Штраф как альтернативная мера взыскания (С. Абишева, судья САС г. Актобе)

Штраф как альтернативная мера взыскания

 

С. Абишева,

судья САС г. Актобе

 

В средствах массовой информации широко освещается статистика выявляемых нарушений Правил дорожного движения, принимаемые по ним меры, а также результаты рассмотрения особо резонансных дел.

Наиболее актуальны правонарушения, связанные с нарушением правил выезда транспортного средства на полосу встречного движения.

Ч. 3 ст. 596 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, когда это запрещено Правилами дорожного движения.

За данное правонарушение предусмотрено безальтернативное применение меры взыскания в виде лишения права управления транспортными средствами на один год.

Такими нарушениями, согласно п.п. 2, 3 раздела 9, п.п. 1-6 раздела 11, п. 3 раздела 15 Правил дорожного движения, являются:

- выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более;

- выезд на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы;

- при совершении обгона на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения; в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения и (или) обозначенных знаками 3.20 и 3.22;

- объезд с выездом на полосу встречного движения стоящих перед переездом транспортных средств.

Следует иметь в виду, что п. 1 раздела 9 Правил предусмотрено, что стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части дороги (либо дорожного полотна при невозможности определения края проезжей части дороги), расположенная слева, если организацией дорожного движения не определен иной порядок движения. При определении условной линии, отделяющей сторону, предназначенную для встречного движения, не принимается во внимание местное уширение проезжей части дороги (дорожного полотна). Рассматриваемое правонарушение возможно как при наличии линии разметки, отделяющей противоположную сторону, так и без нее.

Представляется, что любое пересечение сплошной не может квалифицироваться по ч. 3 ст. 596 КоАП, как это зачастую происходит. Так, при пересечении сплошной линии разметки для разворота или поворота налево водителем совершается нарушение требований Приложения 2 к Правилам, за которое предусмотрена ответственность ч. 1 ст. 601 КоАП в виде административного штрафа в размере пяти МРП. То же самое касается и поворота налево через любое количество сплошных полос в зоне действия знаков «Поворот запрещен», «Разворот запрещен», «Движение только прямо».

Согласно разделу 1 Приложения 2 к Правилам горизонтальные разметки (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливают определенные режимы и порядок движения, где горизонтальная разметка 1.1. разделяет транспортные потоки противоположных направлений, то есть обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен. Пересечение данной линии допускается для остановки транспортного средства на обочине и как исключение - при объезде препятствия, если выполнить его невозможно, не прибегая к этому исключению.

Важно знать, что под препятствием для движения в разделе 1 Правил понимается неподвижный объект на полосе движения, не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Следовательно, совершаемый по встречной полосе объезд препятствия в виде остановившегося транспортного средства по технической причине, то есть поломки, при производстве дорожных и иных работ, при наличии которых не позволяется продолжить движение по своей полосе, разрешен с соблюдением иных требований Правил.

В своей практической деятельности судьи соглашаются с мнением общественности, что санкция обсуждаемой нормы является чрезмерно строгой, не всегда соответствует содеянному, так как предусматривается применение безальтернативной меры взыскания в виде лишения права управления транспортными средствами на год, в то время как по факту дорожно-транспортного происшествия, то есть когда водитель транспортного средства, нарушая ПДД, повлек происшествие на дороге, причинившее материальный ущерб, предусматривается альтернативная мера взыскания в виде административного штрафа.

В этой связи представляется правильным решение вопроса о внесении в данную норму поправок, которые предусматривали бы смягчение наказания за выезд на полосу встречного движения при определенных обстоятельствах. Так, полагается целесообразным введение альтернативной меры взыскания в виде административного штрафа, которая бы подлежала применению, к примеру, в случае выезда на встречную полосу впервые, а также в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения, конкретной ситуации.

Представляется, что такие новшества позволят снизить коррупционный фактор, ведь когда водитель знает, что его ждет лишение прав, он готов пойти на все, чтобы решить этот вопрос на месте выявления правонарушения.

Судей, практикующихся на рассмотрении данной категории дел, беспокоят ситуации, возникающие в конкретных разбирательствах, когда выясняется, что транспортное средство для водителя является единственным источником дохода, что он опасного маневра не совершал, но судьи должны применить безальтернативную меру взыскания в виде лишения его права управления транспортным средством.

Следите за новостями zakon.kz в: