В процессе точечной застройки
Данил Утюпин
Большой бедой современных городов является так называемая точечная застройка, которая вызывает возмущение горожан, вынужденных жить в некомфортных и стрессовых условиях.
Под «точечной» или «уплотнительной» застройкой понимается строительство новых зданий или сооружений в исторически сложившейся жилой застройке, обычно на месте зеленых зон. В Казахстане одним из городов, который уже много лет страдает от точечной застройки, является Алматы. Ее негативные последствия для экологии и самочувствия горожан очевидны - блокировка ветровых потоков и вида на горы, уничтожение зеленых насаждений, исчезновение свободного пространства и резервных участков, увеличение количества автомашин и вредных выхлопов и многое другое. На это еще в 2008 году во время встречи с тогдашним акимом Алматы А. Есимовым обратил внимание Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, поручив комплексно рассмотреть этот вопрос и прекратить уплотнять город, особенно его старую историческую часть.
Переделка СНиП
Но вопреки прямому указанию Главы государства, протестам местных жителей, архитекторов, урбанистов, экологов и общественных организаций уплотнение южной столицы активно продолжается. Обществу нелегко противостоять консолидированной мощи строительных компаний, заручившихся поддержкой чиновников, а юридическая и экономическая база для уплотнительной застройки была подготовлена задолго до того, как она приняла такие масштабы.
- От советского времени Казахстану достались продуманные и четко регламентированные строительные нормы и правила (СНиП). И мне еще в конце 90-х годов пришлось участвовать в их переработке, - рассказывает профессор Казахской архитектурно-строительной академии архитектор Павел Савранчук. - Тогда активно обсуждались вопросы микрорайонной и комплексной застройки, когда группа жилых домов по нормативам должна быть обеспечена как минимум детским садом. Но такая норма не нравилась коммерческим строительным компаниям.
И, по словам архитектора, в конце концов последние добились своего.
- Чиновникам и бизнесменам, несмотря на сопротивление экспертов, удалось провести норму, освобождающую застройщиков от обязательств по возведению социальных объектов. Одним из последствий этого явилась распродажа детсадов в частные руки. Это был первый пробный шаг, за которым последовал и второй. Так, в период приватизации жилья никто из обычных граждан, не ждавших подвоха от собственного государства, не обратил внимания на то, что собственностью дома была объявлена лишь узкая двухметровая полоса вокруг его стен. При этом сами дворы жилых домов стали собственностью города, которые акиматы начали распродавать в частные руки по смехотворно низким ценам и оформлять так называемое целевое назначение - под возведение новых жилых зданий, - разъяснил П. Савранчук.
Город без дворов
По мнению П. Савранчука, на сегодняшний день в Алматы все более-менее просторные дворы, где возможно какое-то строительство, уже распроданы и ждут своего часа. Между тем дворы имеют исключительно важное значение для жителей современных мегаполисов, многие из которых весь день проводят в помещении и в транспорте и которые остро нуждаются в местах для отдыха, игр и прогулок с животными. Поэтому в старых советских СНиПах имелась норма об удельных размерах двора жилого дома с перечислением необходимых площадок, включая детскую, хозяйственную, для выгула собак, для тихого отдыха, для мусорных контейнеров, площадь озеленения и прочее. Но, по мнению казахстанских застройщиков, городские жители могут без всего этого обойтись. И под их давлением данную норму из новых СНиПов тоже убрали. Там предусматривается только необходимое расстояние - от окон жилых домов до детской площадки, автостоянки и т.п. Это дало возможность застройщикам наращивать этажность своих зданий без учета величины двора. Появилась возможность строить огромные жилые комплексы с миниатюрными дворами, причем без зеленых насаждений, а то и вовсе без дворов.
В сейсмоопасной зоне
Алматы находится в сейсмоопасной зоне. Поэтому в советское время уделялось большое внимание ограничению высоты застройки и ее взаиморазмещению. Также существовало понятие «желтые линии». В случае землетрясения возможны разрушения зданий. И эти «желтые линии» очерчивают зону возможных завалов, которые перекрывают пути подъезда спасательной техники, медиков, пожарных. Внутри этой зоны не должно быть никаких прочих строений, которые также могут пострадать. Но в Алматы немало новых зданий, где данное требование абсолютно игнорируется. Один из ярких примеров - тринадцатиэтажный дом, построенный на территории жилого двора впритык к детскому саду вблизи пересечения улиц Шевченко - Ауэзова. Если это здание в случае землетрясения или взрыва разрушится, то к нему не только никакая техника не проедет, но под его завалами окажутся и соседние здания, прокомментировал П. Савранчук.
Вообще, следить за соблюдением данных требований - обязанность Комитета по чрезвычайным ситуациям, потому что именно его службам придется разбирать завалы и вытаскивать людей, и данные требования призваны облегчить эту задачу. Но они мешают делать деньги застройщикам. Поэтому норма о «желтых линиях» была исключена из СНиП, а представители КЧС выведены из комиссии по приемке в эксплуатацию новых объектов. И по словам П. Савранчука, все это было сделано так быстро и ловко, что граждане и общественные организации не успевали отреагировать и организовать какое-то сопротивление. Тем не менее, в ответе на запрос в УГАСК г. Алматы говорится, что согласно п. 7.2 гл. 7 СНиП РК 3.01-01-2008 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов» между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния: для жилых зданий высотой два-три этажа - не менее 15 м, в четыре этажа - не менее 20 м, а в пять и более этажей - с учетом требований инсоляции (солнечное освещение) по СНиП РК 2.04-01-2001* и Санитарным нормам и правилам обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки. Между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее десяти метров. Количество зеленых насаждений по проекту должно составлять 20 процентов от общей площади земельного участка.
Реорганизовать градостроительные советы
Однако и вышеуказанные нормы тоже нарушаются.
- Сегодня каждый день мы видим, как разрушается наш город. Совсем недавний пример - проект жилого дома на ул. Панфилова - угол Толе би, который полностью разрушает ансамбль всего района и инсоляцию близлежащим домам. Застройка города должна проводиться с учетом сложившегося алматинского стиля - невысокая этажность, прямые улицы с видовыми точками на горы. Необходимо соблюдать красную линию (отступ здания от дороги), среднюю этажность, озеленение, арычную систему, а также вернуть здания школ и детских садов, чтобы они были в шаговой доступности. Конечно же, с учетом новых реалий, например, устройств велодорожек. Следует ужесточить городское законодательство. Маслихат должен четко прописать все, что запрещено в локальном строительстве. Увеличить суммы штрафов для застройщиков до чувствительных размеров и даже ввести уголовное наказание за разрушение памятников архитектуры, - считает член Экологического совета г. Алматы, архитектор Жанна Спунер.
Ж. Спунер уверена, что южной столице требуется новый генплан города, а также полная реорганизация градостроительного совета и строительно-архитектурных отделов в акиматах, а также запрет любого строительства в предгорьях.
Рекомендации жильцам
Горожанам, которые не хотят, чтобы в их дворе появился новый жилой или офисный комплекс, многоэтажный магазин или ресторан, лучше брать инициативу в свои руки, не дожидаясь, пока ночью приедут экскаваторы и начнут рыть котлован. Один из наиболее эффективных способов защиты - это совместный выкуп общей территории. Правда, в том случае, если эта территория не была уже тайно продана акиматом в частные руки. Но есть и другие пути.
- Строительство крупных сооружений в городе ведется в соответствии с генпланом, который утверждается маслихатом. И пытаться самовольно препятствовать такому строительству, во-первых, малопродуктивно, во-вторых, рискованно, так как застройщик может привлечь протестующих к ответственности. Но если члены жилищного кооператива считают, что строительство вблизи их дома нарушает какие-то нормы закона о жилищных отношениях, Земельного или Экологического кодекса, международного права, тогда они могут нанять юриста и обратиться в суд с требованием признать решение маслихата об утверждении плана застройки именно их района незаконным и впоследствии остановить стройку, - разъяснил член РОО «Казахстанский союз юристов», эксперт по земельному праву Бакытжан Базарбек.
В целом ряд экспертов рекомендуют борцам против точечной застройки активно обращаться к международному законодательству, имеющему приоритет над национальным. Согласно ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах каждый имеет право на достойный уровень жизни, жилище, питание, питьевую воду. Но жилище - это не просто четыре стены и потолок, это также культурно-социальная инфраструктура, необходимая для жизни - детский сад, школа, больница, аптека, скверы и полноценные дворы. Таким образом, горожанам необходимо искать все возможные пути, чтобы остановить уплотнительную застройку.