Объект спора - земельный участок (Алия Назарова, судья СМЭС Актюбинской области)

Объект спора - земельный участок

 

Алия Назарова,

судья СМЭС Актюбинской области

 

В судебной практике возросло число споров, объектом которых является земля. Это вызвано активным вовлечением земли в товарооборот, изменением жилищной политики государства, коренным обновлением земельного законодательства. Указанные процессы сопровождаются возникновением новых конфликтных ситуаций, разногласий и споров о правах на землю.

Вся земля в пределах государственных границ, независимо от характера использования и хозяйственного назначения, составляет единый государственный земельный фонд. Общая площадь земельного фонда РК - свыше 2,7 млн. кв. км.

Согласно п. 1 ст. 4 ГК РК акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, соответственно, вопросы, регулирующие земельные правоотношения, регламентируются рядом законодательных актов, введенных в действие в разные сроки. Современное земельное законодательство имеет довольно обширную историю, начиная с Земельного кодекса КазССР от 16 ноября 1990 года, Закона РК «О земельной реформе» от 28 июня 1991 года, Закона РК «О земле» от 24 января 2001 года, заканчивая Земельным кодексом РК от 20 июня 2003 года и постановлениями Правительства, вынесенными в целях реализации отдельных положений Кодекса.

В соответствии с Конституцией РК и Земельным кодексом земля в Республике Казахстан находится в государственной собственности. Земельные участки могут находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных настоящим Кодексом.

Под земельными правоотношениями понимаются отношения по использованию и охране земли, связанные с управлением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за отдельными субъектами, осуществлением права собственности и иных прав на землю. Объектом земельного спора являются конкретный земельный участок или связанные с ним вещные права на землю.

При рассмотрении исков о правах на земельные участки судом устанавливаются их местонахождение и границы, проверяются правоустанавливающие и идентификационные документы на землю. В соответствии со ст. 12 ЗК РК правоустанавливающие документы на земельный участок - документы, подтверждающие наступление юридических фактов (юридических составов), на основании которых возникают, изменяются или прекращаются права на земельный участок, в том числе договоры, решения судов, правовые акты исполнительных органов, свидетельства о праве на наследство, передаточные акты или разделительные балансы при реорганизации негосударственных юридических лиц, владеющих земельным участком на праве собственности или выкупивших право временного возмездного землепользования (аренды).

Идентификационный документ на земельный участок - документ, содержащий идентификационные характеристики земельного участка, необходимые для ведения земельного, правового и градостроительного кадастров.

Идентификационными документами на земельный участок, выдаваемыми Государственной корпорацией, ведущей государственный земельный кадастр, являются: при частной собственности на земельный участок - акт на право частной собственности на земельный участок; при постоянном землепользовании - акт на право постоянного землепользования; при временном возмездном землепользовании (аренде) - акт на право временного возмездного (долгосрочного, краткосрочного) землепользования (аренды); при временном безвозмездном землепользовании - акт на право временного безвозмездного землепользования.

При переходе прав на земельный участок идентификационный документ передается приобретателю или иному правообладателю. В случае отсутствия изменений идентификационных характеристик земельного участка органом, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра, новый идентификационный документ не выдается, а вносятся сведения о переходе прав на земельный участок в земельно-кадастровую книгу и Единый государственный реестр земель.

Внесение сведений о переходе прав на земельный участок производится на основании материалов, представляемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Поэтому при разрешении споров по вопросам пользования земельными участками и о нарушении границ земельных участков суды должны, прежде всего, руководствоваться идентификационными документами.

В процессе распределения и перераспределения земельных участков, проведения землеустройства, осуществления права пользования предоставленным участком и права частной собственности на землю нередко возникают разногласия и споры.

В соответствии со ст. 167 ЗК РК установлено, что споры, вытекающие из земельных правоотношений, рассматриваются в судебном порядке. Прежде всего, требуется правильно определить принадлежность спора. Не все споры, связанные с землей, могут относиться к земельным. Классифицируются эти споры в зависимости от порядка их рассмотрения, по характеру, объекту, субъекту, предмету.

Соответственно, порядок рассмотрения земельных споров подразделяется на стадии, среди которых особое место занимает стадия обращения в суд с исковым заявлением и подготовка дела к судебному разбирательству, которая создает необходимые условия для полного, всестороннего и объективного исследования в судебном заседании представленных сторонами доказательств, действительных прав и обязанностей сторон, подлежащих применению норм материального права, вынесения законного и обоснованного судебного акта.

Так, суду необходимо в первую очередь установить объект, то есть связь с земельным участком, с правами на земельный участок и иными вещными правами на землю. Субъект - собственники земельных участков, землепользователи, юридические и физические лица, органы, осуществляющие государственное регулирование земельных отношений, и иные государственные органы, решения которых привели к возникновению земельно-правового спора.

Предмет - действия или бездействие субъектов земельных правоотношений, противоправное или правомерное поведение, противоправное поведение, ограничивающее, препятствующее или прекращающее реализацию земельных прав, противоправное действие или бездействие, препятствующее приобретению или наделению земельными правами, акты применения права государственных органов, затрагивающие права и интересы субъектов земельных правоотношений.

Более подробно по предмету заявленных требований иски подразделяются на следующие категории:

- о признании недействительными актов органов государственного управления и власти и местных исполнительных органов об изъятии земельных участков и взыскании причиненных убытков (ст. 267 ГК РК);

- об определении порядка общего землепользования или пользования общей собственностью на земельный участок сельскохозяйственного назначения (ст.ст. 53-54 ЗК РК);

- об определении порядка владения, пользования и распоряжения земельным участком сельскохозяйственного назначения, находящимся в общей долевой собственности (ст. 55 ЗК РК);

- об оспаривании права собственности и землепользования (гл. 3 и 4 ЗК РК);

- о возврате земельного участка, находящегося у добросовестного приобретателя (ст. 261 ГК РК);

- об устранении нарушений права собственности, не соединенных с лишением владения (ст. 264 ГК РК);

- об установлении или прекращении сервитута, а также о признании недействительным акта местного исполнительного органа, на основании которого установлен сервитут (гл. 7 ЗК РК);

- о принудительном выкупе земельного участка для государственных надобностей;

- об изъятии земельного участка, используемого не по назначению и используемого с нарушением законодательства (ст.ст. 92, 93 ЗК РК);

- о взыскании убытков в связи с изъятием (выкупом) земель для государственных нужд;

- о возмещении ущерба земле, причиненного в результате строительства или землепользования и эксплуатации объектов, приводящих к нарушению плодородия почвы, ухудшающих водный режим, выделяющих вредные для сельскохозяйственных культур и насаждений вещества (ч. 4 ст. 165 ЗК РК) и другие.

В соответствии со ст. 43 ЗК РК предоставление земельных участков в собственность или землепользование осуществляется местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимами городов районного значения, поселков, сел, сельских округов в пределах их компетенции, установленной Кодексом. Решение о предоставлении земельного участка принимается на основании положительного заключения комиссии и землеустроительного проекта.

Необходимо отметить, что при рассмотрении земельных споров суд исходит из того, что право собственности должно быть защищено надлежащим образом.

Следите за новостями zakon.kz в: