По вновь открывшимся обстоятельствам
А. Калмухамбетов,
председатель Специализированного административного суда г. Актобе
Законодательство РК предусматривает несколько способов пересмотра ошибочных судебных решений, к их числу относится возможность самому суду пересмотреть судебный акт по вновь открывшимся обстоятельствам.
Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях и постановлений по результатам рассмотрения жалоб, протестов по вновь открывшимся обстоятельствам является одним из видов пересмотра постановлений, вступивших в законную силу, и является самостоятельной стадией производства по делу об административном правонарушении.
Указанная стадия наряду с другими - рассмотрением дела в апелляционном и кассационном порядке - является одним из способов проверки законности разрешения дел об административных правонарушениях, призванным способствовать надлежащему осуществлению правосудия, вынесению законных и обоснованных постановлений.
Следует отметить, что данный институт в административном законодательстве является относительно молодым, существующим с января 2015 года как самостоятельная глава нового КоАП РК, тем самым законодатель предусмотрел дополнительную возможность пересмотра состоявшегося акта.
Так, вновь открывшиеся обстоятельства - это юридические факты, имеющие значение для разрешения дела, но неизвестные в то время либо об их существовании стало известно позже (после вступления постановления в законную силу).
Для решения вопроса о пересмотре постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам не требуется проверять правильность применения судом закона, совершения тех или иных процессуальных действий, правильность оценки доказательств, что характерно для пересмотра постановлений в кассационном порядке. Главная задача суда на этой стадии - выяснить наличие или отсутствие вновь открывшихся обстоятельств и установить, повлияли ли они на правильность вынесенного постановления.
Пересмотр постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам отличается от пересмотра постановлений в кассационном порядке не только по основаниям пересмотра, но и по другим признакам: по объекту пересмотра, по кругу лиц, имеющих право возбуждать вопрос о пересмотре судебного постановления, по полномочиям суда, пересматривающего постановление, по процессуальному порядку рассмотрения дела.
Ч. 2 ст. 852 КоАП РК приводит исчерпывающий перечень оснований для пересмотра. К ним относятся существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны правонарушителю, потерпевшему.
Таким обстоятельствам необходима совокупность нескольких черт:
- обстоятельства существовали во время рассмотрения дела;
- эти обстоятельства не были и не могли быть известны заявителю, а значит, они не были известны и суду, рассмотревшему дело;
- обстоятельства имеют существенное значение для дела. Существенность означает то, что будь эти обстоятельства известны во время рассмотрения дела, решение было бы вынесено иное.
Вновь открывшиеся обстоятельства следует отличать от юридически значимых фактов, возникших после вынесения решения. Решение должно соответствовать фактам, существовавшим в момент его вынесения. Факты, возникшие впоследствии, не могут свидетельствовать о незаконности решения.
Не будут основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам обнаруженные после вынесения решения доказательства, подтверждающие или опровергающие факты, исследованные судом. Такие доказательства свидетельствуют о том, что юридические факты установлены судом неправильно. Эти доказательства должны служить основанием для пересмотра дела в кассационном порядке.
Основанием для пересмотра служат также установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность протокола об административном правонарушении, документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного либо необоснованного постановления.
При решении вопроса о пересмотре по указанным основаниям суду необходимо убедиться, что установленные приговором суда обстоятельства повлекли за собой вынесение незаконного либо необоснованного постановления по делу об административном правонарушении. Поэтому не могут служить основанием к пересмотру постановления по вновь открывшимся обстоятельствам установленный приговором суда факт недоброкачественности того или иного доказательственного материала, если юридические факты, положенные в основу постановления, подтверждаются другими доброкачественными материалами.
Следующее основание - установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия участников производства по делам об административных правонарушениях, других лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, уполномоченных органов (должностных лиц), совершенные при рассмотрении данного дела.
Факт преступной деятельности указанных лиц независимо от последствий, которые они повлекли для вынесенного постановления, всегда служит основанием к его пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам.
Отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо правового акта иного государственного органа (должностного лица), послужившего основанием к вынесению данного постановления, является основанием для пересмотра.
Суд должен располагать соответствующим актом суда или иного органа, подтверждающего факт отмены решения, приговора, определения или постановления суда либо правового акта иного государственного органа (должностного лица). Если суду представлена копия соответствующего акта, то ее необходимо должным образом удостоверить. Пересматриваемое постановление может быть отменено толь- ко в том случае, если суд придет к выводу, что отмененный акт суда или иного органа действительно было положено в основу постановления по делу об административном правонарушении.
Признание Конституционным Советом РК неконституционным закона или иного нормативного правового акта, который был применен в данном деле об административном правонарушении, также служит основанием для его пересмотра.
Обстоятельства, послужившие основанием к пересмотру постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, должны быть доказаны, поскольку суд, разрешающий ходатайство о пересмотре постановления, должен быть убежден в наличии оснований для пересмотра. Заявление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам подается лицом, привлеченным к административной ответственности, потерпевшим или их законными представителями, или прокурором в суд, орган (должностному лицу), вынесшим постановление, в письменной форме либо в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью. Заявление подписывается лицом, подающим заявление, или его уполномоченным представителем. Удовлетворение заявлений о пересмотре вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и постановлений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них по вновь открывшимся обстоятельствам является основанием для повторного рассмотрения дела по правилам, установленным КоАП РК.