Повышая эффективность социальной реабилитации
Балаим Кесебаева,
депутат Мажилиса Парламента РК,
член Фракции партии «Нур Отан»
Как известно, Концепцией правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года предусмотрено, что для активного применения судами мер, альтернативных лишению свободы, необходимо добиваться повышения эффективности их исполнения. Для этого требуется институциональное развитие специализированного органа, ответственного за исполнение таких мер.
Начиная с 2010 года в стране велась планомерная работа по институциональному развитию уголовно-исполнительной инспекции, а ныне Службы пробации, ответственной за исполнение уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы.
Так, в 2010 и 2011 годах увеличена штатная численность уголовно-исполнительных инспекций на 1183 единицы (в 2010 году - на 591, в 2011 году - на 592). В структуре уголовно-исполнительных инспекций была создана Служба пробации (Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам службы пробации» от 15 февраля 2012 года). В период с февраля 2012 года по 31 декабря 2014 года она входила в структуру уголовно-исполнительных инспекций и осуществляла контроль только над лицами, осужденными условно.
С 1 января 2015 года уголовно-исполнительные инспекции преобразованы в Службу пробации. Она оказывает содействие в получении социально-правовой помощи не только осужденным условно, но и осужденным к ограничению свободы, освобожденным условно-досрочно, а также тем лицам, за которыми установлен административный надзор.
Кроме того, Служба пробации исполняет четыре вида наказания и две меры уголовно-правового воздействия, а также осуществляет изъятие государственных наград вместе с документами к ним по месту их нахождения.
Вместе с тем на сегодняшний день в целях реализации 33-го шага Плана нации «100 конкретных шагов» разработан законопроект «О пробации».
Современная пробация распространена практически во всех правовых системах мира. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что наблюдается сокращение практики применения наказания в виде лишения свободы с заменой альтернативными мерами и санкциями, большую долю которых занимает пробация.
Положительный опыт служб пробации имеется в странах Западной Европы и Японии. Вследствие широкого развития этих служб доля наказаний, не связанных с лишением свободы, в общей структуре наказаний занимает значительную часть - от 70 процентов в Швеции и Англии, до 90 - в Японии.
Поэтому рассматриваемый в Парламенте законопроект «О пробации» является прежде всего важным и своевременным документом, который направлен на расширение ресоциализирующего потенциала уголовного правосудия, дальнейшую гуманизацию уголовной политики для приближения уголовного законодательства страны к мировой практике.
Нормы законопроекта будут, как предусматривается, способствовать улучшению социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых устанавливается пробация. Нововведения позволят усилить роль местных исполнительных органов и консультативно-совещательных органов, особенно по оказанию социально-правовой помощи в отношении несовершеннолетних.
В целом хотелось бы отметить, что на сегодняшний день назначение наказаний, альтернативных лишению свободы, является весьма актуальным. Вместе с тем институт пробации находится на начальной стадии своего развития, имея хорошую основу и дальнейшие перспективы.
Таким образом, нам необходимо развитие института пробации для того, чтобы вернуть полноценных граждан в общество, успешно реабилитировать осужденных вне тюрьмы. Так делает весь цивилизованный мир.
Именно поэтому Главой государства ставится задача выстроить эффективную систему социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете Службы пробации.