при помощи электронных карточек. Идет работа над совершенствованием системы контроля за успеваемостью учащихся.
В сфере безопасности действует оперативный центр ДВД г. Алматы, имеющий доступ к уличным видеокамерам, фиксирующим происходящие нарушения. Но теперь, по словам А. Есенова, этого недостаточно и необходимо внедрение аналитических и технологических инструментов, помогающих предотвращать возможные нарушения, в частности, установка терминалов экстренной связи, запуск беспилотных летательных аппаратов и тому подобное.
Среди участников мероприятия был и представитель международной компании «IDT Central Europe» в Азиатско-Тихоокеанском регионе Джеральд Ванг из Сингапура, который рассказал о развитии «умных городов» у себя на родине. По его словам, современный мир переходит в цифровую эпоху, где на первое место выходят такие понятия, как «облако» (хранение данных на виртуальных серверах), «мобильность», «социальные сети» и «большой объем данных (Big Data)». С помощью этих инструментов можно отвечать на вызовы, с которыми сталкивается человечество в XXI веке. Д. Ванг называет их также аугментированной, или «дополненной реальностью», что представляет собой сочетание реальной и виртуальной реальностей, где виртуальные объекты могут взаимодействовать с объектами обыденного мира, дополнять или заменять их.
- Сейчас популярны технологии-акселераторы. Это 3D-принтинг. Несколько лет назад в Новой Зеландии произошло землетрясение, в результате которого множество зданий в городе Крайстчерч было разрушено, а восстанавливать их было нужно очень быстро. И вместо того, чтобы везти откуда-то строительные блоки, строители распечатали их прямо на месте на 3D-принтере. За несколько месяцев они восстановили город, - сказал Д. Ванг.
Сейчас во многих развитых странах наблюдается старение населения, что провоцирует нехватку рабочей силы. И здесь на помощь приходят роботы, которые могут взять на себя множество функций, ранее выполнявшихся людьми, и делать их работу даже лучше. Например, ликвидировать чрезвычайные ситуации. Так, в Джакарте (Индонезия) происходит множество лесных пожаров, которые могут возникнуть в любое время и распространяются с молниеносной скоростью. Чтобы их предотвратить или оперативно ликвидировать, необходимо отслеживать ситуацию круглосуточно. Простым людям трудно справиться с такой задачей, но с ней легко могут справиться электронные датчики, либо стационарные, либо установленные на летающих дронах. Для удаленных сельских районов дроны - это превосходный инструмент контроля и сигнализирования.
- Виртуальные технологии могут креативным образом применяться и в самых разных областях. Так, например, виртуальная игра «Pokemon Go» заставила выйти на улицу миллионы людей, что многие годы не удавалось Всемирной организации здравоохранения, озабоченной ростом числа людей в мире, страдающих от гиподинамии, вызванной малоподвижным образом жизни. Но виртуальные технологии - это не только игры. Это еще и широкие возможности для обучения практическим навыкам. Они применяются, например, в подготовке пилотов и врачей. Обучение пилотов очень дорогостоящее. Один тренировочный полет на самолете обходится в тысячи долларов. Но с развитием технологий «дополненной реальности» симулятивные тренажеры легко могут заменить тренировочные полеты, - заявил Д. Ванг.
И именно «дополненная реальность» сделала возможными «умные города». По словам гостя из Сингапура, «смарт-сити» - это локальная версия «электронного правительства». Но все города разные, и поэтому очень важно, чтобы разрабатываемые технологии отвечали потребностям конкретного города. Не существует универсальных решений. «Умные города» осознают свои проблемы и потребности, конкурируют между собой за инвестиции и таланты. И с этой целью они стремятся создать у себя максимально комфортную среду обитания.
Сегодня более половины человечества проживает в городах. И процессы урбанизации продолжаются. Это большие вызовы для правительств. И поэтому они стремятся оптимизировать и компьютеризировать процессы управления инфраструктурой. Это означает необходимость строительства социального жилья, и правительства стремятся сразу же в ходе строительства внедрять ресурсо- и энергосберегающие технологии.
- На территории города Сингапура, занимающего площадь 24 кв. км, проживают шесть миллионов человек. Здесь имелись большие проблемы с питьевой водой. Правительство доверило решение этой проблемы нескольким частным компаниям, которые работали с передовыми технологиями. Стали применяться различные методы очистки воды, дистилляция, обессоливание. Нам удалось создать устойчивое водоснабжение всего населения Сингапура, и теперь мы называем Сингапур огромным водным узлом, - сказал Д. Ванг.
Большие сложности в Сингапуре имелись и с транспортом, заторами на дорогах. Но с помощью развития системы общественного транспорта, его согласованной работы и других инициатив удалось разрешить транспортный коллапс. Одной из таких инициатив явилось внедрение электронной системы оплаты за пользование дорогой. В каждой машине установлен датчик, который списывает определенную сумму с электронного кошелька после пересечения электронных линий на дороге. Теперь там планируют синхронизировать оплату не только по территориям, но и по времени. Так, если водитель заезжает в центр города в час пик, с него списывается большая сумма, а если в другое время - то меньшая.
Необходимо подчеркнуть, что все эти новшества, предложенные в ходе встречи, требуют значительных средств, но в данном случае власти г. Алматы рассчитывают в основном на средства частных инвесторов.
- Нам поступают предложения организовать совместные с акиматом предприятия, инвесторы таким образом хотят минимизировать свои риски. Но мы считаем, что в данной ситуации коммерческий менеджмент окажется более успешным, чем государственно-частное партнерство. После того, как мы рассмотрим все предложения от казахстанских и иностранных вендоров, разработчиков, мы составим мастер-план, где можно будет увидеть предложенные проекты, в чем они отличаются друг от друга, в чем дополняют или даже дублируют друг друга. Благодаря этому мы сможем избежать двойной работы и лишних трат. Так, в рамках направления «Безопасный город» планируется установить по городу более тысячи видеокамер для мониторинга безопасности в общественных местах. От другого инвестора мы получили проект внедрения в Алматы «умного освещения». И если эти два проекта интегрировать еще на этапе строительно-монтажных работ, то это заметно удешевит расходы обоих разработчиков. Если на уличные столбы одновременно ставить и камеры, и лампы, реагирующие на движение, удастся сэкономить значительные средства, - отметила Ж. Тулегенова.