Нацбанк: Реформа пенсионной системы повысит ее эффективность
Михаил Максимов
Национальный банк Казахстана считает существующую диверсифицированную модель пенсионной системы наиболее надежной и отвечающей интересам как государства, так и получателей пенсий. Между тем регулятор предлагает модернизировать пенсионную систему для повышения ее эффективности, снижения рисков и роста качества обслуживания вкладчиков. Какие именно нововведения инициирует Нацбанк, в интервью рассказала заместитель председателя Национального банка РК Дина Галиева.
- Дина Тулеубековна, в последнее время к пенсионной системе Казахстана приковано большое общественное внимание. Это объяснимо, так как этот вопрос касается всех казахстанцев. Расскажите, как Вы оцениваете сегодняшнее состояние и перспективы развития пенсионной системы Казахстана?
- В результате реформ, начатых еще в 1998 году, в Казахстане сложилась многоуровневая система пенсионного обеспечения, предусматривающая пенсионные выплаты из различных источников. Солидарная и базовая пенсии выплачиваются из государственного бюджета. Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) производит выплаты из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных, обязательных профессиональных и добровольных пенсионных взносов. В перспективе с 2030 года взамен базовой пенсии предполагается ввести минимальную гарантированную пенсию из бюджета, а с 2026 года начнутся первые выплаты из нового условно-накопительного компонента, который будет формироваться за счет 5-процентных обязательных пенсионных взносов работодателей, вносимых ими в ЕНПФ за каждого своего работника.
Таким образом, на сегодня наша пенсионная система включает: 1) солидарный; 2) накопительный; 3) условно-накопительный компоненты. Такая диверсификация источников пенсионных выплат способствует обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы и позволяет сгладить минусы одного компонента за счет плюсов другого. Помимо этого, использование нескольких компонентов пенсионного обеспечения позволяет обеспечить коэффициент замещения утраченного заработка (отношение размера пенсии к уровню доходов, полученных вкладчиком в период трудовой деятельности) на уровне 40%, что соответствует рекомендациям Международной организации труда.
Основной целью модернизации пенсионной системы является развитие этой многоуровневой системы, которая является устойчивой и позволяет получать адекватные размеры пенсий. Государство берет на себя ответственность за базовый уровень пенсии, гарантию сохранности пенсионных накоплений и деятельность ЕНПФ. Но не меньшая ответственность лежит на работодателе за своевременное и полное перечисление обязательных пенсионных взносов и пополнение условно-накопительных счетов работника, а также на каждом вкладчике, то есть на каждом из нас. Развитие добровольных пенсионных взносов - важное направление развития системы. Расчеты показывают, что даже минимальные добровольные взносы, производимые на регулярной основе, позволяют ощутимо увеличить пенсионные накопления. Суммы добровольных пенсионных взносов, вносимые в свою пользу, освобождаются от налогообложения при перечислении на пенсионный счет.
Оценивая текущую модель пенсионной системы Казахстана, можно с уверенностью сказать, что она соответствует наилучшим международным практикам. При реформировании пенсионной системы Казахстан использовал опыт Швеции, Германии, Норвегии, Чили и других стран, в которых возникла необходимость введения новых накопительных компонентов.
На сегодня в Казахстане имеется свыше 10 миллионов индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков, на которых аккумулировано 6,9 триллиона тенге пенсионных накоплений. Средний размер пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, составляет 727 тысяч тенге. С начала функционирования накопительной пенсионной системы объем пенсионных выплат превысил 900 миллиардов тенге. Доля «чистого» инвестиционного дохода в сумме пенсионных накоплений занимает порядка 20%.
Многоуровневая модель пенсионной системы успешно функционирует и уже подтвердила верность сделанного выбора. Поэтому важно не только сохранить имеющиеся принципы диверсификации пенсионного обеспечения, но и продолжить их дальнейшее развитие.
- Ранее сообщалось, что пенсионная система будет реформирована, в частности, путем допуска на рынок частных управляющих компаний. На какой стадии находится подготовка данной реформы?
- Национальный банк подготовил поправки в нормы действующего законодательства, предусматривающие возможность передачи части пенсионных активов в управление частным - казахстанским и зарубежным - управляющим компаниям по выбору самого вкладчика. Предполагается, что управление пенсионными активами будет осуществляться частными управляющими компаниями. Работа в конкурентной среде будет требовать от управляющих получения еще большего инвестиционного дохода, поскольку их конкурентными преимуществами будут уровень доходности и качество финансовых инструментов. Инвестирование пенсионных активов будет осуществляться под пристальным контролем со стороны государственных органов. Вкладчики смогут самостоятельно оценивать эффективность процесса управления пенсионными активами и выбирать наиболее успешные управляющие компании и инвестиционные стратегии.
Привлечение частных управляющих является частью проводимой работы по диверсификации портфеля пенсионных активов и, следовательно, снижению общего уровня рисков, связанных с управлением активами. А также это позволит использовать обширный опыт инвестиционного управления активами на международных финансовых рынках. Концепция будущей реформы системы управления пенсионными накоплениями обсуждается с Правительством Республики Казахстан.
Мы ожидаем, что реализация предлагаемой реформы окажет позитивное влияние на рынок пенсионных услуг, повысит качество обслуживания вкладчиков и придаст импульс для активизации отечественного фондового рынка.
- Расскажите о роли каждого из участников накопительной пенсионной системы после ее реформирования. Каковы преимущества предлагаемой модели?
- Предполагается, что ЕНПФ останется учетным центром объема пенсионных средств и индивидуальных пенсионных счетов. Он также будет делать актуарные расчеты по устойчивости накопительной пенсионной системы и на их основе выдвигать предложения по ее развитию. Компаниям, которые будут претендовать на управление активами, будут предъявлены довольно жесткие требования, прежде всего по собственному капиталу, которым компания должна будет отвечать в случае неэффективного управления. Поэтому, возможно, на рынке не будет много управляющих компаний. Компании, управляющие пенсионными активами, должны обеспечивать уровень доходности по пенсионным активам на уровне определяемого Нацбанком бенчмарка. В случае если компания не достигнет обозначенного уровня доходности, то она будет обязана возместить недополученную разницу за счет собственных средств. Компании, управляющие пенсионными активами, будут конкурировать между собой по трем критериям: уровень доходности, качество финансовых инструментов и размер взимаемой комиссии.
В свою очередь Национальный банк продолжит управлять пенсионными активами вкладчиков, которые не сделают выбор в пользу управляющей компании, а также пенсионными накоплениями лиц пенсионного и предпенсионного возраста по консервативной инвестиционной стратегии.
Предлагаемая модель реформирования накопительной пенсионной системы позволит: во-первых, исключить конфликт интересов государства при управлении частными пенсионными накоплениями; во-вторых, вовлечь вкладчика в процесс управления своими пенсионными накоплениями путем выбора компании, управляющей пенсионными активами и инвестиционной стратегией. В третьих, должен оживиться и фондовый рынок - на него смогут выйти новые «якорные» инвесторы в виде компаний, управляющих пенсионными активами, частные управляющие компании и компании по страхованию жизни. Эта концепция сейчас обсуждается на разных уровнях, в том числе на Общественном совете при ЕНПФ по вопросам накопительной пенсионной системы. Возможно, будут внесены еще дополнения и изменения. Преимущества такого подхода для нас в том, что это будет конкурентная среда под контролем государства.
- Почему для Казахстана важно сохранить диверсифицированную модель пенсионной системы?
- Безусловно, идеальной модели пенсионной системы не существует ни в одной стране мира. Каждая модель имеет свои сильные и слабые стороны и нацелена на решение определенных задач. Диверсифицированная модель пенсионной системы, предусматривающая выплату пенсий из различных компонентов, позволяет найти оптимальный баланс между сильными и слабыми сторонами различных компонентов пенсионной системы и компенсировать недостатки одного компонента за счет достоинств другого.
Казахстан, как и многие европейские страны, сталкивается с проблемой старения населения, когда с каждым годом количество пенсионеров стабильно растет, а число работающих граждан растет медленнее. В 90-х годах отношение экономически активного населения к пенсионерам составляло 1,8 к 1. Сейчас ситуация улучшилась незначительно - по данным Всемирного банка, в 2015 году данное соотношение в Казахстане составляло 2,2 к 1.
Поэтому наличие в пенсионной системе только солидарного компонента будет постоянно требовать либо повышения пенсионного возраста, либо увеличения налогов (поступлений в бюджет), либо и того, и другого в совокупности.
В отличие от солидарной системы накопительный компонент, выстроенный по принципу системы с определенными взносами, является финансово устойчивым. Вкладчики получают ровно столько денег, сколько они накопили на протяжении своей трудовой деятельности за счет внесения пенсионных взносов со своих трудовых доходов и получения инвестиционного дохода. Выплаты из ЕНПФ осуществляются до исчерпания суммы на счете вкладчика. Соотношение между имеющимися пенсионными накоплениями каждого отдельного вкладчика и размерами выплат зависит: 1) от продолжительности его участия в системе; 2) количества внесенных в систему пенсионных взносов; 3) накопленного инвестиционного дохода; 4) темпов роста заработной платы. Именно поэтому в 1997 году накопительный компонент с определенными взносами и был внедрен в пенсионную систему Казахстана. Для того чтобы пенсионная система Казахстана оставалась финансово устойчивой, необходимо придерживаться принципа диверсификации источников пенсионных выплат и с постепенным снижением доли солидарного компонента внедрять новые источники выплаты пенсий. Что мы в настоящий момент и делаем.
- Какую работу проводит Нацбанк в качестве инвестиционного управляющего по сохранности и повышению доходности пенсионных активов?
- С начала 2016 года статус рассмотрения вопросов в части определения направлений инвестирования пенсионных активов ЕНПФ был повышен до уровня Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан. Инвестирование пенсионных активов осуществляется в соответствии с условиями и ограничениями, установленными Инвестиционной декларацией ЕНПФ, составленной с учетом перечня финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет пенсионных активов ЕНПФ, утвержденного Правительством Республики Казахстан.
В 2016 году Национальный банк, согласно рекомендациям Совета по управлению Национальным фондом РК, начал работу по увеличению доли пенсионных активов ЕНПФ, номинированных в иностранной валюте. В результате за период с 1 января 2016 года по 1 апреля 2017 года валютная часть пенсионных активов была увеличена с 17% до 27% от объема пенсионных активов. При этом в среднесрочной перспективе Национальный банк планирует продолжить увеличение валютной позиции и поддерживать ее долю на уровне 30% от объема пенсионных активов с целью дальнейшей диверсификации портфеля. В целом валютная диверсификация портфеля предоставит возможности для расширения географии инвестиций и спектра финансовых инструментов, приобретаемых за счет пенсионных активов. Выход на новые зарубежные рынки позволит улучшить качество инвестиционного портфеля и повысить его ликвидность.
Наряду с этим для повышения уровня сохранности пенсионных накоплений Национальный банк планирует продолжить диверсификацию портфеля пенсионных активов ЕНПФ, в том числе сокращение общей доли банковского сектора Казахстана в портфеле пенсионных активов ЕНПФ и снижение концентрации инвестиций в отдельных банках второго уровня. Следует отметить, что за период с 1 января 2016 года по 1 апреля 2017 года доля банковского сектора Казахстана снизилась с 33,9% до 26,4% от пенсионных активов ЕНПФ. Данное снижение произошло за счет сокращения новых инвестиций пенсионных активов в банки второго уровня, а также в результате планового погашения банками своих обязательств.
- С 2016 года пенсионные активы инвестируются по ряду направлений, определенных планом антикризисных мер. Можете сообщить статистику? По каким принципам осуществляется инвестирование в банки и квазигосударственный сектор?
- В 2016 году согласно рекомендациям совета, а также решениям, принятым 10 февраля 2016 года на расширенном заседании Правительства с участием Президента Республики Казахстан, пенсионные активы ЕНПФ в размере 1 161,2 миллиарда тенге инвестировались на рыночных условиях по ряду направлений. Были приобретены государственные ценные бумаги Республики Казахстан для финансирования дефицита республиканского бюджета на сумму 170 миллиардов тенге со сроком обращения 7 лет и доходностью, равной инфляции и премии в размере 0,1% годовых; также приобретена иностранная валюта для инвестирования на зарубежных финансовых рынках на сумму 500 миллиардов тенге. Были размещены обусловленные депозиты банков второго уровня для финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства на сумму 112,8 миллиарда тенге со сроком погашения 3,5 года и средневзвешенной доходностью 15,5% годовых. Были приобретены обусловленные облигации субъектов квазигосударственного сектора для финансирования приоритетных проектов реального сектора экономики Казахстана на сумму 378,4 миллиарда тенге со сроком обращения от 1 года до 15 лет и средневзвешенной доходностью 15,1% годовых.
Инвестирование пенсионных активов ЕНПФ в обусловленные облигации субъектов квазигосударственного сектора осуществлялось в соответствии с Планом дополнительных оперативных антикризисных мер на 2016 год, одобренным на заседании Правительства 15 февраля 2016 года. Согласно данному плану контроль за освоением и финансированием проектов осуществляется соответствующими государственными холдингами (АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «Байтерек», АО «НУХ «КазАгро»). Эти холдинги направляют информацию по освоению выделенных средств в Правительство и Администрацию Президента Республики Казахстан.
Таким образом, квазигосударственные организации финансируют проекты реального сектора экономики Казахстана. При этом инвестирование пенсионных активов осуществлялось на возвратной основе по рыночным процентным ставкам.
- Какие главные направления инвестиций определены в 2017 году?
- Согласно инвестиционной стратегии Нацбанк в 2017 году планирует приобретать государственные ценные бумаги РК для финансирования дефицита республиканского бюджета, облигации международных финансовых организаций, номинированные в тенге, а также покупать иностранную валюту в целях диверсификации портфеля пенсионных активов. Наличие валютной позиции позволяет расширить географию инвестирования пенсионных активов и спектр финансовых инструментов, приобретаемых за счет пенсионных активов, что, в свою очередь, приводит к улучшению качества инвестиционного портфеля и повышению его ликвидности, обеспечивая тем самым сохранность пенсионных накоплений.
Кроме того, среди инвестиционных направлений, одобренных Советом по управлению Национальным фондом Республики Казахстан в марте 2017 года, предусмотрены приобретение обусловленных долговых ценных бумаг субъектов квазигосударственного сектора и инвестирование в финансовые инструменты негосударственных организаций, включая инвестиции для развития рынка ценных бумаг.
Приобретаемые облигации квазигосударственных организаций имеют установленный срок обращения и рыночную ставку вознаграждения, что обеспечит возвратность вложенных средств и получение инвестиционного дохода. В качестве эмитентов облигаций выступят такие высоконадежные организации, как АО «Банк развития Казахстана», АО «ФНБ «Самрук-Қазына» и другие компании, полностью подконтрольные Правительству.
Что же касается инвестирования пенсионных активов ЕНПФ в облигации крупнейших международных финансовых организаций, имеющих международные кредитные рейтинги на уровне «ААА», то оно также будет осуществляться на рыночных условиях. При этом следует отметить, что такие международные финансовые организации, как Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития и Международная финансовая корпорация, являются высоконадежными финансовыми институтами. Таким образом, предлагаемые инвестиции позволят диверсифицировать портфель пенсионных активов ЕНПФ по видам финансовых инструментов, валютам, секторам, эмитентам и положительно повлияют на сохранность и доходность портфеля в целом.
- Одной из задач, поставленных перед ЕНПФ, было повышение прозрачности своей деятельности. Насколько успешно, на Ваш взгляд, выполняется это поручение?
- Для повышения информационной прозрачности деятельности АО «ЕНПФ» правлением компании утвержден план мероприятий по информационно-разъяснительной работе, и этот план последовательно реализуется. Так, в рамках реализации этого плана председателем правления ЕНПФ было инициировано создание Общественного совета при ЕНПФ, куда вошли представители прессы, финансовые эксперты, представители вкладчиков фонда, получатели пенсионных выплат и общественных организаций. Совет активно работает, выдвигая предложения по улучшению деятельности как самого фонда, так и накопительной пенсионной системы в целом. Также реализованы такие мероприятия, как запуск работы Общественной приемной, создание и ведение официального блога председателя правления АО «ЕНПФ». Ведется работа по усовершенствованию сайта фонда, улучшается подача информации с целью сделать ее более понятной и в то же время развернутой и полной. В этом вопросе руководство фонда учитывает рекомендации членов Общественного совета. Во всех филиалах фонда проводятся Дни открытых дверей, ЕНПФ ведет активную информационно-разъяснительную работу по вопросам накопительной пенсионной системы.
Конечно, многое предстоит сделать для повышения уровня финансово-правовой грамотности населения в сфере пенсионного обеспечения, для укрепления доверия населения к накопительной пенсионной системе. Но начатая работа идет, на мой взгляд, в правильном направлении.
- Как известно, 13 января нынешнего года Совет директоров ЕНПФ принял ряд решений, направленных на совершенствование деятельности фонда. Некоторые из них были связаны с усилением процедур внутреннего контроля в фонде. Часть касалась передачи функции управления собственными активами ЕНПФ Нацбанку. Как проходит их реализация?
- Совершенно верно, в 2017 году перед фондом были поставлены новые задачи, часть из которых связана с известными негативными событиями и необходимостью вернуть доверие населения к ЕНПФ. Правлением Национального банка принято решение о приеме части собственных средств АО «Единый накопительный пенсионный фонд» в доверительное управление. Между Национальным банком и ЕНПФ подписан соответствующий договор доверительного управления, и начиная с апреля текущего года Национальный банк приступил к управлению данными средствами.
Большая работа проделана и по реализации задач касательно усиления процедур внутреннего контроля и аудита. В частности, разработаны в новой редакции такие важные документы, как Политика организации системы внутреннего контроля и Политика управления риском мошенничества. Совет директоров утвердил эти документы, которые адаптированы под международные стандарты и признаны наилучшими в мировой практике. Внутренние нормативные документы отражают методы управления рисками, системы контроля бизнес-процессов, способы предупреждения риска мошенничества, а также предусматривают трехуровневую систему защиты деятельности АО «ЕНПФ».
Усилен внутренний аудит фонда. В каждом филиале в штатное расписание введены внутренние аудиторы, которые будут обеспечивать систему контроля за операционной деятельностью региональных подразделений фонда. Кроме того, в ЕНПФ проведен внешний аудит финансовой отчетности по пенсионным и собственным активам за 2016 год. Согласно заключению независимой аудиторской компании финансовая отчетность по пенсионным активам во всех существенных аспектах подтверждает соответствие отчетности стандарту финансовой отчетности.
Если же говорить о целях и задачах ЕНПФ на ближайшую и среднесрочную перспективу, то в первую очередь нужно отметить увеличение охвата населения накопительной пенсионной системой за счет привлечения новых вкладчиков и роста доли активных вкладчиков, поскольку от регулярности и полноты взносов зависит пенсионное обеспечение в будущем. Кроме того, большая работа предстоит по развитию культуры планирования пенсии через повышение финансово-правовой грамотности населения в сфере пенсионного обеспечения.