Правовое регулирование строительной деятельности в Республике Казахстан (Малыгина С.В., магистрант КОУ)

Правовое регулирование
строительной деятельности
в Республике Казахстан

 

Малыгина Светлана Викторовна

Магистрант КОУ

Специальность 6М030100

«Юриспруденция»

 

В конце мая в Алматы состоялась Международная научно-практическая конференция «Внедоговорные обязательства», посвященная 25-летию установления дипломатических отношений между Германией и Казахстаном, а также 25-летию Каспийского университета и 25-летию Юридической фирмы «Зангер» Организаторы конференции Научно-исследовательский институт частного права Каспийского университета. Его организаторами стали Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ), Юридическая фирма «Зангер» и Казахстанский Международный Арбитраж.

Предлагаем Вашему вниманию доклады, прозвучавшие в ходе конференции.

 

Из-за нестабильности отечественной экономики нередко бывает так, что заказчик или подрядчик не может выполнить взятые на себя обязательства по договору строительного подряда. Поэтому им обоим необходимо как можно серьезней относиться к составлению договора строительного подряда. Ведь если сразу не урегулировать все вопросы, то в дальнейшем порой бывает практически невозможно решить возникшие споры, а это приводит к убыткам, которые могут быть очень ощутимыми для обеих сторон.

Параграф § 32 гл. ГК («Подряд») оказался более емким по сравнению с остальными, выделенными в ней. Вместе с тем, подобно им к отношениям строительного подряда применяются также, субсидиарной, нормы параграфа 1 указанной главы «Общие положения о подряде». Строительный подряд может включать строительство или реконструкцию жилого дома или иного объекта, а также неразрывно связанные со строящимся объектом работы: монтажные, пусконаладочные и др. (ст. 651 ГК).

В случаях, когда по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых нужд или других личных потребностей заказчика, к отношениям сторон применяются положения параграфа, посвященного правам заказчика по договору строительного подряда. Эта закрепленная в ст. 651 норма отнюдь не исключает субсидиарного применения к указанным отношениям не противоречит или норм о строительном подряде в силу аналогии закона.

Все предшествующие новому ГК кодифицированные акты в области гражданского права считали предметом подряда «выполнение определенных работ по заданию заказчика». ГК в отличии от своих предшественников считает сутью подряда не работы сами по себе, а достижение результата работы. Следовательно, за пределами подряда оказались договоры, которые либо вообще не имеют вещественного результата (именно они стали признаваться договорами услуг), либо, если и имеют, то все же признаются имеющими самостоятельное значение работами как таковыми, а значит, при определенных условиях могут считаться исполненными, даже если результат не был достигнут (договоры на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Результат работ, выражается обычно в изготовлении либо переработке (обработке вещи). Во всех подобных случаях возникает вопрос о том, чьим иждивением исполняются работы. Это, в частности, означает, какая именно из сторон - заказчик или подрядчик - должна представить материал. ГК ст. 656. И Основы гражданского законодательства давали сторонам возможность предусмотреть в договоре любое решение, но оставляли открытой ситуацию, при которой в нем отсутствуют какие-либо указания на этот счет. С целью устранить такого рода неопределенность ГК, воспроизведена в значительной мере текст Кодекса 1922 установил: «Если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняются изготовлением подрядчика - из его материала, его силами и средствами» (п. 1 ст. 656).

Вопрос о том, за кем закрепляются указанные обязанности, имеет существенное значение для разграничения двух договоров: подряда и купли-продажи. Речь идет о ситуации, при которой лицо реализует изготовленные им товары. Общий принцип, которым следует руководствоваться в этом случае, состоит в том, что продавец реализует товар, изготовленный из собственного материала, а подрядчик - как из своего, так и из даваемого (переданного ему заказчиком). Однако обращаться и этому признаку не всегда удается. Имеется в виду случай, когда определенное количество материалов дает тот кто приобретает товар. Интерес в указанном смысл представляет решение, содержащееся в Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров. Конвенции предусмотрено, что «договоры на поставку товаров, подлежащих изготовлению или производству, считаются договорами купли-продажи, если только сторона, заказывающая товары, не берет на себя обязательства поставить существенную часть материалов, необходимых для изготовления или производства таких товаров». Следует обратить внимание на критерий «существенная», если орган, разрешающий спор, придет к выводу, чтоб обязанности заказывающей товар стороны входит поставка существенной части материалов, договор может быть квалифицирован в соответствии с нормами национального права, например, как договор подряда или как договор на изготовление из давальческого строя. В этой связи надо четко определять в договоре, что имели ввиду стороны, включая обязательство о поставках части материалов стороной, заказывающей товар. Вместе с тем применительно к внутреннему законодательству, тем более, что в нем отсутствуют ссылки на «существенную» роль поставляемых заказчиком материалов, приобретает еще и другой признак подряда, выраженный в легальном определении этого договора. Речь идет о том, что подряд охватывает не только результат работ как таковой, но и их выполнение («одна сторона обязуется выполнить по заданию другой стороны определение работы» - п. 1 ст. 651). Из этого вытекает, что договорное регулирование охватывает права и обязанности сторон, относящиеся к самому ходу работ. Если их ход действительно составляет элемент договора, налицо подряд. В противном случае следует считать, что речь идет о купле-продаже.

Что касается правового регулирования, то следует отметить, что спецификой договора строительного подряда является весьма обширная нормативная база. Хотя, конечно, по сравнению с прежними временами количество нормативных норм уменьшилось и сторонам предоставлена несколько большая свобода.

До последнего времени для обозначения соответствующего законодательного массива использовался исключительно термин «капитальное строительство». Достаточно указать, что именно так именовался один из разделов свода законов Каз ССР, глава 32-33 ГК 1975 г. Под «капитальным строительством» подразумевали прежде всего строительство, подчинявшееся во всех своих компонентах особо жесткому режиму регулирования со стороны государства. В подтверждении можно сослаться на гл 32-33 Правил о договорах подряда на капитальное строительство 1975 г. Устанавливая пределы своего применения, Правила указывают на то, что они распространяют свою деятельность на строительство новых, реконструкцию и расширение действующих объектов, включенных в план капитального строительства и в титульные списки, осуществляемые в счет централизованных капитальных вложений, а также за счет нецентрализованных источников финансирования. Таким образом, заведомо предполагалось, что существует строительство, лишенное признаков «капитального» и тем самым находящееся за пределами соответствующей системы актов. Приведенное представление о капитальном строительстве не оказывало негативного влияния на законодательную практику, поскольку удельный вес строительства, не относящегося к «капитальному», был крайне незначителен.

В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Участниками гражданского оборота являются в основном частные предприниматели - заказчики и подрядчики, в том числе и иностранные соответственно сфера применения строительства за счет государственного финансирования и в целом строительства, производимого согласно государственному плану. О том, насколько предмет и методы регулирования данной области законодательства изменились, логично судить по тому, что в разделе свода законов КазССР «Законодательство о капитальном строительстве» фактически не действует ни один из содержавшихся в нем специальных актов.

С учетом отмеченных обстоятельств есть основания признать необходимой унификацию правового режима для всего того, что охватывается понятием «строительство». Правовую основу этого унифицированного решения составляют общие положения о подряде, а также специальные нормы параграфа, посвященные строительному подряду, в главе 32 ГК. При установлении пределов действия параграфа «Подряд» определяющее значение должны иметь общие для всего строительства признаки. Имеется ввиду, что в отличие от промышленности и сельского хозяйства в строительстве конечный продукт неподвижен (издаваемые и подготовленные к вводу в действие объекты производственного и непроизводственного характера всегда связан с землей), индивидуален (даже объекты, построенные по одному тому же проекту, отличаются дин от другого) и рассчитан на продолжительную эксплуатацию. Строительство обычно ведется на открытом воздухе, на действующих предприятиях, постоянной сменой рабочего места, продолжается в течение длительного периода и требует на промежуточных стадиях определенного «задела», производится в соответствии с утвержденной технической документацией, при этом предполагается активное и многостороннее участие заказчика на стадиях «предшествующих сдаче готового объекта». В период существования «законодательства о капитальном строительстве» регламентация данного договора осуществлялась обширным числом актов, принятых на разном уровне. И в результате сами договоры о капитальном строительстве были в еще большей степени, чем договоры о поставке, стандартизированы, чему способствовало и то, что возможности согласования отдельных условий договора до предела ограничивались императивным характером норм. Есть основания полагать, что в будущем число актов, которые регулируют эти отношения, окажется предельно суженным. В конечном счете, речь должна идти о нормах ГК и относительно небольшом числе изданных в соответствии с ними нормативных. Следует ожидать, что основы строительного законодательства составят главными образом акты публичного права (административного, финансового, государственного), состоящее исключительно из императивных норм. Правомочия соответствующих органов должны иметь четкие границы, систем чтобы были, помимо прочего, надежно защищены те, кто обращался и компетентными органами за получением разрешений (согласий). Гражданско-правовые нормы должны, опираясь на кодекс, развивать в случаях необходимости заложенные в нем принципы. Целесообразно сохранение акта типа правил о договорах подряда на капитальное строительство, большинство в которых будут составлять диспозитивные нормы. Нормы гражданского права будут, очевидно, резко сокращены, с тем, чтобы горизонтальные отношения, то есть отношения между различными участниками строительного процесса (заказчиком, подрядчиком, проектантом) строились на примерных договорах. Постановлением Республике Казахстан «Система нормативных документов в строительстве». Основные положения Указанный акт определяет систему нормативных документов строительстве как совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством предприятиями и организациями. Эта система должна применяться на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства. Объектами указанной системы служит организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки. Производства и применения строительной продукции, объекты градостроительной деятельности и строительная продукция, промышленная продукция, строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий строй индустрии, а также экономические нормы, с помощью которых определяется эффективность инвестиций, стоимость строительства, материальных и трудовых затрат устанавливает определенную иерархию соответствующих технико- экономических документов. Так, на областном уровне Республике Казахстан государственные стандарт в области строительства Республике Казахстан. Свод правил по проектированию и строительству, а также соответствующие руководящие документы указной системы. На уровне субъектов Федерации должны действовать территориальные строительные нормы. Кроме того, в систему входят производственно-отраслевые нормативные документы, а также стандарты общественных объединений. В регулировании «Об инвестиционной деятельности в Республике Казахстан» различают два вида такой деятельности. Первый рассчитан на то, что пользователем инвестиционного объекта выступает инвестор.

Тогда он от своего имени заключает договор с подрядчиком. При втором виде пользователем объекта является другое лицо, которому объект передает инвестор. В последнем случае заказчиком в подрядном договоре становится будущий пользователь в то же время между инвестором и пользователем заключается специальный договор - об инвестировании.

В ГК договора строительного подряда нашла отражение и международная практика использования рассматриваемых договоров. В частности, это проявилось в более широком представлении о «строительстве под ключ». Имеется включение в данный договор среди прочего ранее не укладывавшейся в его рамки обязанности обеспечить эксплуатацию заказчиком объекта в течение согласованного срока после его принятия. Такая обязанность может, к примеру, охватывать набор и обучение персонала, налаживание связей с поставщиками, поиск рынков сбыта и др.

 

Следите за новостями zakon.kz в: