Без злоупотреблений монопольным положением
А. Смаилов,
судья СМЭС г. Астаны
Обладание субъектом рынка доминирующим или монопольным положением не находится под запретом и не является нарушением законодательства. Вместе с тем, для таких субъектов рынка подобная правоспособность влечет определенные правовые последствия.
Так, в соответствии с п. 5 ст. 8 Гражданского кодекса РК не допускаются действия граждан и юридических лиц, направленные на причинение вреда другому лицу, злоупотребление правом в иных формах, а также на осуществление права в противоречии с его назначением. Также, согласно п. 2 ст. 11 ГК РК запрещается использование предпринимателями гражданских прав в целях ограничения конкуренции, в том числе:
- злоупотребление предпринимателями своим доминирующим положением на рынке, в частности, путем ограничения или прекращения производства либо изъятия из обращения товаров для создания их дефицита или повышения цен;
- заключение и исполнение лицами, осуществляющими аналогичную предпринимательскую деятельность, соглашений о ценах, разделе рынков, устранении других предпринимателей и об иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию;
- совершение недобросовестных действий, направленных на ущемление законных интересов лица, ведущего аналогичную предпринимательскую деятельность, и потребителей (недобросовестная конкуренция), в частности, путем введения потребителей в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего оформления чужого товара и иными способами.
В ст. 174 Предпринимательского кодекса РК указан запрет на действия (бездействие) субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, которые привели или приводят к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок, недопущению, ограничению и устранению конкуренции и (или) ущемляют законные права иных лиц, в том числе такие действия, как:
- установление, поддержание монопольно высоких (низких) или монопсонически низких цен;
- применение разных цен либо разных условий к равнозначным соглашениям с субъектами рынка или потребителями без объективно оправданных на то причин;
- установление ограничений на перепродажу купленных у него товаров по территориальному признаку, кругу покупателей, условиям покупки, а также количеству, цене;
- обуславливание либо навязывание заключения соглашения путем принятия субъектом рынка или потребителем дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих соглашений;
- необоснованный отказ от заключения договора или от реализации товара с отдельными покупателями при наличии возможности производства или реализации соответствующего товара либо уклонение, выразившееся в непредставлении ответа на заключение такого договора в срок, превышающий 30 календарных дней;
- обуславливание поставки товаров принятием ограничений при покупке товаров, произведенных либо реализуемых конкурентами;
- необоснованное сокращение объема производства и (или) поставки или прекращение производства и (или) поставки товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности производства или поставки;
- изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
- навязывание контрагенту экономически или технологически необоснованных условий договора, не относящихся к предмету договора;
- создание препятствий к доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим субъектам рынка;
- экономически, технологически или иным образом необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, создание дискриминационных условий.
Также в ПК состав злоупотребления доминирующим положением охватывает наряду с действиями доминанта по ограничению доступа на соответствующий товарный рынок, недопущению, ограничению и устранению конкуренции - и действия, которые не касаются конкуренции, но ущемляют законные права иных лиц. Таким лицом может быть даже единственный контрагент доминирующего субъекта. При этом наступление указанных последствий возможно как в совокупности, так и независимо друг от друга.
Вместе с тем, для выявления злоупотребления доминирующим положением были определены квалифицирующие критерии. Доминирующим признается положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет 35 и более процентов, если в отношении такого субъекта рынка установлены в совокупности следующие обстоятельства:
- возможность субъекта рынка в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на товарном рынке;
- наличие экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок;
- продолжительность существования возможности субъекта рынка оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Доминирующим признается положение каждого из нескольких субъектов рынка, если совокупная доля не более чем трех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет 50 и более процентов или совокупная доля не более чем четырех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет 70 и более процентов, если в отношении такого субъекта рынка установлены в совокупности следующие обстоятельства:
- в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей субъектов рынка неизменны или подвержены малозначительным изменениям;
- реализуемый или приобретаемый субъектами рынка товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);
- информация о цене и (или) об условиях реализации этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
Также стоить отметить, что в казахстанском законодательстве различаются горизонтальные и вертикальные антиконкурентные соглашения и согласованные действия. В ПК в ст. 169 выделяются виды регулируемого рыночного поведения: горизонтальные антиконкурентные соглашения, или картели (п. 1); вертикальные антиконкурентные соглашения, которые как таковые считаются противоправными (п. 2); иные антиконкурентные соглашения: как вертикальные, так и горизонтальные (общий запрет согласно п. 3); координация экономической деятельности субъектов рынка третьим лицом (п. 5).
Как уже отмечалось, в мировой антимонопольной практике картельные соглашения рассматриваются как серьезнейшее нарушение конкурентных норм. В большинстве стран-членов ОЭСР запрещенными «per se» признаются только «жесткие» картели.
Применение запрета на антиконкурентные соглашения в казахстанском законодательстве отличается от мировой практики. Так, в казахстанское законодательство термин «картель» был введен лишь в мае 2015 года. При этом необходимо отметить, что казахстанское антимонопольное законодательство, как и в случае со злоупотреблением доминирующим положением (ст. 13 Закона «О конкуренции»), до 1 января 2016 года к квалифицирующим признакам нарушения по статье «Антиконкурентные соглашения» (ст. 10 «О конкуренции») относило ущемление законных прав потребителей. Так, в п. 1 ст. 10 Закона было указано, что «запрещаются горизонтальные соглашения между субъектами рынка, которые ущемляют законные права потребителей и (или) приводят или могут привести к: (далее указываются антиконкурентные последствия)». Вместе с тем, в отличие от ст. 13 Закона, формулировка ст. 10 указывала на обязательность одновременного присутствия факта ущемления интересов потребителей и наличия имеющихся или потенциально возможных антиконкурентных последствий.
Указанные недостатки были устранены с принятием ПК РК, в котором в настоящее время картелем признаны горизонтальные соглашения между субъектами рынка, если такие соглашения приводят или могут привести:
- к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
- к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, искажению итогов торгов, аукционов и конкурсов, в том числе путем раздела по лотам;
- к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
- к сокращению или прекращению производства товаров;
- к отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками) (п. 1 ст. 169 ПК РК).
Следующим отличием казахстанского определения картеля от европейского и американского подходов является включение в перечень нарушений пункта об «отказе от заключения договоров». Это очевидно расширяет круг запрещенных per se соглашений в сравнении с общепринятым определением «жесткого» картеля в праве Евросоюза и США.