О новых подходах приема граждан в органах прокуратуры
С.Сүлеймен,
Старший помощник
Генерального Прокурора
Сегодня органы прокуратуры на пороге больших перемен. Меняются приоритеты, совершенствуются подходы в работе.
Генеральный Прокурор Республики Казахстан Асанов Ж.К. уделяет особое внимание соблюдению законодательства при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц. Работа строится с учетом происходящих перемен и реальной защиты интересов граждан.
С апреля т.г. в Генпрокуратуре по принципу «одного окна» функционирует Центр приема граждан. До конца года планируется создание аналогичных Центров в регионах. Прокуроры ведут там прием и дают консультации. Помогают даже составить заявление, в том числе в суд. Центр оборудован местами для ожидания и электронной очередью.
Ответственные сотрудники один раз в месяц организовывают личный прием Генерального Прокурора. Запись на прием к руководству Генпрокуратуры осуществляется по звонкам, поступившим в Call-центр, электронным заявлениям с порталов («115.kz», «egov.kz») и обращениям в бумажном формате.
При этом запись на прием к Генеральному Прокурору производится при наличии у заявителя ответа заместителя Генерального Прокурора об отказе в удовлетворении обращения по тому же вопросу.
Запись на прием к Генеральному Прокурору не осуществляется по делам, находящимся на стадии досудебного расследования и в судах. Это обусловлено невмешательством в процесс принятия решений, так как этот порядок четко регламентирован уголовно процессуальным законодательством.
Кроме того, не подлежат записи на прием к Генеральному Прокурору лица ранее принятые по тому же вопросу, имеющие ответ Генерального Прокурора на обращение по тому же вопросу и пропустившие срок обжалования судебных актов.
В текущем году Генеральным Прокурором принято 84 граждан и представителей юридических лиц, что в 2 раза (47%) больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (44). Заместителями Генерального Прокурора приняты 91 граждан. В отдельных случаях, рост количества поступивших обращений с личного приема руководства Генпрокуратуры обусловлен некачественным рассмотрением вопросов по оспариванию судебных актов и действий госорганов нижестоящими прокурорами.
В текущем году 13 сотрудников органов прокуратуры наказаны за ненадлежащее рассмотрение обращений.
Совершенствование любой сферы в современном обществе не происходит сегодня без новых технологий. Граждане, записавшиеся на прием, не выезжая в г.Астану, могут встретиться с Генеральным Прокурором и изложить свои доводы посредством видеоконференцсвязи в онлайн режиме. В текущем году таким правом воспользовались 5 граждан.
К примеру, на прием к Генеральному Прокурору поступило обращений по вопросам законности судебных актов по гражданским делам - 22, уголовным делам - 24, административным делам - 2, досудебной стадии уголовного процесса - 26, в социально - экономической сфере - 6, исполнительного производства - 2, по кадровым вопросам и внутренней безопасности - 3.
Удовлетворено 10 обращений, поступивших с личного приема (за 1 полугодие 2016 года - 3). Это почти 12% от общего числа разрешенных обращений (7%).
Больше поддержано ходатайств по надзору за законностью судебных актов по гражданским делам - 4, по уголовным делам - 2.
Генеральный Прокурор Жакип Асанов принял гр-ку Мотину Г. с жалобой на ее незаконное осуждение за служебный подлог и злоупотребление полномочиями директора Детского центра «Колос».
Детальным изучением дела сотрудником Генпрокуратуры Акбаевым Сырымом установлено, что Мотина была вынуждена пойти на финансовое нарушение, чтобы не сорвать проведение двух новогодних ёлок для детей-инвалидов (на сумму 80 000 тг.). Так как их проведение не было акиматом заранее запланировано, деньги на это не выделялись.
Она использовала остатки денег, выделенные акиматом для других мероприятий, но которые уже были проведены в полном объеме.
Аналогичным способом она произвела оплату 9 хореографам за фактически оказанные ими услуги, а также организовала обеденное питание участникам Фестиваля Ассамблеи народа Казахстана.
Фактически она действовала в интересах Центра «Колос», так как вышеуказанные мероприятия проводились в соответствие с целями и задачами организации.
В итоге, по протесту Генерального Прокурора Верховный Суд Мотину оправдал.
Или другой пример, при рассмотрении обращения Ергалиевой У. об оспаривании действий акимата г.Астаны установлен факт нарушения ее жилищных прав.
Решением суда было отказано в иске о признании незаконным постановления о переносе ее очереди в списках, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда. Несмотря на то, что Ергалиева У. не утратила статус нуждающейся в жилье согласно требованиям Закона «О жилищных отношениях», акимат перенес ее очередь на более поздний срок.
По протесту Генерального Прокурора судебные акты местных судов отменены, Ергалиева У. восстановлена в прежней очереди на жилье.
Кроме того, на личный прием обратился Тузиков С., привлеченный постановлением суда к адмответственности по ч.1 ст. 610 КоАП (нарушение правил обеспечения безопасности дорожного движения).
Генеральный Прокурор, выслушав заявителя, пришел к выводу об убедительности его доводов и поручил подготовить кассационный протест.
Изучением административного дела установлено, что судами первой и апелляционной инстанции (Жамбылская область) не дана правовая оценка всем обстоятельствам, не приняты во внимание доводы Тузикова С.
На судебные акты принесен протест, который удовлетворен с направлением дела на новое рассмотрение.
Личная встреча Генерального Прокурора с заявителями позволила решить их вопросы. Как отмечает Генеральный Прокурор, качественное и своевременное рассмотрение обращений - это важный участок работы, где требуется принятие исчерпывающих мер по защите прав граждан.
Генеральный Прокурор в процессе приема граждан, внимательно выслушав их доводы, дает конкретные поручения начальникам структурных подразделений и непосредственным исполнителям. Предлагает им также лично общаться с заявителями и проанализировать ситуацию по их доводам. Следует отметить, что для объективности рассмотрения принятых на личном приеме обращений поручает не передавать их тем сотрудникам, которыми они ранее рассматривали обращения.
Следует относиться с пониманием, что не все протесты Генерального Прокурора могут быть поддержаны Верховным Судом. В этих случаях, окончательное решение принимается только судом. При отказе в удовлетворении протеста высшей судебной инстанцией никто не вправе давать оценку вступившему в законную силу судебному акту.
В настоящее время по инициативе Генпрокуратуры совместно с госорганами реализуется проект «К обществу эффективных жалоб». Цель - создать эффективный механизм их рассмотрения. Ежегодно в госорганы поступает 2,5 млн. обращений. В рамках проекта разработаны пошаговые алгоритмы подачи жалоб, шаблоны, образцы.
В результате реализации Проекта, полагаем, усилится взаимодействие государства с обществом, канал обратной связи по наиболее острым проблемам, волнующим людей, каким и является механизм обращения граждан. Каждый гражданин будет знать, куда и как обратиться, а главное поднимаемые им вопросы будут оперативно рассматриваться уполномоченным органом.