Реализация судебных реформ во благо государства и народа (Д. Тастемир)

Реализация судебных реформ во благо государства и народа

 

Диляра Тастемир

 

Системное и устойчивое развитие национальной судебной системы во многом реализовано благодаря поддержке Главы государства. Нурсултан Абишевич изначально принял принципиальную позицию о независимости судебной системы. Это проявлялось во всех его решениях и выступлениях по работе судов.

В течение первых трех лет независимости был сформирован фундамент новой судебной системы, регламентированы все принципиальные вопросы отправления правосудия, в том числе в материально-техническом аспекте. Были радикально укреплены независимость судов и статус судей, осуществлены кардинальные изменения в судоустройстве и судопроизводстве.

Хотел бы отметить наиболее важные решения, которые повлияли на развитие судебной системы. Так, основные нормы деятельности судов заложены реформой 1995 года. Был издан Указ Президента «О судах и статусе судей в Республике Казахстан». Реорганизованы Верховный Суд и областные суды путем присоединения к ним в качестве коллегий по хозяйственным делам упраздненных арбитражных судов. Это позволило создать в стране единую судебную ветвь власти. История подтвердила правильность такого решения - примеру Казахстана последовали другие страны СНГ.

Созданы Высший Судебный Совет и Квалификационная коллегия юстиции. Реформирована система обеспечения деятельности судов.

Одним из приоритетов дальнейшего совершенствования судебной системы стал курс на специализацию судов. Во всех регионах республики образованы специализированные межрайонные экономические суды, административные суды, суды по уголовным делам, а также по делам несовершеннолетних. Благодаря этому существенно повысилось качество рассмотрения дел, правосудие стало более доступным и справедливым.

Сформирована казахстанская модель судопроизводства с участием присяжных заседателей. Укреплению гарантий защиты конституционных прав и свобод граждан способствовало введение в 2007 году судебного санкционирования ареста. В 2000 году Казахстан первым среди стран СНГ начал внедрение в судопроизводство информационных технологий.

Все эти меры позволили обеспечить стабильную и эффективную работу судов по отправлению правосудия. Как результат, за годы независимости в обществе укрепилась уверенность в том, что законы работают, что человек может отстоять свои интересы в рамках правового поля. Ежегодный рост обращений в суды является тому свидетельством. Так, если в 1992 году судами всего рассмотрено около 270 тыс. дел, то в 2015 - 1,1 миллиона дел, то есть в четыре раза больше.

 

- Последний раз вы давали интервью «Юридической газете» в октябре 2013 года - накануне VI Съезда судей. За это время в судебной системе произошли кардинальные преобразования. Связано ли проведение внеочередного VII Съезда (спустя три года вместо четырех положенных) с выполнением судебной системой всех поставленных задач?

- Несомненно, созыв VII Съезда ранее намеченного срока обусловлен выполнением Верховным Судом всех поручений Президента, данных не только на VI Съезде судей, но и в рамках второй институциональной реформы «Обеспечение верховенства закона» Плана нации. Работа проведена на должном уровне.

Одним из факторов, который также повлиял на решение о проведении VII Съезда в 2016 году, безусловно, является необходимость принятия нового Этического кодекса судей. Данная задача была поставлена в рамках 19 шага Плана нации. Это исключительная прерогатива съезда судей. Новый кодекс подробно регламентирует правила поведения судей в профессиональной и во внесудебной деятельности. По нему прошло широкое обсуждение в регионах, текст документа был размещен на сайте Верховного Суда. Кодекс разработан на основе Бангалор-ских принципов поведения судей. Это позволило предусмотреть те возможные конфликтные ситуации, которые должен избегать судья, чтобы сохранить свою процессуальную независимость, объективность и беспристрастность при рассмотрении судебных дел. По проекту кодекса мы получили положительное заключение Венецианской комиссии Совета Европы. Думаю, учитывая прогрессивность нового Этического кодекса судей, он будет принят единогласно всеми делегатами съезда.

Хочу с чувством удовлетворен ия также проинформировать, что с принятием проекта кодекса мы можем говорить о полном выполнении всех задач, поставленных Президентом страны перед судебной системой в рамках Плана нации и на VI Съезде судей.

Конечно, наши успехи еще не повод для самоуспокоения. Есть еще много к чему стремиться, но все институциональные преобразования в работе судов, в том числе на законодательном уровне, нами реализованы. В настоящий период считаю значимым этапом в развитии судов в новейшей истории нашей страны.

Сегодня нам необходимо обсудить с судьями текущую ситуацию, осмыслить новые достижения и определить дальнейшие приоритеты развития судебной системы. Как вы знаете, Съезд это та площадка, которая наилучшим способом подходит для этого. Здесь есть возможность выступить у каждого судьи. Также планируется отчет Союза судей и ревизионной комиссии, избрание центрального совета и всех других органов.

 

- Расскажите подробнее о конкретных достижениях судебной системы с момента проведения VI Съезда судей и по итогам реализации Плана нации.

- Могу отметить, что проведенные преобразования в целом значительно модернизировали национальную судебную систему. При этом, претерпев за последние три года ряд кардинальных преобразований, отечественная судебная система сохранила высокий уровень эффективности работы, отвечающей задачам по максимальному упрощению судопроизводства и обеспечению доступности правосудия для граждан. То есть нам удалось исключить любые сбои, которые бывают, как правило, при внедрении инноваций.

Оптимизация судебных инстанций способствовала существенному упрощению доступа к правосудию и сокращению времени для принятия окончательных решений. Сокращение кассационных инстанций областных судов позволило укрепить апелляционные суды на 104 штатные единицы. За счет сокращения нагрузки повысилось качество отправления правосудия местными судами. Значительное число дел теперь завершается рассмотрением на уровне апелляции облсудов. Если раньше отдельные категории дел рассматривались до полутора лет, то сегодня - при трехзвенной модели правосудия - разрешаются максимум за шесть-девять месяцев.

О высоком качестве отправления правосудия свидетельствует небольшой удельный вес отмененных и измененных судебных актов. Кроме того, не допущено нарушений процессуальных сроков.

Новое законодательство значительно повысило эффективность правосудия. Здесь я предлагаю сравнить некоторые показатели работы с 2013 годом, то есть временем проведения прошлого VI Съезда судей.

Так, по итогам десяти месяцев текущего года более половины гражданских дел рассмотрено в порядке упрощенного производства. В 2,6 раза увеличилось количество дел, оконченных с применением альтернативных способов разрешения спора, в 16 раз - с применением медиации. Причем более 9 тыс. споров рассмотрено с участием медиаторов Ассамблеи народа Казахстана. Применение медиативных процедур позволило в 3,3 раза увеличить количество прекращенных уголовных дел.

Для расширения применения института досудебного и внесудебного урегулирования споров Верховным Судом был подписан Меморандум по развитию института медиации с Ассамблеей народа Казахстана. Аналогичные меморандумы заключены со всеми акиматами областей. На сегодня при акиматах созданы и успешно работают 827 кабинетов медиации.

Реализуются предусмотренные Планом нации меры по сокращению участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам. Количество дел, рассмотренных с участием прокурора, снизилось в 2,4 раза.

В уголовном судопроизводстве активно заработали такие институты, как ускоренное досудебное расследование, согласительное производство, сокращенный порядок. Существенно снижен уровень карательной практики. Судами стали активнее применяться наказания, не связанные с лишением свободы. В 8,4 раза увеличилось применение штрафов, в 5,9 раза - общественных работ, в 2,2 раза - исправительных работ.

Дают положительные результаты меры по обеспечению в судах баланса между обвинением и защитой, расширению судебного контроля. Передача следственному судье полномочий по санкционированию ряда новых четырех следственных действий позволяет существенно сократить нарушения конституционных прав человека. В 2,9 раза увеличилось число материалов, рассмотренных следственными судьями. Число оправданных лиц за десять месяцев возросло на 66,4 процента.

В целом за последние три года тюремное население сократилось почти на треть. При этом суды стали чаще применять такие виды наказания, как ограничение свободы и штраф, а из дополнительных - конфискацию имущества, лишение права занимать определенную должность. В текущем году только по вступившим в законную силу приговорам наложено штрафов на сумму более двух миллиардов тенге.

Более чем на треть увеличилось число уголовных дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей. Как видите, есть существенные достижения, которые мы можем презентовать Главе государства.

 

- Как известно, введены новые формы отбора судей, да и к действующим служителям Фемиды требования сегодня достаточно высоки. Вы считаете, что жесткий подход к формированию работоспособного и квалифицированного судейского корпуса оправдан?

- Верховный Суд совместно с Высшим Судебным Советом делает все для формирования качественного судейского корпуса, это центральный вопрос преобразований. Такой подход, считаю, сегодня актуален и необходим.

Для проведения системной работы по отбору кандидатов Высший Судебный Совет стал автономным учреждением. К этому процессу привлечены Общественные советы, в состав которых вошли депутаты маслихатов, представители гражданского общества и ветераны судебной системы. Считаю, чем шире будет публичное обсуждение такого кандидата, тем меньше вероятности, что мы допустим ошибку. Практически сведена к нулю возможность влияния председателей областных судов на отбор судей.

Ужесточены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейские должности. Усилены процедуры сдачи квалификационного экзамена, введены стажировка и исследование на полиграфе. О тщательности отбора, а значит, об эффективности такого подхода свидетельствует тот факт, что в ходе прошедшего отбора в марте текущего года был отклонен каждый четвертый претендент на судейские должности.

С учетом новых повышенных требований уже назначены 120 судей местных судов. Введена годичная оплачиваемая стажировка.

Существенно повышены требования к действующим судьям. В 2016 году новую процедуру оценки профессиональной деятельности пройдут 1 220 судей. На сегодня оценку прошли 978 судей, 44 из которых подлежат повторной проверке через год, трое судей переведены в другие суды с иной специализацией. Прорабатывается вопрос об усилении ответственности судей, не прошедших оценку с первого раза.

Верховный Суд нацелен на усиление положительных тенденций в кадровой работе. Образование Академии правосудия при Верховном Суде позволит максимально сблизить учебный процесс и судебную практику, обеспечит высокий уровень повышения квалификации судей, усовершенствует научно-исследовательскую работу. С 1 сентября текущего года к обучению в Академии приступили 60 первокурсников, 57 слушателей продолжили учебу на втором курсе.

Общественность и судейский корпус должны четко понимать принципиальную позицию Верховного Суда. Специфика и значимость работы судьи таковы, что в судейских рядах должны оставаться только самые подготовленные и отвечающие всем самым высоким требованиям кадры. Это касается знаний, морального поведения, ответственности, трудовой дисциплины и так далее. Это не просто слова, а базовый принцип, который реализуется на практике.

 

- Кайрат Абдразакович, недавно прошла Ваша интернет-конференция на сайте «Zakon.kz». Видно, что вы осваиваете новые технологии и новые медиа. А как с этим обстоит в судах? Как вы лично оцениваете необходимость развития электронного правосудия?

- Действительно, за последние три года достигнут существенный прорыв в этой сфере. Самое главное, мы добились кардинального изменения всей системы взаимодействия граждан при обращении в суды. Теперь это стало возможно дистанционно через Интернет. То есть любой гражданин, не выходя из дома, в любое удобное ему время через сервис «Судебный кабинет» может направить обращение в суд. Кроме того, через данный сервис он сможет отследить весь путь прохождения своего документа от момента регистрации, назначения заседания по нему, определения судьи и до вынесения решения. То есть человеку не надо приезжать в суд, звонить и уточнять всю необходимую информацию. Все это делается автоматически и дистанционно.

Более того, меняется работа самих судов. Сегодня благодаря новым технологиям высвобождаются ресурсы секретарей и работников канцелярии. Если дело поступает в электронном виде и регистрируется автоматически, если введен сокращенный протокол, то у сотрудников остается больше времени заниматься более углубленно другими задачами.

Сегодня к нам обращаются наши соседи по СНГ за опытом организации электронного судопроизводства. К примеру, к нам летом приезжала представительная делегация российских коллег с целью перенять наш опыт развития электронного правосудия.

Новыми системами фиксации в настоящее время оснащены все залы судебных заседаний. Система исключает какую-либо возможность приостановить или редактировать запись.

Активно развивается сервис «Судебный кабинет», информационная система «Төрелк», форум «Талдау» становятся эффективными инструментами обеспечения доступа к правосудию. Стоит отметить, что в этом году через «Судебный кабинет» направлено более 75, 6 процента всех исковых заявлений.

Применяемая в судах система видео-конференцсвязи позволяет рассматривать дела без этапирования подсудимых, расширяет возможности правосудия независимо от места нахождения его участников на территории страны и за рубежом.

Мы ведем дальнейшую работу по совершенствованию и разработке новых модулей для «Судебного кабинета». Одна из новых его возможностей - размещение аудио-, видеозаписей открытых судебных заседаний без возможности скачивания.

Таким образом, благодаря информационным технологиям работа судов становится более эффективной, а для граждан это значит прежде всего повышение удобства и прозрачность правосудия.

 

- Для Вас как руководителя, наверное, всегда важна эффективность работы судов. Как Вы оцениваете этот показатель?

- Считаю, в целом казахстанская судебная система эффективна, потому что она востребована гражданами. Я приведу вам очень простые цифры.

Если в 1992 году судами всего рассмотрено 268 281 дело, то в 2015 -1 125 157 дел, или в четыре раза больше. За прошедшее с VI Съезда судей время число поступающих в суды заявлений и дел ежегодно возрастает в среднем на 200 тысяч. Рост обращений в суды является красноречивым свидетельством того, что в обществе укрепляется уверенность в том, что законы работают, что человек может отстоять свои интересы в рамках правового поля.

Приведу в пример еще одну цифру, которая свидетельствует об эффективности работы судов. Показатели соцопросов и рейтингов также говорят о высокой эффективности в вопросах обеспечения верховенства права отечественной судебной системы.

Начиная с 2012 года, фактически ежегодно проводятся крупные социологические исследования по работе судов. Некоторые из них мы проводим сами. К примеру, в 2012 году соцопрос проводил общественный фонд «Транс-паренси Казахстан». Это делалось при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Казахстане. По его результатам 75 процентов опрошенных доверяют судебной системе. По итогам независимого опроса граждан, проведенного в 2015 году экспертами ПРООН, 71,4 процента респондентов удовлетворены работой казахстанских судей. В текущем году нами проведено онлайн-анкетирование участников судебных процессов, результаты которого показали, что общий уровень удовлетворенности качеством работы судов составляет 74,4 процента.

Как видите, уровень удовлетворенности граждан доступностью и качеством работы судов подтверждается независимыми исследованиями и социологическими опросами различных категорий респондентов.

 

- Кайрат Абдразакович, в день выхода данного номера газеты в Астане соберутся участники VII Съезда судей республики. Каковы будут Ваши пожелания делегатам и гостям Съезда? Каковы Ваши ожидания от предстоящего форума?

- Безусловно, Съезд - хорошая возможность подвести итоги с точки зрения не одного суда или группы юристов, а всего корпуса судей, обладающих высоким интеллектуальным и профессиональным потенциалом. Съезд способствует выявлению актуальных проблем в работе судов, в том числе в законодательстве, и выработке механизмов по их преодолению. Съезд - это хороший пример корпоративной демократии. Когда выслушанным может быть любой судья. Кстати, можно отметить, что практика проведения съездов судей или других подобных мероприятий существует во многих странах мира.

Дворец Независимости столицы соберет под своими сводами около 600 делегатов и гостей VII Съезда судей. На нем мы подведем итоги работы по реализации задач, озвученных на VI Съезде судей, и Плана нации.

Кстати, съезды у нас всегда проходят в форме живой дискуссии, высказываются различные мнения и предложения. Всегда интересно послушать позицию Главы государства по важным вопросам совершенствования работы судов. Можно ожидать, что VII Съезд не станет исключением.

Пользуясь случаем, хотел бы поприветствовать всех участников главного форума судей, пожелать им активной и конструктивной работы!

 

Следите за новостями zakon.kz в: