Кадровая политика: прозрачно и объективно
Анатолий Смолин,
председатель
Высшего Судебного Совета РК
Под руководством Главы нашего государства Нурсултана Назарбаева для обеспечения эффективной реализации права на судебную защиту в соответствии с п. 2 ст. 13 Конституции РК в республике проводится комплексная работа.
Речь идет как о принятии соответствующих законов, препятствующих судебной волоките, судейским ошибкам и позволяющих рассматривать дела быстро и качественно, так и об облегчении доступа к правосудию и снижении материальных расходов участников спора посредством введения института электронного судопроизводства и дистанционного участия в судебных процессах.
При этом одним из главных условий для эффективного отправления правосудия является надлежащее кадровое обеспечение судебной системы. Только при наличии грамотных и высокопрофессиональных судей можно добиться качественного правосудия и правильного применения законов.
Именно по этой причине кадровым вопросам судебной системы со стороны государства уделяется особое внимание. Этому вопросу посвящен 17-й шаг Плана нации, для реализации которого проведены кардинальные изменения, касающиеся правового статуса органа, осуществляющего отбор судей, повышения требований к кандидатам в судьи и ужесточения механизмов их отбора.
Все эти законодательные новеллы разработаны с учетом положительного опыта развитых стран ОЭСР и существующей международной практики.
Рекомендации по вопросам правового статуса судей, их назначения и освобождения содержатся в ряде документов, в том числе в Европейской хартии о статусе судей от 1998 года, Основных принципах ООН, касающихся независимости судебных органов, от 1985 года.
В целом обобщение имеющихся рекомендаций в сфере деятельности судов, содержащихся в международных документах, свидетельствует о наличии ряда общих подходов.
Во-первых, это критерии отбора - судей следует отбирать на основании четких, объективных и прозрачных критериев, связанных с их способностями, моральными качествами и профессиональной квалификацией. Критерии отбора не могут быть дискриминационными.
Во-вторых, процедура назначения - международные стандарты не предписывают использования конкретной процедуры, но требуют, чтобы национальные правовые системы гарантировали независимость назначаемых судей и их беспристрастность.
Европейская хартия о статусе судей предусматривает, что судьи должны назначаться органами, независимыми от исполнительной и законодательной власти, образованными, главным образом, из судей и представителей юридической профессии и применяющими прозрачные процедуры. Для обеспечения независимости органа, осуществляющего назначение судей, значительное число его членов должно избираться судьями из своего состава.
В-третьих, продвижение судей - решения о продвижении судей должны основываться на тех же объективных критериях, что и назначение, и быть итогом прозрачной и справедливой процедуры.
Европейская хартия о статусе судей четко устанавливает, что решения о направлении судей в определенный суд или о переводе из одного суда в другой должны приниматься независимым органом либо по его рекомендации.
Можно с полной уверенностью сказать, что новая система отбора судей в стране полностью соответствует всем этим стандартам. Так, вопросами подбора будущих судей занимается Высший Судебный Совет, правовой статус, состав и полномочия которого с этого года значительно расширены.
Из консультативно-совещательного органа Совет преобразован в автономное государственное учреждение. В состав Совета, наряду с председателем Верховного Суда, Генеральным прокурором, председателями профильных комитетов Мажилиса и Сената Парламента, адвокатом, введены министр юстиции, руководитель уполномоченного органа по делам государственной службы и противодействию коррупции, действующие судьи всех уровней и судьи в отставке, а также ученый-юрист.
При этом председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, представители Парламента, министр и руководитель уполномоченного органа входят в Совет по должности.
Расширение персонального и качественного состава Совета сделано для обеспечения большей открытости и объективности его работы.
Ранее на постоянной основе в Совете работал только его председатель. В настоящее время девять членов Совета работают на освобожденной основе. То есть на период членства, которое составляет три года, они освобождаются от выполнения своих обязанностей по основному месту работы. Такая модель работы Совета позволяет его членам полностью сосредоточиться на решении отнесенных к его компетенции вопросов.
Одним из главных принципов формирования Совета является то, что теперь судьи и судьи в отставке должны составлять половину членов Совета. Это сделано для обеспечения полного соответствия состава Совета международным стандартам.
Что касается новых полномочий Совета, то в рамках обеспечения гарантий независимости судей Совет наделен правом рассмотрения жалоб судей на решения Судебного жюри. Также в связи с введением института оценки профессиональной пригодности судей по истечении первого года работы Совет наделен полномочиями по рассмотрению и утверждению результатов работы лиц, впервые назначенных на должность судьи.
