К эффективной реализации реформ
М. Рысбеков,
председатель СМЭС Павлодарской области
К 25-й годовщине Независимости мы подходим с новой казахстанской мечтой, которая тождественна главной цели реализуемой нами «Стратегии-2050». К середине ХХІ века мы планируем добиться вхождения Казахстана в число 30 самых развитых государств мира.
Лидер нации, выступая на XVI Съезде партии «Нур Отан», выдвинул пять институциональных реформ: формирование современного государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, нация единого будущего, транспарентное подотчетное государство.
Мы начали движение к своей новой мечте с разработки Плана нации «100 конкретных шагов». Этим преобразованиям отводится решающая роль. Они прокладывают магистральный путь к решению комплекса исторических задач, которые изменят Казахстан, его экономику, государство и общество.
Они сформируют новые достойные условия для развития страны, экономического роста и улучшения жизни всех казахстанцев, что будет соответствовать стандартам Организации экономического сотрудничества и развития, объединяющей передовые государства планеты.
Важно видеть, что практическая работа по выполнению Плана нации выстраивается в полном соответствии с меняющейся глобальной ситуацией, учитывая как новые возможности, так и вероятные риски мирового развития.
Как известно, процветает то государство, где неукоснительно соблюдаются законы. Поэтому не случайно, что важное значение в проводимых реформах отведено обеспечению верховенства закона.
Независимое правосудие и вся правоохранительная система Казахстана должны быть нацелены исключительно на обеспечение прав и свобод граждан, строгое исполнение законов и укрепление правопорядка.
В целях законодательного обеспечения реформы приняты новые Гражданский процессуальный кодекс и Закон «О Высшем Судебном Совете», внесены необходимые изменения в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей», Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.
Прежде всего, обновленное законодательство будет способствовать повышению доверия общества к судебной системе. Ведь именно в суде вершится справедливость. Центральный вопрос реформирования казахстанских судов - это формирование качественного судейского корпуса. Законодательно предусмотрены жесткий механизм отбора кандидатов в судьи и высокие квалификационные требования к ним.
Как подчеркнул Президент Казахстана, отправлять правосудие должны и будут самые достойные и наиболее подготовленные профессионалы с большим жизненным опытом и высокими моральными принципами.
Процесс отбора и назначения судей станет прозрачным и открытым для общества. В связи с этим кардинально реформирован Высший Судебный Совет, который стал автономным госучреждением со своим аппаратом, расширены его состав и полномочия.
Важнейший аспект судебной реформы - переход от пятиступенчатой к трехзвенной системе правосудия. Остались только первая, апелляционная и кассационная инстанции. При этом усилена роль судов первой и апелляционной инстанций, в которых будет рассматриваться большинство дел.
Это очень правильный и мудрый подход, стороны не могут судиться бесконечно, в каждом деле должна быть поставлена точка без всякой волокиты. Такие меры значительно сократят сроки принятия окончательных судебных вердиктов.
Правосудие в Казахстане стало максимально открытым с учетом гарантий прав граждан на тайну личной жизни.
Залы судов оснащаются аппаратурой для аудиовидеофиксации судебных разбирательств без какой-либо возможности приостановки и редактирования. Это дисциплинирует судей и других участников судебного заседания, обеспечивает объективность судебного процесса и принятых судом решений.
На сегодня суд является прозрачным и открытым. Все судебные процессы, за исключением дел, где ведется речь о государственных секретах или затрагиваются интимные стороны потерпевших, проводятся в открытом режиме.
В рамках реформы судебной системы заработал ряд институциональных решений.
Во-первых, кардинально реорганизуется Судебное жюри при Верховном Суде. Оно будет рассматривать жалобы граждан на действия судей и случаи нарушения представителями судейского корпуса Кодекса судейской этики.
Во-вторых, при Верховном Суде создана специализированная коллегия для рассмотрения споров, в том числе с участием крупных инвесторов. В ее рамках реализуется право иностранных инвесторов на качественное и справедливое разрешение возникающих у них правовых споров.
В-третьих, в рамках уголовного процесса должен быть обеспечен баланс между обвинением и защитой в судах, в том числе на досудебной стадии, это будет достигнуто за счет дальнейшего расширения полномочий следственного судьи по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы человека.
В-четвертых, важно не забывать, что председатели казахстанских судов - первые среди равных. Поэтому будут исключены возможности оказания влияния с их стороны на принимаемые решения других судей.
В-пятых, получил дальнейшее развитие институт частных судебных исполнителей с поэтапным сокращением государственных судебных исполнителей.
Реализация обозначенных мер и подходов повысит доверие к национальной судебной системе со стороны граждан и зарубежных инвесторов и в целом улучшит бизнес-климат в нашей стране.