Защитить права мигрантов (Г. Абубакиров, судья суда г. Актобе)

Защитить права мигрантов

 

Г. Абубакиров,

судья суда г. Актобе

 

Для эффективной и всесторонней защиты прав работающих-мигрантов в 1990 году Резолюцией 45/178 Генеральной Ассамблеи ООН утверждена Международная конвенция о защите всех прав трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Основная цель Конвенции в том, чтобы способствовать уважению прав трудящихся-мигрантов, к которым следует относиться не только как к работникам, но и как к личностям. Конвенция не создает новых прав для мигрантов, но направлена на обеспечение равного обращения и равных условий труда для мигрантов и граждан принимающей страны. Конвенция опирается на основополагающее понятие о том, что всем мигрантам должна предоставляться защита определенного минимума их прав. Конвенция признает, что легальные мигранты должны обладать большим набором прав, чем нелегальные, однако в ней подчеркивается, что и в отношении нелегальных мигрантов должны соблюдаться основные права человека.

В то же время Конвенция предлагает принять меры по выявлению и недопущению незаконных или тайных переездов трудящихся-мигрантов и членов их семей, в частности, путем:

-  борьбы против вводящей в заблуждение информации, а также подстрекательства людей к нелегальной миграции;

-  применения санкций против лиц, групп или образований, которые занимаются организацией, осуществлением или оказанием помощи в организации нелегальной миграции, в том числе путем принятия мер к нанимателям нелегальных мигрантов.

В соответствии со ст. 87 Конвенция вступает в силу в первый день месяца по истечении трех месяцев с даты сдачи на хранение 20-го документа о ратификации или присоединении. Этот порог достигнут 14 марта 2003 года.

По сей день страны, которые ратифицировали Конвенцию, являются в большинстве своем странами происхождения мигрантов (Мексика, Марокко и Филиппины). Для этих стран Конвенция является важным инструментом для защиты своих граждан, живущих за рубежом. К примеру, Филиппины ратифицировали Конвенцию после того, как имели место несколько случаев жестокого обращения с филиппинскими рабочими за рубежом. Вместе с тем многие ратифицировавшие Конвенцию страны являются также странами транзита и назначения.

Конвенция состоит из преамбулы и девяти частей, разделенных на 93 статьи. В первой части очерчена сфера применения документа и даны определения основных понятий. Вторая часть раскрывает содержание требования о недискриминации в отношении прав трудящихся-мигрантов. В третьей-пятой частях Конвенции излагаются, во-первых, права всех трудящихся-мигрантов и членов их семей независимо от статуса мигрантов и, во-вторых, дополнительные права трудящихся-мигрантов и членов их семей, имеющих документы. При определении гражданских и политических прав трудящихся-мигрантов Конвенция весьма строго следует формулировкам Международного пакта о гражданских и политических правах.

В некоторых статьях права излагаются в несколько иной формулировке с учетом особого положения трудящихся-мигрантов. Это, например, относится к правам, связанным с уведомлением консульских учреждений при аресте, и конкретным положениям, касающимся нарушений миграционного законодательства и уничтожения удостоверений личности, а также запрещения коллективной высылки.

Кроме того, в отношении трудящихся-мигрантов непосредственно оговорено право на владение имуществом, которое первоначально было провозглашено в Декларации.

В шестой части Конвенции речь идет о содействии государств созданию нормальных, справедливых, гуманных и законных условий в отношении международной миграции трудящихся и членов их семей. В седьмой части предусматривается создание Комитета по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Восьмая и девятая части содержат сведения о применении Конвенции, общие и заключительные положения.

Конвенция определяет экономические, социальные и культурные права трудящихся-мигрантов с учетом их конкретного положения. Так, например, установлено, что трудящимся-мигрантам должна предоставляться как минимум неотложная медицинская помощь, причем в той же мере, в какой она предоставлялась бы гражданину, а дети трудящихся-мигрантов имеют основное право доступа к образованию независимо от их юридического статуса. Дополнительные права предусмотрены в отношении трудящихся, имеющих надлежащие документы, а также таких особых категорий трудящихся-мигрантов, как приграничные трудящиеся, сезонные трудящиеся, трудящиеся, работа которых связана с переездами, и трудящиеся на проекте.

Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей создан для наблюдения за осуществлением положений Конвенции государствами-участниками. В него входят 14 экспертов, которые должны обладать высокими моральными качествами, беспристрастностью и признанной компетентностью в области, охватываемой Конвенцией.

Комитет рассматривает доклады государств-участников Конвенции по вопросам соблюдения ее положений.

В соответствии со ст. 73 государства-участники Конвенции должны представить первоначальный доклад о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав, в течение одного года после вступления Конвенции в силу для соответствующего государства-участника, а затем - через каждые пять лет.

Ст. 77 предусматривает для Комитета право рассматривать жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией согласившихся на рассмотрение индивидуальных жалоб стран-участниц, на нарушения странами их прав, закрепленных в Конвенции, однако вступление в силу этой статьи увязано с согласием десяти стран на рассмотрение жалоб.

Генеральная Ассамблея ООН, воодушевленная растущей заинтересованностью международного сообщества в эффективной и всесторонней защите прав трудящихся-мигрантов, провозгласила 18 декабря - день принятия Конвенции - Международным днем мигранта.

Казахстан не является участником Международной конвенции прав о защите всех прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, в которой, в частности, признается право трудящихся-мигрантов на обеспечение жильем, в том числе жильем, предоставляемым по программам социального обеспечения, наравне с гражданами. Однако Казахстан подтвердил намерение ратифицировать Конвенцию в будущем в связи с далеко идущими финансовыми последствиями, которые возникнут в результате ее осуществления.

 

Следите за новостями zakon.kz в: