Правовое обеспечение сильного государства (Хадиша Қайратқызы, магистрант научно-педагогического направления Университета КАЗГЮУ)

Правовое обеспечение сильного государства

 

Хадиша Қайратқызы

Магистрант научно-педагогического направления

Университета КАЗГЮУ

 

Еще с древних времен люди понимали важность правильно и слаженно функционирующего государственного образования. Как отметили российские ученые А.Д. Керимов и С.А. Хвоевский, «государство играет поистине огромную роль в жизни как отдельного индивида, так и общества в целом. Помимо этого, не вызывает ни малейших сомнений тот факт, что государство как социо-культурный и политико-правовой институт чрезвычайно сложен для исследования. Таким образом, представляется, что обращение к государствоведческой тематике более чем оправданно»[1].

На наш взгляд, полную картину современного государства, а также ответы на самые различные вопросы, касающиеся его деятельности и развития, можно получить только при помощи синтезированных знаний различных наук. Для уяснения сути различных государственных, межгосударственных и связанных с ними явлений, а также эффективного решения задач, связанных с функционированием этого объемного сложного разнопланового «организма» нужно проводить комплексные междисциплинарные исследования.

Казалось бы, государственная теория достаточно развита и является предметом исследования разных наук, но, тем не менее, наблюдается отсутствие ответов на многие вопросы современности. Например, в Республике Казахстан, недостаточно разработана тема сильного государства. Лишь в последние годы данный вопрос вызывает интерес наших ученых. Сейчас мы находимся на такой стадии своего развития, когда уже необходимо думать и размышлять о таких вещах как построение сильного государства Республики Казахстан для вхождения страны в 30 наиболее развитых стран мира.

Государства нашей планеты имеют разные опыт, прошлое, «базу», находятся на разных стадиях своего развития, сталкиваются с различными проблемами, не всегда являются однородными и похожими и соответственно каждому государству нужно выбирать свои методы решения проблем и свое направление развития.

Как верно отметил Фрэнсис Фукуяма - «не существует универсально удовлетворительных правил создания организационных структур, а стало быть, государственно-общественное администрирование - это, скорее, искусство, нежели наука»[2].

Однако для того, чтобы решать эти проблемы и быть способным двигать свое общество вперед, государство должно обладать определенными качествами, «набором инструментов и рычагов» и более того, определенными профессиональными человеческими ресурсами (здесь речь идет и о высоком профессионализме, и добросовестности государственных управленцев).

Одной из тенденций развития государства является его укрепление, обретение им силы для позитивной деятельности.

Толковые словари дают разные значения слову «сила», например:

1) действенность, правомочность (толковый словарь Ожегова С.И.)[3];

2) способность проявления какой-нибудь деятельности, состояние, отличающееся определенной степенью напряженности, устремленности (толковый словарь Ожегова С.И.)[3];

3) источник, начало, основная (неведомая) причина всякого действия, движенья, стремленья, понужденья, всякой вещественной перемены в пространстве, или: начало изменяемости мировых явлений (толковый словарь В. Даля) и др.[4]

Таким образом, даже исходя из вышеприведенных определений понятия «сила» очевидно, что для того, чтобы решать проблемы и двигать общество вперед, государство должно обладать некоторой силой.

В последние десятилетия вопрос о силе современного государства, ее необходимости либо отсутствии таковой, ценности, угрозах и т.п. осмысливается ученым сообществом общественных наук. В частности, можно назвать таких ученых как Фрэнсис Фукуяма, Джозеф Най, Бъярн Мелкевик, А.Х. Саидов, А.В. Малько, В.А. Затонский, П.В. Анохин, А.Д. Керимов, С.Ф. Ударцев, В.А. Малиновский, Е.М. Абайдельдинов, М.А. Сарсембаев, А.Д. Жусупов, Л.В. Голоскоков, О.Ш. Жалаири, К.К. Айтхожин, Ж.Р. Темирбеков, И.В. Понкин и др.

Идея формирования сильного государства заложена в некоторых стратегических документах Республики КазахстанПосланиях Президента народу Казахстана от 16 декабря 1997 года и от 14 декабря 2012 года была озвучена идея о необходимости формирования сильного государства для достижения поставленных целей.

Главной задачей в стратегии «Казахстан-2050» поставлена - устойчивое развитие в XXI веке. И мы с позиции юридической науки считаем, что именно это задача является верной и правильной, ведь само право направлено на поддержание порядка и баланса в обществе, справедливости в нем, спокойного и устойчивого развития.

Американский ученый Фрэнсис Фукуяма изучает вопросы осмысления современного сильного государства не одно десятилетие. На данную тематику он написал ряд известных работ, к примеру, «Сильное государство: управление и мировой порядок в XXI веке», «Государственный порядок», «Угасание государственного порядка» и др.

В одной из своих работ Фрэнсис Фукуяма выразил мысль, что «сильное государство есть ответ, решение многих проблем, имеющихся в современном обществе, таких как бедность, СПИД, наркотики, терроризм»[2].

По его мнению, «слабые, некомпетентные или несуществующие правительства есть источник серьезных проблем, особенно в развивающемся мире и что разрушение и значительное ослабление государства приводит к проблемам с гражданскими правами человека»[2]. Мы считаем, что ослабление государства ведет к нарушению не только гражданских прав человека, но в целом к ослаблению института прав человека.

Между тем хотелось бы обратить внимание на важнейшую роль права в формировании сильного государства. Так, право пронизывает все общественные отношения, является цементом современного общества. Обычному человеку, не изучающему юридическую науку и не практикующему право, может быть и не заметна роль и сила права в его каждодневных действиях, в его будних днях, однако юрист может ее наблюдать каждодневно в самых обычных ситуациях.

Без права человечество не достигло бы того уровня развития цивилизации, который имеется сейчас. Чем выше уровень осознанности, правосознания и правовой культуры, тем выше уровень развития конкретно данного общества.

Считаем важным отметить, что право всегда шло и идет «рука об руку» с политикой. При этом юристам нужно не забывать, что право обладает колоссальной силой воздействия на людей, общество, что с помощью права можно регулировать и решать те или иные проблемные вопросы. В связи с этим полагаем юридическое сообщество любой страны всегда должно быть бдительным по отношению к предлагаемым и проводимым реформам любого характера, и оно не должно забывать основные ценности современных развитых государств, которые шли к этому столетиями, а также истинную суть и цель права. Правовая действительность любого государства - показатель работы всего юридического сообщества данного государства.

Право регулирует все основные сферы жизни общества. В основном все реформы, проводимые в том или ином обществе, реализуются часто посредством правовых инструментов. На примере Республики Казахстан можно наблюдать, как право регулирует различные сферы жизни общества и как посредством его можно улучшить ситуацию в государстве и повысить уровень жизни населения путем принятия правильного необходимого именно в этот момент исторического развития законодательного акта, который может укрепить государственный порядок, создать нужные условия для роста и развития той или иной отрасли, и таким образом, усилить государство.

В связи с вышеизложенным, полагаем необходимым отметить, что на наш взгляд для формирования современного сильного государства в Республике Казахстан в настоящее время имеются достаточные резервы. В частности, предлагается посредством правовых инструментов и взвешенной правовой политики рассмотреть возможность и целесообразность поэтапной реализации следующих идей:

1) В сфере экономики, экологии и энергетики. Улучшение правового регулирования высокотехнологичных отраслей и развития альтернативных источников энергии (с прицелом на будущее, в будущем мы должны уметь это делать) с системой стимулов, подготовкой и закреплением правовыми средствами соответствующих кадров (космические, телекоммуникации, энергетика). Так, известно о необходимости развития альтернативных источников энергии. Вместе с тем в Республике Казахстан пока очень слабо развивается данная сфера, в свою очередь имеются природные источники энергии, которые не используются, такие как ветер, солнце и т.д. Например, на севере страны можно активно использовать энергию ветра, на юге страны - энергию солнца. Учитывая, что Казахстан стремится стать сильным государством, ему в любом случае со временем необходимо будет создавать какие-то определенные энергетические резервы. На наш взгляд, нужно создать «подушку безопасности» в виде технологий, инфраструктуры и соответствующих кадров по использованию альтернативных источников энергии. Чтобы стать действительно сильным государством, мы должны уметь использовать неисчерпаемые природные источники энергии.

Следует обратить внимание на необходимость учета региональных особенностей и возможностей в правовом регулировании, используя экономические стимулы для развития энергетики, оптимальной для конкретных регионов (солнечной, ветровой).

Таким образом, мы считаем, что в сферах развития и привлечения высокотехнологичных отраслей экономики, альтернативных источников энергии, а также переработки отходов нужно умело использовать правильное правовое регулирование, различные правовые и экономические стимулы, и посредством правовых инструментов создать лучшие и передовые условия для развития названных сфер. За ними будущее.

