Принимаются только по заявлению истца
Гульсум Махашева,
судья СМЭС Карагандинской области
Меры по обеспечению иска направлены против недобросовестных участников гражданско-правовых отношений и создают реальные условия для исполнения решения суда, которым обеспечивается судебная защита имущественных или личных неимущественных законных прав и интересов истца или заявителя, нарушенных ответчиком.
Особенностью принятия мер обеспечения иска является то, что эти меры основываются на процессуальной экономии по защите законных прав и интересов не только истца, но и ответчика. Применение мер обеспечения иска не должно нарушать законные права и интересы лиц, не участвующих в деле.
Меры обеспечения иска могут применяться как к материально-правовым требованиям имущественного характера, так и к требованиям неимущественного характера, за исключением требований о компенсации морального вреда в денежном выражении.
Основания и порядок применения мер обеспечения иска, их виды предусмотрены гл. 15 Гражданского процессуального кодекса РК, законами РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», «О банках и банковской деятельности», «О третейских судах» и другими.
Гл. 15 ГПК РК регламентируются вопросы обеспечения иска, где конкретно предусмотрены основания для обеспечения иска, какие меры могут приниматься, порядок их замены, исполнения и их отмены.
Меры обеспечения иска обладают несколькими существенными признаками: могут быть приняты только после вынесения судом определения о возбуждении гражданского дела, даже если заявление о применении таких мер подано в суд вместе с исковым заявлением (заявлением); могут быть приняты во всяком положении дела, но до вступления в законную силу вынесенного судом по делу решения; применяются только по заявлению истца. Принятие любых мер обеспечения иска по инициативе суда не допускается; применяются не только судом первой инстанции, в производстве которого находится дело, но могут применяться и судом апелляционной инстанции; применяются при наличии оснований, предусмотренных ст. 155 ГПК, применяются судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле; являются временными и действуют до полного исполнения решения суда об удовлетворении заявленных истцом материально-правовых требований либо до вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, или определения суда о прекращении производства по делу, или определения суда об оставлении заявления без рассмотрения; реализуются немедленно, независимо от подачи частной жалобы на определение суда, в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений. Обеспечительные меры могут быть отменены судом, их принявшим, по заявлению участвующих в деле лиц или по собственной инициативе суда в судебном заседании, о месте и времени которого участвующие в деле лица извещаются надлежащим образом; меры обеспечения иска могут применяться только к иску, реально находящемуся в производстве суда, но не в обеспечение будущего иска, который истец намерен предъявить.
Эти вопросы также достаточно освещены в Нормативном постановлении Верховного Суда РК от 12 января 2009 года № 2 «Об обеспечительных мерах».
В то же время имеются проблемы на практике. Хотелось бы обратиться к тем проблемным вопросам, возникающим с момента поступления заявления об обеспечении иска, обращения его к исполнению, также и отмены обеспечения иска.
Поскольку исковое заявление является документом, содержащим обстоятельства, свидетельствующие о нарушении материально-правовых прав и законных интересов истца, и его требование о защите этих нарушенных прав и интересов, то в таком документе не могут излагаться какие-либо ходатайства, в том числе и о принятии мер обеспечения иска.
Меры обеспечения иска являются по своей природе не материально-правовыми, а процессуально-правовыми, отражающими один из способов защиты нарушенных материально-правовых прав и законных интересов истца, защищаемых в судебном порядке.
Поэтому ходатайство о принятии процессуальных мер, направленных на обеспечение защиты нарушенных материально-правовых прав и интересов истца, может выражаться в отдельном заявлении, отличном от искового заявления.
Однако истцы зачастую вопрос об обеспечении иска указывают в самой просительной части искового заявления, то есть как исковое требование. Хотя оно должно оформляться отдельным заявлением со ссылкой на нормы ГПК и указанием обоснования в необходимости принятия обеспечительных мер.
Вопрос о том, как следует поступить судье, какой процессуальный документ выносить, если ходатайство о принятии обеспечительных мер указывается в самом исковом заявлении, не регламентирован процессуальным кодексом. В то же время, в случае заявления о принятии мер по обеспечению иска в самой просительной части искового заявления, то, думается, можно принять по нему процессуальное решение в зависимости его мотивировки и обоснования.
Ст. 158 ГПК РК установлено, что определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Немедленность исполнения определения суда об обеспечении иска также означает, что указанный в определении суда вид меры обеспечения иска должен быть реализован лицом, исполняющим определение, в день поступления к нему исполнительного листа.
Целью обеспечительных мер при обращении их немедленному исполнению является принятие оперативных мер по предотвращению распоряжения должником имуществом и денежными средствами до разрешения спора. И действующий ГПК, и разъяснение п. 11 Нормативного постановление Верховного Суда РК от 12 января 2009 года № 2 «Об обеспечительных мерах», в отличие от прежней редакции, указывают, что под немедленностью приведения в исполнение определения суда о принятии обеспечительных мер следует понимать совершение судом предусмотренных ч. 3 ст. 241 ГПК действий в день вынесения определения либо не позднее следующего рабочего дня после его вынесения. Следовательно, в отличие от прежней судебной практики в настоящее время определение суда о принятии обеспечительных мер направляется непосредственно для исполнения без выписки исполнительного листа, что, в свою очередь, в действительности ускоряет его исполнение. Ч. 5 ст. 241 ГПК регламентировано то, что если судом приняты меры по обеспечению иска, к исполнительному документу прилагаются копии документов о принятых мерах по обеспечению иска и содержащих сведения о месте нахождения арестованного в обеспечение иска имущества и лицах, ответственных за его сохранность. В случае выписки исполнительного документа в форме электронного исполнительного документа документы об обеспечении иска прилагаются в форме электронных документов, удостоверенных электронной цифровой подписью судьи.
Вопрос об отмене мер обеспечения иска рассматривается судом в судебном заседании с уведомлением истца и ответчика о месте и времени его проведения, однако неявка указанных лиц не является препятствием к рассмотрению. Меры обеспечения иска могут быть отменены только после вступления в законную силу определения суда об отмене обеспечения иска.
Определение об отмене обеспечительных мер в отличие от определения о принятии обеспечительных мер не подлежит немедленному исполнению. Могут быть обжалованы как определения о принятии, так и об отмене обеспечительных мер, но обжалование определения о принятии обеспечительных мер не препятствует его исполнению, тогда как при отмене - напротив, приостанавливает его исполнение.
На мой взгляд, не будет нарушением чьих-либо прав, если такое определение можно было бы обратить к немедленному исполнению, тем более, когда заявление исходит от самого истца. Когда решение полностью исполнено, как правило, такие определения сторонами не обжалуются. Или же можно дополнить ст. 160 ГПК частью, предусматривающей обращение определения об отмене обеспечительных мер к немедленному исполнению в случае заявления об отмене обеспечительных мер самим истцом. Также при представлении ответчиком подтверждения от судебного исполнителя или истца о полном исполнении решений суда, предоставить право самим финансовым организациям (банкам) и регистрирующим органам снять обременения.