В сфере экономической деятельности (Б. Секербеков, председатель Катон-Карагайского районного суда Восточно-Казахстанской области)

В сфере экономической деятельности

 

Б. Секербеков, председатель Катон-Карагайского районного суда Восточно-Казахстанской области

 

Важнейшим направлением развития уголовного права является определение возможностей поэтапного сокращения сферы применения уголовной репрессии путем расширения условий освобождения от уголовного наказания, прежде всего по отношению к лицам, не представляющим большой общественной опасности.

Важным также является приведение уголовного закона в соответствие с международными договорами, ратифицированными Казахстаном. Речь, в частности, идет не только о декриминализации, но и об обратном процессе криминализации определенных видов правонарушений, а также о введении уголовной ответственности юридических лиц за некоторые категории уголовных деяний, в том числе за экологические, экономические и коррупционные правонарушения.

Таким образом, уголовная политика государства должна быть направлена на дальнейшую декриминализацию не представляющих большой общественной опасности правонарушений в экономической сфере с переводом их в разряд административных правонарушений, а также переоценку степени тяжести отдельных уголовных правонарушений путем перевода преступлений в категорию уголовных проступков или смягчения наказаний (депенализация).

Действительно, уголовная политика нашей республики за последние пять-семь лет исключительно направлена в сторону либерализации уголовного законодательства в сфере экономических правонарушений путем исключения уголовной ответственности за отдельные виды отклоняющегося от закона экономического поведения. Вытеснение уголовного закона из данной области происходит, прежде всего, путем полной или частичной декриминализации экономических преступлений. Декриминализация - это требование времени, поскольку репрессивность уголовного закона в этой сфере, в определенном смысле, может препятствовать экономическому росту. Отсюда следует, что пределы уголовно-правового регулирования экономических отношений предполагают применение допустимых способов и средств, которые бы не блокировали экономического развития и не препятствовали ему. В то же время целесообразно использование таких уголовно-правовых способов и средств, которые были бы достаточными для надежной защиты рыночных отношений от любых преступных посягательств, нормального функционирования и развития предпринимательства.

Уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности охвачены гл. 8 Уголовного кодекса, которая включает в себя 36 самостоятельных составов (ст.ст. 214 - 249).

С учетом проведенной предыдущей декриминализации в целях снижения репрессивности закона можно предложить ряд изменений в законодательство. Во-первых, частично декриминализовать ст. 219 УК «Незаконное получение кредита или нецелевое использование бюджетного кредита». Так, анализ диспозиции ч. 1 ст. 219 УК, связанной с незаконным получением кредита, дотаций, льготных условий кредитования, показывает, что действия находятся преимущественно в гражданско-правовом поле и представляют собой взаимоотношения между кредитором и клиентом. Данного правонарушения вообще может и не возникнуть, если кредитор на должном уровне проверит все финансовые документы, предоставленные должником, необходимые для получения займа или каких-либо льгот и дотаций. Поэтому возможно полностью исключить ч. 1 ст. 219 УК.

Во-вторых, исключить наказание в виде лишения свободы как несоразмерное с тяжестью содеянного из санкций следующих статей: ч. 1 ст. 216 «Совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров», ст. 220 «Нецелевое использование денег, полученных от размещения облигаций», ч. 1 ст. 221 «Монополистическая деятельность», ст. 224 «Нарушение эмитентом порядка выпуска эмиссионных ценных бумаг».

В-третьих, в целях расширения сферы применения административной преюдиции, а также обеспечения благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства было бы целесообразно исключить из уголовного законодательства ст. 244 «Уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет». Данное предложение еще связано с тем, что субъектами преступления являются граждане или индивидуальные предприниматели, то есть представители малого бизнеса, в большинстве своем имеющие небольшие финансовые активы и не обладающие достаточным уровнем правовой грамотности. Таким образом, нерадивому предпринимателю предоставляется шанс заплатить административный штраф, чтобы в будущем не допускать подобных действий. При этом в случае дальнейшего уклонения от своих обязательств перед бюджетом он будет привлечен к уголовной ответственности за неисполнение судебного акта.

Современная уголовная политика в условиях социальной рыночной экономики не должна стоять перед дилеммой чрезмерного ограничения или же необоснованного усиления охранительной функции уголовного закона в сфере экономики. Она должна быть адекватна времени, происходящим социально-экономическим процессам, учитывать криминогенные тенденции в экономической сфере, способствовать снижению рисков в области экономических отношений.

Помимо этого предупреждение уголовных правонарушений в экономической сфере с помощью политико-правовых средств должно быть социально обусловленным, комплексным и обоснованным. Изменение законодательства в таких отношениях должно обеспечить дополнительные процессуальные гарантии со стороны государства для защиты прав предпринимателей и их бизнес-интересов.

 

Следите за новостями zakon.kz в: