Досудебное урегулирование - в обязательном порядке
А. Еслямова,
судья СМЭС
Северо-Казахстанской области
С 2015 года с введением в действие закона о внесении дополнений в законодательство по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия претерпели изменения нормы о досудебном урегулировании споров.
Под термином «досудебный порядок урегулирования споров» принято понимать закрепление в договоре или законе условий о направлении претензии или иного письменного уведомления от одной спорящей стороны другой, установление сроков для ответа и других условий, позволяющих разрешить конфликт без обращения в суд.
Досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических споров представляет собой взаимные действия сторон, направленные на разрешение возникших разногласий без вмешательства судебных органов.
С введением в действие Закона РК от 17 ноября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур» претерпели изменения положения ст. 30 ГПК РК (ныне 27) в части предъявления исков в специализированные межрайонные экономические суды с обязательным соблюдением истцом предусмотренного договором либо законодательством страны досудебного порядка урегулирования спора.
Ранее существовавшая норма обязательного досудебного урегулирования имущественных споров, сторонами в которых являются юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, была исключена из норм процессуального кодекса Законом РК от 11 июля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам судопроизводства». Это позволило лицам, чьи имущественные интересы и права оказались нарушенными, обращаться в суд с исковым заявлением сразу, как только им стало известно об этих нарушениях, не принимая мер по досудебному урегулированию споров.
Однако нормы ст.ст. 152 и 279 ГПК РК, предусматривающие, что судья возвращает исковое заявление, а суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден досудебный порядок, установленный законодательством для данной категории дел, обязательный порядок предварительного досудебного разрешения спора и возможность этого порядка не утрачена, были сохранены, в связи с чем на практике досудебное урегулирование споров действовало и применялось, поскольку этот порядок ни одним из нормативных актов не запрещен.
Более того, ряд действующих законодательных актов и отдельных нормах прямо обязывает заинтересованные стороны к предъявлению претензии. В частности, ст. 706 ГК РК «Претензии и иски по перевозкам грузов» содержит требование, что до предъявления иска к перевозчику груза обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательными актами.
Необходимо также сказать еще об одном случае, когда соблюдение такого порядка необходимо. Речь идет об изменении и расторжении договора. По общему правилу, предусмотренному ст. 401 ГК РК, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК, другими законодательными актами или договором.
Обязательным условием изменения или расторжения договора по решению суда является соблюдение специальной досудебной процедуры урегулирования спора непосредственно между сторонами по договору. Сущность процедуры досудебного урегулирования изложена в ст. 402 ГК РК. Согласно указанной норме заинтересованная сторона до обращения в суд должна направить другой стороне предложение изменить или расторгнуть договор.
Иск может быть заявлен в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в 30-дневный срок, если иной срок не предусмотрен законом, договором или не содержался в предложении изменить или расторгнуть договор.
Законодатель в отдельных случаях предусмотрел правовые нормы для подготовки претензий по отдельным категориям споров. Например, для предъявления претензии по договору поставки, основания для которой обычно возникают в случае поставки некачественных или некомплектных товаров, а также задержки поставки, служат соответствующие нормы законодательства, которыми предусмотрено, что претензия должна быть предъявлена в письменной форме и содержать конкретные документально подтвержденные обстоятельства, послужившие основанием для предъявления претензии, а также ссылка на соответствующие нормативные акты, конкретные требования заявителя, сумму претензии и ее расчет, если претензия содержит денежные требования, предупреждение о том, что в случае неудовлетворения поставщиком претензии или неполучения ответа к указанному сроку получатель обратится с соответствующим исковым заявлением в суд.
В ответе на претензию должны быть указаны: при полном или частичном удовлетворении претензии - признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке; при полном или частичном отказе в удовлетворении - мотивы отказа со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты и иные документы, обосновывающие отказ; перечень прилагаемых документов на претензию, а также других доказательств. Отправка ответа на претензию производится в том же порядке, что и самой претензии.
Безусловно, заявителю желательно, чтобы предъявленная претензия была удовлетворена без судебного разбирательства. Однако очень важно получить и письменный ответ на неудовлетворенную предъявленную претензию, в котором бы поставщик признавал требование получателя товара законным. В этом случае получатель имеет возможность удовлетворить свои требования на основании судебного приказа.
Многие организации по-прежнему не придают особого значения претензионному (досудебному) порядку разрешения споров. Такое становится возможным во многом благодаря тому, что руководители либо не понимают значения досудебной переписки, либо считают ее необязательной. А между тем в случае несоблюдения претензионного порядка, если таковой предусмотрен законом, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.
В итоге можно сказать, что не рекомендуется пренебрегать возможностью урегулировать разногласия миром, ведь подача искового заявления - дело хлопотное и весьма затратное. А ведь нередко грамотно составленная досудебная претензия способна убедить даже самого злостного нарушителя исполнить свои обязательства. Следовательно, досудебная претензия может сэкономить немало денежных средств.
Таким образом, досудебное урегулирование хозяйственных споров между юридическими лицами и иными субъектами частного предпринимательства имеет все основания для его максимального использования в предпринимательской деятельности и в ряде случаев помогает избежать ненужных судебных расходов и траты времени.