Как сделать Казахстан привлекательным для бизнеса (Константин Дербышев, старший юрист юридической фирмы ETERNA LAW)

Как сделать Казахстан привлекательным для бизнеса

 

Константин Дербышев,

старший юрист юридической фирмы ETERNA LAW)

 

В опубликованном «Ежегодном рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса» Всемирного банка за июнь 2016 г. Казахстан относительно предыдущего рейтинга поднялся на 16 позиций вверх и занял 35-е место. «Ежегодный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса» охватывает 190 стран и основан на 10 показателях, анализирующих нормативно-правовые акты (включая создание предприятия и ведение бизнеса, ВЭД-деятельность, налогообложение, а также разрешение неплатежеспособности). При этом, следует отметить, что указанное исследование вызывает достаточно бурную критику специалистов по всему миру, что заставляет команду исследователей работать над усовершенствованием методологии. Попробуем разобраться, в каких сферах в Казахстане наметилась положительная тенденция, а в каких не совсем позитивная.

В первую очередь, приходится признать, что любой рейтинг включает субъективный фактор. Как бы там ни было, исследование дает представление о позиции Казахстана на мировой арене в широком понимании. Рейтинг Казахстана повысился по критериям регистрации предприятий, получения разрешений на строительство, подключения к системе электроснабжения, а также защиты прав миноритарных инвесторов. При этом, исследователи отметили негативную тенденцию в части критериев получения кредитов и налогообложения.

Для поднятия рейтинга Казахстана по шкале «Легкость ведения бизнеса» считаем целесообразным осуществление комплекса мер по автоматизации ряда процедур и либерализации/упразднению необходимости предоставления ряда документов при открытии и ведении бизнеса. В частности, для достижения вышеуказанных целей, на наш взгляд, было бы целесообразно:

•упростить процедуру регистрации предприятия путем сокращения перечня необходимых документов по несырьевым видам деятельности. В частности, предлагается внедрить уведомительную процедуру регистрации предприятия в любом центре обслуживания населения Республики Казахстан. В настоящий момент лишь субъекты малого бизнеса подлежат регистрации посредством подачи уведомления на портале электронного правительства Республики Казахстан. При этом данная процедура возможна только при наличии электронного ключа. Сама по себе процедура получения электронного ключа и процедура его установки являются довольно сложными, в частности, для иностранных юридических лиц и граждан, который намерены осуществлять деятельность на территории Республики Казахстан. Получение электронной цифровой подписи на данный момент предполагает получение ИИН для иностранных физических лиц и БИН для юридических лиц, что удлиняет срок всей процедуры регистрации юридического лица с иностранным участием на несколько рабочих дней и влечет дополнительные расходы на оформление документов.

Кроме того, согласно ст.6 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» при государственной регистрации юридического лица, относящегося к субъекту среднего и крупного предпринимательства, заявление подписывается и подается в регистрирующий орган учредителем или одним из учредителей либо уполномоченным учредителем лицом в случаях, когда единственным учредителем либо одним из учредителей являются иностранец или иностранное юридическое лицо, Правительство Республики Казахстан или государственные органы либо Национальный Банк, с приложением учредительных документов, удостоверенных в нотариальном порядке в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. Таким образом, в случаях, когда одним из учредителей является иностранный гражданин, то ему лично необходимо явиться в Центр обслуживания населения для представления документов. На наш взгляд, такая норма является дополнительным препятствием для открытия бизнеса в Казахстане и требует, как минимум, доработки.

•оптимизировать административные процессы в строительстве. В соответствии с законодательством Республики Казахстан количество видов деятельности и работ в строительстве, лицензируемых в Республике Казахстан, более 130. По нашему мнению, лицензированию должны подлежать лишь те виды предпринимательской деятельности, которые непосредственно влияют на здоровье человека и состояние окружающей среды. Таким образом, целесообразно упразднить лицензирование таких видов деятельности, как строительно-монтажные работы и производство (выпуск) строительных материалов, изделий и конструкций (за исключением сертифицируемой продукции), заменив их страхованием гражданско-правовой ответственности подрядчика и контролем со стороны саморегулируемых организаций - добровольных объединений (к примеру, Ассоциация застройщиков Казахстана). Такие организации успешно функционируют в ряде западных стран, включая профессиональные союзы архитекторов и строителей Соединенных Штатов Америки, Германии, Великобритании и во многих других странах. Введение таких поправок в законодательство Республики Казахстан приведет к уменьшению дополнительных поборов в процессе получения лицензии.

•упразднить проверки и разрешения в отношении видов деятельности, не связанных с угрозой для жизни человека. В текущих условиях необходимость столь тщательного контроля бизнеса отсутствует. Мировая практика показывает, что именно сокращение административного давления является главным стимулом развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Кроме того, такой шаг позволит существенно снизить злоупотребление полномочиями проверяющих и сделать очередной шаг в борьбе с коррупцией на государственном уровне.

•существенно упростить процедуру ликвидации предприятий. На текущий момент процедура ликвидации предприятий обременена рядом сложных процедур и на практике ее срок может составлять от 6 до 12 месяцев. Считаем целесообразным внедрение системных изменений в этом отношении, в частности, в вопросах оперативности проведения аудита налоговыми органами.

•осуществить либерализацию налогообложения субъектов предпринимательства в отдельных приоритетных сферах путем освобождения от уплаты КПН в первые три года деятельности. Такой шаг позволит новым субъектам предпринимательства повысить свою конкурентоспособность, расширить производство и создать новые рабочие места, что является безусловным преимуществом в процессе привлечения иностранного инвестора. При этом, в целях оптимизации бюджетной политики на правительственном уровне разработана Концепция проекта Налогового кодекса, которая, помимо прочего предусматривает реформирование налогообложения дивидендов, которое заключается в следующих нововведениях:

отмена освобождения для физических лиц и нерезидентов при владении акциями (долями участия) в течение 3 и более лет;

освобождение дивидендов, поступающих от нерезидентов, будет предоставляться юридическим лицам-резидентам только при владении 25% и более уставного капитала такого нерезидента;

восстановление освобождения дивидендов, поступающих от юридических лиц-резидентов, уменьшающих корпоративный подоходный налог (КПН) на 100 процентов.

Возможно, указанные изменения будут отражены в новой редакции Налогового кодекса РК в ближайшем будущем.

•упростить процедуру рассмотрения заявок для кредитования по государственным программам развития бизнеса. В настоящее время существуют такие государственные программы, как: «Дорожная карта бизнеса-2020», программы фонда «Даму» (программа «Даму-Өндіріс» для поддержки субъектов частного предпринимательства, занятых в сфере обрабатывающей промышленности, программа финансирования лизинговых сделок субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д.). Основные сложности возникают в процессе рассмотрения заявок в связи с недостатками самой системы рассмотрения. Целесообразно предусмотреть возможность подачи заявок онлайн по всем государственным программам развития бизнеса и опубликования результатов их рассмотрения на сайте соответствующего государственного органа Республики Казахстан.

•сократить число административных барьеров для привлечения инвестиций в приоритетные секторы экономики. Очевидно, что некоторые административные барьеры в приоритетных секторах экономики нужны для обеспечения национальной безопасности. Однако в остальных случаях административные барьеры должны быть сокращены. Одним из примеров является необходимость получения бизнес-визы для иностранного инвестора, желающего инвестировать в Казахстан, в частности, в ходе учреждения юридического лица. Считаем, что подобное требование должно быть пересмотрено либо упразднено.

Кроме того, для внесения изменений в законодательные акты Республики Казахстан и при разработке новых законопроектов следует шире привлекать к обсуждению бизнес-сообщество. После внесения соответствующих изменений в законодательные акты Республики Казахстан необходимо провести ряд семинаров и тренингов для сотрудников государственных органов Республики Казахстан для разъяснения сути внесенных изменений в законодательные акты Республики Казахстан в регионах Республики Казахстан, поскольку на практике препятствиями для осуществления различных государственных программ и внедрения инновационных технологий являются чиновники в регионах Республики Казахстан.

Таким образом, исходя из представленных данных, полагаем, что для повышения рейтинга Казахстана по шкале «Легкость ведения бизнеса» требуется не только внесение изменений в отдельные законодательные акты Республики Казахстан, но и повышение уровня образованности и профессионализма чиновников в регионах Республики Казахстан.

Следите за новостями zakon.kz в: