Инвестиционные налоговые преференции (А.С.Дощанова, Судья Специализированного межрайонного экономического суда города Астаны)

Инвестиционные налоговые преференции

 

А.С. Дощанова

Судья Специализированного межрайонного

экономического суда города Астаны

 

1. Инвестиционные налоговые преференции (далее - преференции) применяются по выбору налогоплательщика в соответствии с настоящей статьей и статьями 124, 125 настоящего Кодекса и заключаются в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию.

Право на применение преференций имеют юридические лица Республики Казахстан, за исключением указанных в пункте 6 настоящей статьи.

2. К объектам преференций относятся впервые вводимые в эксплуатацию на территории Республики Казахстан здания и сооружения производственного назначения, машины и оборудование, которые в течение не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию, соответствуют одновременно следующим условиям: 1) являются активами, указанными в подпункте 2) пункта 1 статьи 116 настоящего Кодекса, или основными средствами;

2) используются налогоплательщиком, применившим преференции, в деятельности, направленной на получение дохода;

3) не являются активами, которые в силу специфики их использования имеют прямую причинно-следственную связь с осуществлением деятельности по контракту (контрактам) на недропользование;

4) в налоговом учете последующие расходы, понесенные недропользователем по данным активам, не подлежат распределению между деятельностью по контракту (контрактам) на недропользование и внеконтрактной деятельностью;

5) не являются активами, вводимыми в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта по контрактам, заключенным до 1 января 2009 года в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях.

6) не являются активами, введенными в эксплуатацию в рамках инвестиционного приоритетного проекта по инвестиционному контракту, заключенному после 31 декабря 2014 года, в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области инвестиций.

3. Последующие расходы на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования подлежат отнесению на вычеты в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, при соответствии таких зданий и сооружений, машин и оборудования одновременно следующим условиям:

1) учитываются в бухгалтерском учете налогоплательщика в качестве основных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) предназначены для использования в деятельности, направленной на получение дохода, в течение не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию после осуществления реконструкции, модернизации;

3) временно выведены из эксплуатации на период осуществления реконструкции, модернизации;

4) не являются активами, которые в силу специфики их использования имеют прямую причинно-следственную связь с осуществлением деятельности по контракту (контрактам) на недропользование;

5) в налоговом учете последующие расходы, понесенные недропользователем по данным активам, не подлежат распределению между деятельностью по контракту (контрактам) на недропользование и внеконтрактной деятельностью.

Для целей применения преференций реконструкция, модернизация основного средства - вид последующих расходов, результатами которых одновременно являются:

изменение, в том числе обновление, конструкции основного средства;

увеличение срока службы основного средства более чем на три года;

улучшение технических характеристик основного средства по сравнению с его техническими характеристиками на начало календарного месяца, в котором данное основное средство временно выведено из эксплуатации для осуществления реконструкции, модернизации.

4. Для целей применения преференций к зданиям производственного назначения относятся нежилые здания (части нежилых зданий), кроме:

торговых зданий (части таких зданий);

зданий культурно-развлекательного назначения (части таких зданий);

зданий гостиниц, ресторанов и других зданий для краткосрочного проживания, общественного питания (части таких зданий);

офисных зданий (части таких зданий);

гаражей для автомобилей (части таких зданий);

автостоянок (части таких зданий).

Для целей применения преференций к сооружениям производственного назначения относятся сооружения, кроме сооружений для спорта и мест отдыха, сооружений культурно-развлекательного, гостиничного, ресторанного назначения, для административных целей, для стоянки или парковки автомобилей.

5. Для целей применения преференций первым вводом в эксплуатацию вновь возведенного на территории Республики Казахстан здания (части здания) являются:

1) при строительстве путем заключения договора строительного подряда - передача объекта строительства застройщиком заказчику после подписания государственной приемочной или приемочной комиссией акта ввода в эксплуатацию здания (части здания);

2) в остальных случаях - подписание государственной приемочной или приемочной комиссией акта ввода в эксплуатацию здания (части здания).

6. Не имеют права на применение преференций налогоплательщики, соответствующие одному или более чем одному из следующих условий:

1) налогообложение налогоплательщика осуществляется в соответствии с разделом 5 настоящего Кодекса;

2) налогоплательщик осуществляет производство и (или) реализацию подакцизных товаров, указанных в подпунктах 1) - 4) статьи 279 настоящего Кодекса;

3) налогоплательщик применяет специальный налоговый режим, предусмотренный главой 63 настоящего Кодекса.

 

Применение преференций

 

1. Применение преференций осуществляется по одному из следующих методов:

1) методу вычета после ввода объекта в эксплуатацию;

2) методу вычета до ввода объекта в эксплуатацию.

2. Применение метода вычета после ввода объекта в эксплуатацию заключается в отнесении на вычеты первоначальной стоимости объектов преференций, определенной в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 125 настоящего Кодекса, равными долями в течение первых трех налоговых периодов эксплуатации или единовременно в налоговом периоде, в котором осуществлен ввод в эксплуатацию.

3. Применение метода вычета до ввода объекта в эксплуатацию заключается в отнесении на вычеты затрат на строительство, производство, приобретение, монтаж и установку объектов преференций, а также последующих расходов на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования до ввода их в эксплуатацию в налоговом периоде, в котором фактически произведены такие затраты.

4. Если иное не предусмотрено пунктом 5 настоящей статьи, преференции аннулируются с даты начала их применения и налогоплательщик обязан уменьшить вычеты на сумму преференций за каждый налоговый период, в котором они были применены, если в течение трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования, по которым применены преференции, в любом из следующих случаев: 1) налогоплательщиком допущено нарушение положений пунктов 2 - 4 статьи 123 настоящего Кодекса;

2) наступил случай, когда налогоплательщик, применивший преференции, или его правопреемник, в случае реорганизации такого налогоплательщика, соответствует любому из положений пункта 6 статьи 123 настоящего Кодекса.

5. При реорганизации юридического лица путем выделения в соответствии с решением Правительства Республики Казахстан аннулирование преференций у реорганизованного лица не производится в случае, если установленное пунктом 2 статьи 123 настоящего Кодекса требование об использовании объектов преференций в деятельности, направленной на получение дохода, в течение не менее трех налоговых

периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию, не исполнено вследствие такой реорганизации.

Настоящий пункт применяется при одновременном соблюдении следующих условий:

1) контрольный пакет акций реорганизуемого юридического лица на дату реорганизации принадлежит национальному управляющему холдингу;

2) реорганизуемое юридическое лицо передает объекты, по которым применены преференции, вновь возникшим в результате реорганизации юридическим лицам;

3) передача объектов преференций осуществлена в течение трех лет с даты государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации юридических лиц в органах юстиции.

 

Особенности налогового учета объектов преференций

 

1. Налогоплательщик осуществляет учет объектов преференций, а также последующих расходов на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования отдельно от фиксированных активов в течение трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования, по которым применены преференции, если иное не установлено настоящей статьей.

Объекты преференций и последующие расходы на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования учитываются в разрезе каждого объекта, по которому применена преференция.

2. В первоначальную стоимость объекта преференций, являющегося основным средством, включаются затраты, понесенные налогоплательщиком до дня ввода данного объекта в эксплуатацию. К таким затратам относятся затраты на приобретение объекта, его производство, строительство, монтаж и установку, а также другие затраты, увеличивающие его стоимость в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, кроме:

затрат (расходов), не подлежащих отнесению на вычеты в соответствии с настоящим Кодексом;

затрат (расходов), отнесенных на вычеты в соответствии с частью второй пункта 12 статьи 100 настоящего Кодекса;

затрат (расходов), по которым налогоплательщик имеет право на вычеты на основании пунктов 6 и 13 статьи 100 настоящего Кодекса, а также статей 101-114 настоящего Кодекса;

амортизационных отчислений;

затрат (расходов), возникающих в бухгалтерском учете и не рассматриваемых как расход в целях налогообложения в соответствии с пунктом 15 статьи 100 настоящего Кодекса.

3. Первоначальная стоимость объекта преференций, являющегося активом, указанным в подпункте 2) пункта 1 статьи 116 настоящего Кодекса, определяется в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 118 настоящего Кодекса.

4. Активы, по которым преференции аннулированы, признаются фиксированными активами со дня их ввода в эксплуатацию при соответствии положениям пункта 1 статьи 116 настоящего Кодекса и включаются в соответствующий виду такого актива стоимостный баланс группы (подгруппы) в порядке, предусмотренном статьями 117 и 118 настоящего Кодекса.

5. При аннулировании преференций по последующим расходам на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования такие расходы учитываются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

6. Объект преференций по истечении трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода объекта преференций в эксплуатацию, кроме указанных в пункте 4 настоящей статьи, признается фиксированным активом при соответствии положениям пункта 1 статьи 116 настоящего Кодекса и включается в соответствующий виду такого объекта стоимостный баланс группы (подгруппы) в порядке, предусмотренном статьями 117 и 118 настоящего Кодекса.

 

Следите за новостями zakon.kz в: