Под контролем следственного судьи
Д. Даутов,
председатель Шахтинского городского
суда Карагандинской области
Одним из результатов законодательной реализации идей Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента РК от 24 августа 2009 года № 858, является выделение из числа судей районного и приравненного к нему суда специализированного следственного судьи с определением в Уголовно-процессуальном кодексе его процессуально-правового положения и полномочий.
Реализация положений Концепции позволяет масштабно воплотить в жизнь основные идеи и принципы Конституции республики в деле укрепления гарантий прав и свобод человека и гражданина, правовых основ государственности в Казахстане. В Концепции отмечается, что важнейшим звеном правовой политики государства является уголовная политика, совершенствование которой должно осуществляться путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, а также и правоприменения. В рамках реализации данного концептуального положения разработаны и приняты в новой редакции Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, которые введены в действие с 1 января 2015 года.
Правильное выполнение следственными судьями возложенных на них законом обязанностей будет гарантом реализации конституционного права каждого на судебную защиту и укрепления законности при осуществлении досудебного производства по уголовным делам. Это должно сочетаться с обозначением места следственного судьи в системе судебной власти Казахстана, его статуса, процессуальных полномочий и порядка их осуществления, предела исследования и оценки оснований своего процессуального решения и других актуальных вопросов.
Согласно ст. 55 УПК следственный судья действует только на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и в предусмотренных УПК случаях рассматривает ходатайства о санкционировании следующих процессуальных действий: содержание под стражей; домашний арест; экстрадиционный арест; продление сроков содержания под стражей, домашнего ареста, экстрадиционного ареста; применение залога; наложение ареста на имущество; принудительное помещение не содержащегося под стражей лица в медицинскую организацию для производства судеб-но-психиатрической и/или судебно-медицинской экспертизы, а также при применении мер безопасности к лицам, совершившим запрещенные уголовным законом деяния и страдающим психическими заболеваниями, помещение несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в специальное детское учреждение; перевод лица, в отношении которого ранее применено содержание под стражей, в специальную медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь, приспособленную для содержания больных в условиях строгой изоляции, при установлении факта психического заболевания данного лица; эксгумация трупа; объявление международного розыска подозреваемого, обвиняемого.
Согласно ч. 2 ст. 56 УПК РК следственный судья кроме санкционирования осуществляет другие полномочия:
- рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора, ходатайство прокурора о конфискации до вынесения приговора имущества, полученного незаконным путем;
- депонирует в ходе досудебного производства показания потерпевшего и свидетеля;
- налагает денежное взыскание на лиц, не выполняющих или выполняющих ненадлежаще процессуальные обязанности в досудебном производстве;
- рассматривает вопрос о взыскании процессуальных издержек по уголовному делу по представлению органа, ведущего уголовный процесс;
- по мотивированному ходатайству адвоката, участвующего в качестве защитника, рассматривает вопрос об истребовании любых сведений, документов, предметов, необходимых для оказания надлежащей юридической помощи и защиты интересов подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, имеющего право на защиту, за исключением сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в случае отказа в исполнении запроса либо непринятия решение по нему в течение трех суток;
- по мотивированному ходатайству адвоката, участвующего в качестве защитника, рассматривает вопрос о назначении и производстве экспертизы, если органом уголовного преследования в удовлетворении такого ходатайства было необоснованно отказано либо по нему не принято решение в течение трех суток;
- по ходатайству адвоката, участвующего в качестве защитника, рассматривает вопрос о принудительном приводе в орган, ведущий уголовный процесс, ранее опрошенного им свидетеля, обеспечение явки которого для дачи показаний затруднительно;
- утверждает процессуальное соглашение.
Главное отличие судебного контроля над следствием от прокурорского, это возможность рассмотрения ходатайств участников досудебного производства в открытом судебном заседании. При этом отдельные вопросы контроля за применением наиболее строгих мер процессуального принуждения или иным образом приводящих к ограничению конституционных прав граждан следственный судья рассматривает только с проведением судебного заседания (ч. 2 ст. 56 УПК) с участием соответствующих лиц и прокурора, о времени и месте судебного заседания заблаговременно извещается сторона защиты и прокурор.
Таким образом, теперь права лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство, могут контролироваться судьей, начиная с первого дня регистрации заявления, что гарантирует защиту прав граждан и во многом дисциплинирует органы уголовного преследования. Поэтому, вне всякого сомнения, появление новой фигуры в уголовном процессе в лице следственного судьи, это огромный шаг в реализации основных принципов защиты человека, заложенных в Конституции Республики Казахстан.