Важной новеллой является расширение перечня судейских должностей, занятие которых осуществляется на конкурсной основе. Ранее через конкурс назначались только судьи районных и областных судов, а теперь такой порядок назначения введен и для председателей районных судов, и для судей Верховного Суда. Это сделано для предупреждения влияния руководства судов на карьерный рост судей и тем самым направлено на усиление гарантий их независимости. В настоящее время по результатам конкурса на вакантные судейские должности назначены 122 судьи.
Заседания Совета проводятся публично с участием представителей средств массовой информации и юридической общественности, а информация о принятых Советом решениях размещается на интернет-ресурсе Совета.
Следующий блок новелл - повышение требований к стажу работы кандидатов в судьи и ужесточение механизмов отбора судей. Претендент на должность судьи районного суда теперь должен иметь пятилетний стаж работы, связанной с судопроизводством, или же десять лет юридического стажа. Ранее было достаточно двух лет юридического стажа.
С учетом внедрения принципа меритократии в судебной системе кандидат в судьи областного суда теперь должен обязательно иметь пять лет судейского стажа, а на должность судьи Верховного Суда - десять лет работы судьей, из которых пять лет - в областном суде.
Помимо усиления требований к кандидатам в судьи изменен и порядок их подготовки.
Для того чтобы стать судьей, у претендента есть два варианта - либо пройти двухгодичный курс обучения в специализированной магистратуре при Верховном Суде, либо сдать квалификационный экзамен и пройти стажировку в суде.
Приемом экзамена у кандидатов в судьи занимается Квалификационная комиссия, образованная при Совете. Состав этой комиссии в текущем году претерпел значительные изменения. Наряду с учеными и судьями в нее включены представители Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, нотариата и адвокатуры, а также практикующие юристы и судьи в отставке, что способствует объективной и всесторонней оценке кандидатов в судьи.
Процедура сдачи квалификационного экзамена кандидатами в судьи включает в себя три этапа, первым из которых является проверка знаний претендента в рамках компьютерного тестирования. Второй этап направлен на проверку способности кандидата применять свои знания на практике и проводится в форме устного собеседования по экзаменационным билетам.
Типовые вопросы компьютерного и устного экзаменов размещены на интернет-ресурсе Совета.
На третьем этапе кандидаты сдают психологическое тестирование.
Расширение качественного состава Квалификационной комиссии и изменение подходов проведения квалификационного экзамена, ориентированного теперь на проверку умения претендентов применять свои знания на практике, положительно сказалось на отборе кандидатов в судьи.
Статистика показывает, что в 2015 году из 735 кандидатов в судьи успешно сдали экзамен 292 человека, или каждый третий, а в этом году из 229 - 48, или каждый пятый. То есть теперь мы можем говорить о том, что профессиональные качества кандидатов оцениваются на более высоком уровне.
Кроме того, по аналогии с правоохранительными органами, для кандидатов, сдавших экзамен, введен институт полиграфологического исследования, предусматривающий проверку человека на «детекторе лжи».
Особенностью прохождения полиграфологического исследования является то, что кандидаты в судьи вне зависимости от региона проживания проходят его на базе Комитета национальной безопасности.
Основными задачами исследования являются, прежде всего, выявление у кандидата противоправных намерений, скрытых расстройств поведения, негативных зависимостей, сокрытия и искажения ими анкетных данных и данных о доходах, совершения ранее коррупционных правонарушений, контактов с преступными и террористическими организациями, а также совершения иных противоправных действий.
После экзамена кандидат в судьи должен будет пройти годичную оплачиваемую стажировку с отрывом от основного места работы. Ранее подобная стажировка проводилась без отрыва от работы, что сказывалось на ее качестве.
При этом с пяти до четырех лет сокращены сроки действия результатов экзамена, в том числе сданного в магистратуре, и результатов стажировки. Это объясняется постоянным развитием общественных правоотношений и модернизацией законодательства, которое должен знать будущий судья.
Первые результаты практической реализации законодательных новелл уже имеются, поскольку число лиц, успешно сдавших квалификационный экзамен, значительно сократилось. То есть теперь судьями могут стать только лица, хорошо знающие законодательство и умеющие применять его на практике.
В марте этого года при проведении конкурса на занятие судейских должностей более 150 кандидатов не были допущены к конкурсу в связи с отсутствием у них необходимого стажа. Это свидетельствует о том, что теперь судьями смогут стать только лица, имеющие достаточный профессиональный и жизненный опыт.
Положительно зарекомендовала себя практика обсуждения кандидатов на пленарных заседаниях судов и на советах по взаимодействию с судами, что подтверждает активное участие общественности в подборе судей.
При этом вся информация об участниках конкурса на должность судьи, дате и результатах их обсуждения на местах является абсолютно прозрачной и размещена на интернет-ресурсе Совета.
Результаты реформы и полученный опыт положительно скажутся на достижении поставленных целей по формированию высокопрофессионального судейского корпуса.