Снизить размеры взысканий
Ермек Махметов,
судья САС г. Актобе
Долгое время, начиная с момента обретения Казахстаном независимости, административному законодательству, регулирующему административно-деликтные правоотношения, не уделялось должного внимания, оно являлось наследием советского времени, сохранив в себе карательно-репрессивный характер.
На VI Съезде судей Главой государства были обозначены пять приоритетных задач, направленных на модернизацию судебной системы, в числе которых дальнейшее совершенствование законодательства, внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов.
В целях реализации поставленных Главой государства задач 5 июля 2014 принят новый КоАП. Введение в действие нового Кодекса об административных правонарушениях, положения которого содержат ряд нововведений, направленных на гуманизацию административного законодательства, упрощение производства по делам об административных правонарушениях, исключение бюрократических процедур, загромождавших производство по делу, является одним из важнейших шагов, направленных на реформирование административного законодательства в целом.
В настоящее время как в средствах массовой информации, так и в социальных сетях широкое обсуждение получили прорабатываемые в рамках созданной рабочей группы Министерства юстиции совместно с государственными органами инициативы, направленные на повышение эффективности законодательства об административных правонарушениях, основными направлениями которых являются:
- дальнейшая гуманизация административно-деликтного законодательства;
- систематизирование административно-процессуальных норм;
- совершенствование отдельных административно-правовых и процессуальных институтов.
Существует большое количество мнений о соответствии нового Кодекса задачам, стоящим перед законодательством об административных правонарушениях, а также предъявляемым ему требованиям.
За последнее время самой обсуждаемой темой относительно вопросов дальнейшего совершенствования административного законодательства среди наших граждан явилась инициатива гуманизации административного законодательства и пути ее реализации.
В соответствии с нормами Кодекса задачами, стоящими перед административным законодательством, является охрана прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды, общественной нравственности, собственности, общественного порядка и безопасности, установленного порядка осуществления государственной власти и государственного управления, охраняемых законом прав и интересов организаций от административных правонарушений, а также предупреждение их совершения.
Для осуществления этой задачи законодательство об административных правонарушениях устанавливает основания и принципы административной ответственности, определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, и виды взысканий, налагаемых за их совершение, а также какое административное взыскание, каким государственным органом (должностным лицом) и в каком порядке может быть назначено лицу, совершившему административное правонарушение.
Из публикаций в СМИ усматривается, что основным путем реализации задач по гуманизации административного законодательства является снижение размеров административных взысканий как непосредственно путем внесения изменений в санкции статей административного кодекса, так и путем расширения сферы действий институтов сокращенного производства. Однако решение вопросов гуманизации административного законодательства путем снижения размеров административных взысканий имеет другую сторону, напрямую влияющую на воспитательную роль административных взысканий, применяемых в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Анализ судебной практики Специализированного административного суда г. Актобе о количестве поступивших и рассмотренных административных дел показал, что даже ныне существующие размеры административных штрафов, которые, по мнению большинства наших граждан, являются непомерно большими, не в полной мере обеспечивают выполнение задач, стоящих перед административным законодательством в части предупреждения совершения административных правонарушений.
В этой части наиболее приемлемым путем гуманизации административного законодательства, без ущерба его воспитательной составляющей, явилось бы расширение сферы применения альтернативных видов взысканий, что наряду с решением задач, связанных с гуманизацией административного законодательства, позволило бы индивидуализировать наказание.
Другим путем гуманизации административного законодательства видится выделение из ныне существующих составов административных правонарушений деяний, имеющих меньшую степень общественной опасности и установление по отношению к лицам, их совершивших, более мягких взысканий. Так, к примеру, одним из основных видов правонарушений, рассматриваемых судьями, являются правонарушения, связанные с нарушением общественного порядка, выразившемся в загрязнении мест общего пользования. Размер административного штрафа по делам, связанным с поведением наших граждан в общественных местах, основная масса которых - это выброшенные окурки, установленный ч. 1 ст. 434 КоАП РК, составляет десять МРП. Между тем данной статьей аналогичное взыскание предусмотрено и за нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к физическим лицам, осквернение жилых помещений и другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц. В данном случае следовало бы выделить из ч. 1 ст. 434 КоАП РК в отдельный состав деяния, связанные с загрязнением мест общего пользования, установив альтернативные виды взысканий в виде предупреждения или административного штрафа, с отнесением данной категории дел к подведомственности органов внутренних дел.