В основе - принцип неотвратимости наказания
Инна Еньшина
В последние годы мы стали свидетелями ряда громких дел в отношении военнослужащих, вызвавших широкий общественный резонанс. Благодаря СМИ к ним было приковано пристальное внимание общественности. В процессах такого рода особая ответственность возложена на государственное обвинение, которое должно представить убедительные доказательства вины подсудимых.
Об особенностях поддержания обвинения по таким делам, о специфике преступлений, совершаемых военнослужащими, и о том, какое профилактическое влияние на них оказывают показательные процессы, в интервью нашему изданию рассказывает начальник Управления Главной военной прокуратуры подполковник юстиции Кемел ШАЯХМЕТ.
- Кемел Кинаятулы, какова статистика дел в отношении военнослужащих, направленных в суды в этом году, и какова динамика по сравнению с прошлым годом? Можно ли говорить о снижении либо росте преступности среди военнослужащих?
- На протяжении последних трех лет наблюдается устойчивая тенденция снижения количества уголовных дел, рассматриваемых военными судами. В частности, в 2015 году по республике рассмотрено 256 дел в отношении 338 лиц, что в сравнении с 2014 годом меньше на 16,3 процента (в 2014 году - 306 дел в отношении 375 лиц).
За девять месяцев текущего года также наблюдается снижение количества рассмотренных дел в отношении военнослужащих на 28,4 процента, т.е. 154 дела в отношении 187 лиц, за этот же период прошлого года рассмотрено 215 дел в отношении 285 лиц. Эти цифры свидетельствуют, прежде всего, о положительных результатах программы профилактики правонарушений среди военнослужащих. Данная работа проводится на постоянной основе органами военной прокуратуры совместно с органами военного управления и военными судами.
При этом трибуны судебных заседаний используются военными прокурорами в качестве одного из инструментов профилактики правонарушений в среде военнослужащих - совместно с Военным судом РК исполняется распоряжение о реализации пункта 17 Программы профилактики правонарушений в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях на 2016-2018 годы о проведении выездных судебных заседаний в воинских частях и доведении до сведения воинского контингента приговоров по всем уголовным делам. В таком формате рассмотрено до 40 процентов от общего числа дел. По всем остальным уголовным делам обеспечено доведение до воинского контингента обвинительных приговоров, что направлено на формирование у военнослужащих понимания неотвратимости уголовного наказания.
В качестве примера могу привести уголовное дело, рассмотренное военным судом Алматинского гарнизона с участием военного прокурора Капшагайского гарнизона Д. Темирбекова по ч. 1 ст. 366 Уголовного кодекса в отношении заместителя начальника отдела - начальника мобилизационного отделения отдела по делам обороны Балхашского района А. Саденова, который признан виновным в получении взятки в сумме 50 000 тенге за выдачу справки о годности к воинской службе вместе с военным билетом, то есть за законные действия, входившие в его служебные полномочия.
Данный показательный процесс возымел профилактическое действие на присутствовавших военнослужащих, которые воочию убедились, как одним поступком можно в одночасье перечеркнуть свою положительную биографию -виновный осужден за совершение коррупционного преступления, уволен из рядов Вооруженных сил, лишен воинского звания, а также пожизненно лишен права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления.
- Какие преступления чаще всего совершаются военнослужащими? Есть ли здесь своя специфика, в том числе при назначении наказания? Существует ли особая сложность при доказывании фактов совершения преступлений военнослужащими?
- Отвечая на этот вопрос, стоит отметить, что воинская среда является частью общества, поэтому проецирование на нее тех или иных социальных негативных явлений, к сожалению, является неизбежным. Имеет место совершение военнослужащими как общеуголовных правонарушений, так и специальных составов, ответственность за которые предусмотрена отдельной главой Особенной части Уголовного кодекса.
Вместе с тем в отличие от гражданской сферы в армейском сообществе поведение военнослужащих регулируется требованиями соответствующих уставов, положений, других инструктивных и нормативных актов по вопросам воинской службы. Поэтому к специфике расследования любых видов воинских правонарушений можно отнести то, что действия (бездействие) военнослужащих рассматриваются, прежде всего, сквозь призму нарушения ими воинской присяги, с учетом всех фактических обстоятельств.
При необходимости назначается военно-уставное исследование. Все подлежащие выяснению в ходе расследования либо судебного рассмотрения вопросы ставятся на разрешение наиболее опытных и компетентных специалистов в той или иной сфере военных дисциплин. В разрезе составов преступлений имеют место уголовные дела, связанные с растратой и хищениями бюджетных средств, а также сопряженные со взяточничеством, нарушение уставных правил взаимоотношений при отсутствии подчиненности, превышение власти. Вместе с тем с введением в действие нового УК исключен ряд видов наказаний, таких как ограничение по воинской службе и содержание на гауптвахте.
Одной из особенностей при назначении наказания военнослужащим является непременное рассмотрение вопроса о применении дополнительного наказания в виде лишения воинского звания, так как воинская служба является особым видом государственной службы, что подразумевает нетерпимость к любым правонарушениям в воинской среде и возможности пребывания на службе лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния.
Необходимо отметить, что за совершение коррупционных преступлений действующий с 1 января 2015 года Уголовный кодекс предусматривает как ужесточение наказаний в целом, так и введение по составам взяточничества такого альтернативного вида уголовного наказания, как штраф, кратный сумме взятки. Наряду с этим по всем составам коррупционных преступлений санкции статей предусматривают конфискацию имущества, также новым уголовным законом предусмотрен такой дополнительный вид уголовного наказания, как пожизненное лишение права занимать должности на государственной службе.
Всего с начала года за коррупционные преступления осуждены 13 военнослужащих, в общей сложности им предстоит выплатить государству 54 695 200 тенге.
- Расскажите о наиболее резонансных процессах этого года.
- 28 июля Специализированным межрайонным военным судом по уголовным делам вынесен обвинительный приговор в отношении бывшего военнослужащего воинской части Пограничной службы Т. Киматова и жителей поселка Дамба г. Атырау Э. Шанбаева, А. Тулеуова, Р. Тлепеева, которым инкриминированы незаконная добыча рыб осетровых пород в составе организованной группы, приобретение и сбыт продукции, добытой незаконным путем. Наряду с этим Т. Киматов также обвинялся в заведомо ложном доносе.
Судом установлено, что Шанбаев организовал преступную группу, в которую вовлек своих знакомых - Тулеуова и Тле-пеева. Шанбаев, обладая информацией о местах наибольшего скопления рыб осетровых пород, при помощи навигационного устройства указывал места выставления сетей, после чего все участники преступной группы осуществляли сбыт незаконной продукции. При этом роль Киматова заключалась в сборе и передаче информации о времени и месте выхода патрульных катеров в море и в последующем сбыте рыбы. В результате действий данной преступной группы государству причинен ущерб на общую сумму 1 488 492 тенге.
Шанбаев осужден к семи годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима, Тулеуов и Тлепеев по совокупности преступлений приговорены каждый к пяти годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Киматов - к восьми годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Причиненный ущерб взыскан с осужденных солидарно в пользу государства. Постановлением апелляционной судебной инстанции приговор суда первой инстанции оставлен без изменения и вступил в законную силу.
- Почти два года правоохранительные органы и судебная система работают в рамках новых УК и УПК. Вы уже начали говорить о новшествах законодательства в части назначения наказаний. Как на практике реализуются другие новеллы кодексов применительно к делам в отношении военнослужащих?
- Среди принципиально новых положений следует отметить согласительное производство. Закрепление в Уголовно-процессуальном кодексе института процессуального соглашения является существенной и целесообразной новацией. Смысл заключения процессуального соглашения не только в предоставлении определенных привилегий лицу, решившему проявить сотрудничество с правосудием (в части смягчения предполагаемого наказания), но, прежде всего, в оптимизации уголовного процесса в целом, а в частности, сокращении сроков расследования и рассмотрения уголовных дел, обеспечении возмещения государству причиненного ущерба, а также защите интересов потерпевшей стороны.
За девять месяцев 2016 года военными судами республики рассмотрено 31 уголовное дело в отношении 35 лиц в порядке согласительного производства.
Необходимо отметить, что имеются и неоднозначные моменты в практике согласительных производств. Так, рассмотрение такого дела не предполагает скрупулезного сбора и оценки доказательств. К примеру, лицо подписывает процессуальное соглашение и признает себя виновным. По закону оно имеет право в любой момент отказаться от данного соглашения. Допустим, подсудимый в судебном заседании до ухода суда в совещательную комнату заявляет, что отказывается от процессуального соглашения. Что должен делать суд? После направления дела в суд прокурором с обвинительным актом - рассматривать дело в общем порядке. А в результате подписанного процессуального соглашения доказательства виновности органами предварительного расследования в полном объеме не собирались и не закреплялись. Кроме признательных показаний у суда нет других доказательств. Возвратить дело прокурору для проведения дополнительного расследования ныне действующий УПК не позволяет. Возникает вопрос: как обеспечить полноту повторного расследования и неотвратимость наказания?
Эти и другие вопросы, возникающие в правоприменительной практике, являются предметом рабочего обсуждения в ходе совместных мероприятий, систематически проводимых Главной военной прокуратурой и Военным судом в виде «круглых столов», семинаров-совещаний, поскольку у прокуроров и судей общие цели и задачи - обеспечение справедливого, обоснованного и законного судебного разбирательства, соблюдение всех принципов уголовного и уголовно-процессуального законодательства.