Кроме того, для привлечения и закрепления профессиональных кадров нужно: во-первых, создать привлекательные финансовые условия (достойный оклад для сотрудников, социальный пакет), а во-вторых, - обратить внимание на составление правильных взаимовыгодных долгосрочных договоров.

Между тем, полагаем необходимым более активно реализовывать направления, заложенные в Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» и создать все условия для ее полной и эффективной реализации.

2) В сфере защиты прав и свобод человека. Последней конституционной реформой, произведенной весной текущего года были внесены дополнения в Конституцию касательно Уполномоченного по правам человека. Таким образом, теперь данное должностное лицо возведено до уровня регулирования Главным законом страны.

В этой связи, учитывая придание данному институту высокого положения, полагаем, что логичным будет разработка и принятие отдельного закона, устанавливающего статус и полномочия Уполномоченного по правам человека (в настоящее время его статус регулируется Указом Главы государства). Полагаем, принятие закона придаст новый импульс развитию данного института, что в дальнейшем улучшит защищенность каждого человека и гражданина в Республике Казахстан. В целом же, это один из шагов по построению правового государства.

Кроме того, считаем необходимым наделить Уполномоченного по правам человека правом обращения в Конституционный Совет. Однако для этого потребуется внесение изменений в Конституцию. Представляется логичным, что главное должностное лицо страны, уполномоченное защищать права и свободы человека должно обладать правом обращения в орган конституционного контроля на предмет соответствия принятых правовых актов нормам Конституции.

3) Предлагается поэтапно начать внедрять институт административной юстиции, существующий во многих развитых странах в последнее столетие в целях усиления защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц.

Известно, что в нашей стране слабым звеном является правоприменительная практика. В этой связи, считаем, что административная юстиция могла бы улучшить ситуацию в правоприменительной среде.

Между тем, хотелось бы отметить, что Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года содержит положение «о необходимости развития административно-процессуального права, вершиной которого стало бы принятие Административного процессуального кодекса»[5]. В настоящее время данное положение концепции еще не реализовано.

Внедрение такого института повлияет положительным образом на всю правовую действительность Казахстана, в частности на сферу государственного управления, на правосознание, правовую культуру и правовую активность граждан, на экономику (улучшение правовой и деловой среды, создастся привлекательный инвестиционный климат), повышение защиты прав, свобод и интересов граждан и организаций. Таким образом, считаем необходимым ускорить процесс разработки и принятия административно-процессуального законодательства Республики Казахстан.

4) Важнейшим институтом, который оказывает сильнейшее влияние на правосознание граждан и формирование правовой культуры является институт суда присяжных. Участие в рассмотрении судебного дела в качестве присяжного заседателя неизгладимо влияет на сознание человека, на осознание им наличия норм права, запретов и ограничений и возможность наступления правосудия за их нарушение. В дальнейшем это формирует правовую культуру человека.

В нашей стране рассмотрение дел с участием присяжных заседателей возможно только по уголовным делам по довольно узкому перечню дел. Между тем, в развитых странах суд присяжных может рассматривать и гражданские дела.

В связи с этим, полагаем нужным в нашей стране значительно расширить круг дел, которые могут быть рассмотрены с участием присяжных заседателей. И более того, необходимо внести соответствующие изменения в законодательство, направленные на закрепление самостоятельности суда присяжных, чтобы присяжные заседатели без участия судьи самостоятельно принимали решение по делу. Это на наш взгляд также является одним из шагов к построению сильного правового государства, посредством повышения правосознания и правовой культуры наших граждан. Мы считаем, что наши граждане и в целом наше общество готово к такого рода позитивным демократическим правовым реформам.

5) С целью объединения усилий и развития юридического сообщества Республики Казахстан, усиления политической и правовой культуры, а также для разностороннего обмена объективными взглядами на происходящие в мире, соседних государствах, нашей стране события, новыми знаниями и опытом, для создания конструктивной диалоговой площадки - логичным представляется организация ежегодного международного научно-практического Астанинского юридического форума (по модели Астанинского экономического форума).

Представляется возможной организация мероприятия такого масштаба и такого уровня посредством объединения усилий государственного и частного секторов.

 

 

Библиография:

 

[1] См.: . С. 104.

[2] См.: Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке. Москва 2006. С. 81.

[3] См.: Толковый словарь Ожегова < http://www.ozhegov.ru/>.

[4] См.: Толковый словарь В. Даля < https://slovardalja.net/>.

[5] См.: Указ Президента Республики Казахстан «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» от 24 августа 2009 года № 858 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет» <https://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858> (дата обращения: 21.05.2017 г.)

Следите за новостями zakon.kz в: