Используя на практике результаты исследований
А. Тукиев,
директор ГУ «Институт законодательства
Республики Казахстан»,
к.ю.н., доцент
Институт законодательства Республики Казахстан совместно с Евразийским национальным университетом им. Л. Н. Гумилёва провел научно-практическую конференцию на тему: «Роль фундаментальных и прикладных научных исследований в совершенствовании нормотворческой деятельности государства».
Конференция является ежегодным мероприятием, проводимым Институтом законодательства, по результатам которого освещаются результаты проводимых фундаментальных и научно-прикладных исследований в нормотворчестве, обозначаются векторы дальнейших исследований с целью совершенствования законодательства.
Основными направлениями работы конференции явились проблемы и перспективы реализации результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в нормотворческом процессе, а также демонстрация передовых достижений в решении актуальных проблем нормотворческой деятельности средствами фундаментальной науки.
В работе конференции приняли участие депутаты Парламента, представители Министерства юстиции, Министерства обороны, Министерства образования и науки, Министерства культуры и спорта и других государственных органов, неправительственных организаций, ведущие казахстанские и зарубежные ученые в области права, социологии и других областей знаний, преподаватели высших учебных заведений.
Диалоговая площадка проходила с участием приглашенных зарубежных гостей, представителей правительственных организаций (Россия, Германия, Литва). Это позволило поделиться опытом как национальных, так и зарубежных научных исследователей и практиков. Активное участие в мероприятии приглашенных гостей позволило в полной мере раскрыть работу и результаты научных и прикладных исследований в широком масштабе.
Большой интерес вызвало выступление российского профессора В. Сырых, который призвал вернуться к практике изучения эффективности правовых норм. «Политическая воля государства, направленная на укрепление правового статуса личности, ее свобод, в настоящее время нередко разбивается о законодателя, неспособного провести эту волю в законе вследствие недостаточных знаний социально политических условий бытия современного общества. Лишенный опоры на научно обоснованную информацию относительно социально-правовых условий действия проектов законов, законодатель чаще всего действует вслепую. Вследствие этого та практика, которая имеет место, выглядит так: закон принимается, на следующий день он уже начинает корректироваться», - отметил он. Между тем, «расходы, связанные с переделкой несовершенных законов, несут большие материальные и духовные потери, чем те потери, которые понесет государство, проводя социально-правовые исследования хотя бы по каким-то основным, профильным законам». Говоря о грантовой основе проведения социально-правовых исследований, он справедливо отметил, что «грантовая основа есть наихудший способ иррациональной траты денег», поскольку «грантовый коллектив - это временный трудовой коллектив, который собирается на разовой основе, а наука не может развиваться, если отсутствуют стабильные творческие коллективы научных учреждений». Именно «институт должен быть той основой, которая должна проводить социально-правовые исследования эффективности и качества правотворческой работы и формировать круг людей, специалистов, которые должны постоянно, не думая о будущем гранте, заниматься, развивать свои знания по конкретному вопросу».
Как известно, с принятием в текущем году Закона «О правовых актах» пересмотрены подходы к проведению правового мониторинга. Данная деятельность направлена на выявление государственными органами недостатков законодательства и их устранение. Координацию проведения госорганами правового мониторинга осуществляет Министерство юстиции, а научно-методологическое и организационно-практическое содействие данной деятельности оказывает Институт законодательства РК.
По итогам полугодовых семинаров-совещаний выявлены систематические нарушения в проведении правового мониторинга, что сказывается на качестве и организации законотворческого процесса, вследствие чего вносится большое количество поправок в законодательные акты. Основные недостатки, влияющие на качество нормотворческой деятельности, выражаются в формальном подходе, некачественном и неполном проведении мониторинга отдельными государственными органами.
В первом полугодии текущего года в Институте законодательства РК переформатирована работа по проведению и координации правового мониторинга. Так, Институт проводит самостоятельный анализ законов, результаты которого успешно внедряются в законопроектной деятельности госорганов-разработчиков на стадии обсуждения в уполномоченном органе в процессе оказания консультационных услуг. Кроме того, на постоянной основе проводится работа с неправительственными и общественными организациями, направленная на поддержку инициатив в сфере совершенствования законодательства, выявляются проблемы правоприменительной практики и вырабатываются предложения по их устранению в законодательстве.
Глава Представительства Германского общества международного сотрудничества в Казахстане Йорг Пуделька остановился на вопросах неоценимого вклада зарубежных исследователей в развитие различных отраслей права в нормотворчество многих современных государств.
Главный научный сотрудник НИИ частного права Каспийского общественного университета, к.ю.н. Е. Осипов выделил проблемы, существующие как в НИИ частного права, так и в иных организациях подобного вида и в науке гражданского права в целом, связанные с отменой существовавшей с советских времен системы подготовки научных кадров. По его мнению, роль и значение квалифицированных работников в научной деятельности обуславливает необходимость постоянного поиска новых критериев и возможности совершенствования сотрудников.
В ходе обсуждения ведущим научным сотрудником Института законодательства, к.ю.н М. Габдуалиевым высказано мнение о том, что необходимо начать исследовательскую работу по выработке предложений по принятию консолидированных законов, которые по своему объему превышают обычные законы, но по статусу и регулированию однородных важнейших общественных отношений кодексами не являются.
Вниманию участников конференции представлены разработанные научными сотрудниками Института законодательства презентации проектов концепций и проектов важнейших законодательных актов, основные положения которых были представлены вниманию участников на 2-й сессии конференции. Речь идет о проектах концепций законопроектов «Об административных процедурах», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования законодательства в сфере интеллектуальной собственности», «О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования гражданского законодательства».
Институт законодательства апробирует результаты научно-теоретических изысканий в законотворческой сфере посредством участия его сотрудников в разработке проектов законов совместно с органом-разработчиком, а также в ходе осуществления научной лингвистической экспертизы проектов законов, международных договоров и их проектов. Использование результатов исследований отражается не только в законотворческом процессе, но и в единообразии применения терминов на государственном языке. Как известно, в 2011-2012 гг. имелись проблемы терминологического характера, что служило причиной возврата законопроектов из Мажилиса Парламента. В этой связи с 2013 года проводится исследование по вопросу применения юридической лексики казахского языка. По результатам проведенной работы решена проблема возвратов законопроектов из Парламента в Правительство по причине неаутентичности текста.
Следует отметить, что до настоящего времени не выстроена четкая система «обратной связи» на нор-мотворческие инициативы, поскольку отсутствует четкий механизм предоставления научными организациями и вузами актов внедрения результатов научных исследований в нормотворческую деятельность. Проведя анализ практики выдачи актов о внедрении научных результатов в законодательство республики, выявлены пробелы в законодательных актах касательно процедуры подтверждения внедрения в законодательные акты предложений заинтересованных организаций и граждан.
Введение института внедрения результатов научных исследований в законотворческую деятельность позволит реализовать нормотворческие инициативы любого лица, в том числе ученого, практика, преподавателя, за исключением субъектов законодательной инициативы, право которым предоставлено в соответствии с их компетенцией.
В этом контексте Институт законодательства РК, как нам представляется, являющийся экспертной организацией, участвующей в законотворческом процессе, станет связующим звеном между научным правовым сообществом и государством для обеспечения реализации передовых научных разработок в области права. Поэтому в рамках конференции нами озвучено предложение ученым, научно-исследовательским институтам, вузам развивать сотрудничество с Институтом законодательства в части разработки научных исследований и внедрения их результатов в законотворческую деятельность.
Институт законодательства открыт для взаимодействия и содействия в реализации передовых идей в качестве наиболее общих направлений:
- улучшение взаимодействия научных организаций в области права с государственными органами для выработки единых подходов к решению актуальных проблем развития законодательства;
- содействие в практической реализации передовых разработок в области права и во внедрении результатов научных исследований в нормотворческую деятельность и правоприменительную практику;
- модернизация национального права с учетом лучшего опыта зарубежного нормотворчества и правоприменения;
- содействие развитию современной юридической науки в Казахстане.
Таким образом, в рамках конференции специалистами обсуждались вопросы о роли и значении фундаментальных и прикладных научных исследований в нормотворческом процессе, влияния законотворчества на жизнь государства и общества, определены ключевые направления дальнейшего совершенствования законодательства путем внедрения результатов современных научных исследований, ведь как говорил Д. И. Менделеев: «Роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага».