Под контролем следственного судьи (Д. Даутов, председатель Шахтинского городского суда Карагандинской области)

Под контролем следственного судьи

 

Д. Даутов,

председатель Шахтинского городского

суда Карагандинской области

 

Одним из результатов законодательной реализации идей Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента РК от 24 августа 2009 года № 858, является выделение из числа судей районного и приравненного к нему суда специализированного следственного судьи с определением в Уголовно-процессуальном кодексе его процессуально-правового положения и полномочий.

Реализация положений Концепции позволяет масштабно воплотить в жизнь основные идеи и принципы Конституции республики в деле укрепления гарантий прав и свобод человека и гражданина, правовых основ государственности в Казахстане. В Концепции отмечается, что важнейшим звеном правовой политики государства является уголовная политика, совершенствование которой должно осуществляться путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, а также и правоприменения. В рамках реализации данного концептуального положения разработаны и приняты в новой редакции Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, которые введены в действие с 1 января 2015 года.

Правильное выполнение следственными судьями возложенных на них законом обязанностей будет гарантом реализации конституционного права каждого на судебную защиту и укрепления законности при осуществлении досудебного производства по уголовным делам. Это должно сочетаться с обозначением места следственного судьи в системе судебной власти Казахстана, его статуса, процессуальных полномочий и порядка их осуществления, предела исследования и оценки оснований своего процессуального решения и других актуальных вопросов.

Согласно ст. 55 УПК следственный судья действует только на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и в предусмотренных УПК случаях рассматривает ходатайства о санкционировании следующих процессуальных действий: содержание под стражей; домашний арест; экстрадиционный арест; продление сроков содержания под стражей, домашнего ареста, экстрадиционного ареста; применение залога; наложение ареста на имущество; принудительное помещение не содержащегося под стражей лица в медицинскую организацию для производства судеб-но-психиатрической и/или судебно-медицинской экспертизы, а также при применении мер безопасности к лицам, совершившим запрещенные уголовным законом деяния и страдающим психическими заболеваниями, помещение несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в специальное детское учреждение; перевод лица, в отношении которого ранее применено содержание под стражей, в специальную медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь, приспособленную для содержания больных в условиях строгой изоляции, при установлении факта психического заболевания данного лица; эксгумация трупа; объявление международного розыска подозреваемого, обвиняемого.

Согласно ч. 2 ст. 56 УПК РК следственный судья кроме санкционирования осуществляет другие полномочия:

- рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора, ходатайство прокурора о конфискации до вынесения приговора имущества, полученного незаконным путем;

- депонирует в ходе досудебного производства показания потерпевшего и свидетеля;

- налагает денежное взыскание на лиц, не выполняющих или выполняющих ненадлежаще процессуальные обязанности в досудебном производстве;

- рассматривает вопрос о взыскании процессуальных издержек по уголовному делу по представлению органа, ведущего уголовный процесс;

- по мотивированному ходатайству адвоката, участвующего в качестве защитника, рассматривает вопрос об истребовании любых сведений, документов, предметов, необходимых для оказания надлежащей юридической помощи и защиты интересов подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, имеющего право на защиту, за исключением сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в случае отказа в исполнении запроса либо непринятия решение по нему в течение трех суток;

- по мотивированному ходатайству адвоката, участвующего в качестве защитника, рассматривает вопрос о назначении и производстве экспертизы, если органом уголовного преследования в удовлетворении такого ходатайства было необоснованно отказано либо по нему не принято решение в течение трех суток;

- по ходатайству адвоката, участвующего в качестве защитника, рассматривает вопрос о принудительном приводе в орган, ведущий уголовный процесс, ранее опрошенного им свидетеля, обеспечение явки которого для дачи показаний затруднительно;

- утверждает процессуальное соглашение.

Главное отличие судебного контроля над следствием от прокурорского, это возможность рассмотрения ходатайств участников досудебного производства в открытом судебном заседании. При этом отдельные вопросы контроля за применением наиболее строгих мер процессуального принуждения или иным образом приводящих к ограничению конституционных прав граждан следственный судья рассматривает только с проведением судебного заседания (ч. 2 ст. 56 УПК) с участием соответствующих лиц и прокурора, о времени и месте судебного заседания заблаговременно извещается сторона защиты и прокурор.

Таким образом, теперь права лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство, могут контролироваться судьей, начиная с первого дня регистрации заявления, что гарантирует защиту прав граждан и во многом дисциплинирует органы уголовного преследования. Поэтому, вне всякого сомнения, появление новой фигуры в уголовном процессе в лице следственного судьи, это огромный шаг в реализации основных принципов защиты человека, заложенных в Конституции Республики Казахстан.

Следите за новостями zakon.kz в: