Творчество и плагиат (советы начинающим авторам) (Каудыров Т.Е., Доктор юридических наук, профессор)

Творчество и плагиат
(советы начинающим авторам)

 

Каудыров Т.Е.

Доктор юридических наук, профессор

 

1. Свобода творчества как конституционная гарантия в Республике Казахстан

Статья 20 Конституции Республики Казахстан является правовой основой всей творческой деятельности в нашей стране. Это сделано очень сжато, но ёмко. Провозглашается, что «Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается.

2. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом. »

Это означает, что вообще- то информация свободна - для использования, передачи, изменения. Но есть информация, в отношении которой установлен определенный режим, требования, выполнение которых только и даёт возможность использования информации. Статья 20 Конституции указывает только на один такой случай ограничения - информация, составляющая государственные секреты. Но есть еще ряд специальных, ограничительных режимов для информации. Это коммерческая, тайна, тайна усыновления, а также отнесение информации к чье-либо интеллектуальной собственности. В нашем случае, для учителей и преподавателей фактором, ограничивающим свободу использования и распространения информации является авторское право.

В двух словах это означает, что при подготовке своих лекций, уроков, учебников, пособий мы должны опасаться нарушения чужих авторских прав, то есть прав каких-либо авторов на произведения.

 

2. Понятие произведения и условия охраны произведения

Центральным понятием авторского права является произведение. Закон опять же не дает полного и ясного понятия произведения. Это и рассказ, и повесть, и роман, и эссе, и стихотворение, и фильм и еще многое другое, может быть, не всегда гениальное, а иногда - и бессвязное, но отличающееся двумя признаками - творческим характером создания и объективной формой выражения. Если есть эти два признака, то простая таблица умножения на «2», но изложенная в стихах, положенная на музыку, как то зарифмованная или иным оригинальным образом обработанная, становится произведением, которое использовать без разрешения автора нельзя! Если Вы видите произведение, пусть даже в Интернете, то учтите, что у него должен быть автор. Как поведете себя по отношению к этому автору и будет определять ваше отношение к чужому авторскому праву.

 

3. Понятие исключительного права на произведение

И автор школьного сочинения, студенческого эссе, курсовой или дипломной работы или проекта, а также методической разработки или учебного пособия, и поэт, и писатель, и композитор имеют в отношении своего результата самостоятельной творческой деятельности два рода прав: личные неимущественные права и имущественные (исключительные) права.

Первая группа - личные неимущественные права - означает, что никто не может присвоить себе авторство на произведение, указать себя вместо автора, снабдить произведение предисловием, послесловием, комментариями, иллюстрациями, примечаниями и пр.

Вторая группа прав связана уже с имуществом и потому называется исключительные имущественные. Она сводится к тому, что никто кроме автора не имеет права воспроизводить произведение, вводить его в гражданский оборот, прокат, извлекать какую-нибудь иную коммерческую выгоду.

 

4. Условия использования чужого исключительного права

Главное правило содержится в статье 16 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах». Оно просто и понятно всем: «Хочешь использовать произведение - найди автора, обратись к нему, если он просит, то заплати ему, если он требует - заключи с ним авторский договор, в котором предусмотри все его материальные и личные неимущественные требования »

Статьи 18 - 26 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» содержат все случаи, когда произведение можно использовать без согласия автора и без выплаты автору вознаграждения; без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения.

Итак, смело используйте чужое произведение, никому ничего не платите и е спрашивайте ничьего разрешения в следующих случаях:

1) если Вы физическое лицо, то в единичном экземпляре правомерно обнародованное произведение исключительно в личных целях и без получения дохода. А учитель в школе, если он купил учебник для себя, то может ли он использовать данный учебник для преподавания ученикам? Да, может!

2) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

3) использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко-,видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

4) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения;

5) воспроизведение библиотеками и архивами произведений без извлечения прибыли в единичном экземпляре произведения с перенесением его в цифровой формат в целях замены утраченных или испорченных экземпляров произведения, а также предоставление экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведение из своих фондов.

6) репродуцирование (ксерокопирование, фотокопии и др. кроме издания) в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

а) библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведение из своих фондов;

б) отдельных статей и малообъемных произведений, опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстрации) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;

в) отдельных статей и малообъемных произведений, опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) организациями образования для аудиторных занятий.

 

5. Плагиат - понятие и сущность

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова дает такое определение плагиата: «ПЛАГИАТ - выдача чужого произведения за свое или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, присвоение авторства».

В казахстанском законодательстве нет единого и цельного определения плагиата, но есть почти полностью выражающий смысл плагиата термин «присвоение авторства» (статья 198 УК РК). Близко к этому значению выражение и «принуждение к соавторству», содержащееся в этой же статье.

Точного понятия нет, но уголовная ответственность есть.

Как видно из содержания Статьи 198 присвоение авторства или принуждение к соавторству наказывается, в зависимости от степени тяжести последствий и субъектного состава, в диапазоне наказаний штрафа в размере до ста месячных расчетных показателей до лишения свободы на срок от трех до шести лет.

Поскольку произведение есть понятие не материальное, это не вещь, то присваивается не само произведение, а права, вытекающие из самого факта создания произведения, а именно - право называться автором, указывать себя в качестве такового на обложке произведения или в его заголовке.

Российское законодательство содержит более раскрытое понятие плагиата, правда, на уровне ведомственных правовых актов. Так, согласно Информационному письму Генеральной прокуратуры РФ от 30 марта 2001 года № 36-15-01 «плагиат выражается в том, что лицо провозглашает себя автором чужого произведения, выпуская его полностью или частично под своим именем (псевдонимом)». Присвоением авторства признается выпуск произведения, созданного совместно с другими авторами, без указания фамилий соавторов, использование в своих трудах чужого произведения без ссылки на автора».

Конечно, классический плагиат есть там, где присваивается авторство на всё произведение, целиком. Но и присвоение авторства на часть произведения есть также плагиат. Почему частичное присвоение произведения считается плагиатом? Потому что не только произведение в целом, но часть произведения могут быть объектами авторского права (статья … Закона РК об авторском праве и смежных правах.

Принуждение к соавторству - плагиат, так как принуждающий присваивает авторство.

 

6. Как не допустить плагиат

Добейтесь согласия автора на использование его произведения. Если нет автора уже в живых, то обратитесь к его наследникам.

Помните правило о том, что авторское право охраняет не содержание произведения (идеи, процессы, факты), а форму преподнесения материала (язык, стиль, обороты и пр.)

Соблюдайте правила цитирования: в нужном объеме, оправданном целью цитирования. Если вы хотите показать термин, то используйте только слово, употребленное автором; если предложение - то соответственно одно или несколько предложений, раскрывающих особенности авторского предложения.

По практике судов США добросовестным цитированием считается использование не более 25% от цитируемого произведения.

Немецкие учёные юристы выработали разграничительную линию между плагиатом и свободным цитированием. Если есть указание на источник заимствования и имя автора, то плагиата нет. Различаются малые и большие цитаты, а все произведения, в которых цитаты используются, делятся на литературные и научные. В литературной работе можно использовать небольшие цитаты, а в научной работе, напротив - большие цитаты.

Победоносцев К.П. - термин «умеренное использование».

Не создавайте условий для массового плагиата. Руководители системы образования - министры и их заместители, ректора и директора - не создавайте своими правилами, инструкциями и иными указаниями условий для массового плагиата. Там, где вы требуете только наличия методических или иных материалов, там где действуют требования количества, а не качества, там не остаётся условий для творчества.

Там, где есть своё творчество, там есть оригинальность - там нет плагиата.

По мнению Болдырева В.А. нерациональная учебно-методическая политика вуза толкает иногда очень приличных специалистов к плагиату - заставляют выполнять низкоквалифицированную работу, требуют много шаблонного, всякого рода проверки рутинного исполнения - вот корень плагиата.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Станислав Лем. Молох (сб. пер.с пол.)/Станислав Лем.- М.:АСТ:Транзит-книга, 2005.-781 с.

2. Титов С.Н. Плагиат как уголовно-наказуемое деяние/ЮРИСТ федеральный ежемесячный журнал.-2011, №19.С.20-22.

3. Канатов Т.К. Плагиат и контрафакт как основные нарушения субъективных авторских прав //Вестник Института законодательства Республики Казахстан.-2011, №1(21). С. 90-95.

4. Болдырев В.А., Сысоев В.А. Учебно-методическая работа и юридическое образование//Право и образование (научный журнал).-2015, №1.-С.53-62

 

. Титов С.Н. Плагиат как уголовно-наказуемое деяние/ЮРИСТ федеральный ежемесячный журнал.-2011, №19.С.20-22.

Цитируется по: 3. Канатов Т.К. Плагиат и контрафакт как основные нарушения субъективных авторских прав //Вестник Института законодательства Республики Казахстан.-2011, №1(21). С. 90-95.

Там же

[4]Болдырев В.А., Сысоев В.А. Учебно-методическая работа и юридическое образование//Право и образование (научный журнал).-2015, №1.-С.53-62

 

Следите за новостями zakon.kz в: