Третья модернизация: социальная составляющая
Ирина Игнатова
Государство принимает большой комплекс мер, направленных на социальную поддержку граждан. Об этом наша беседа с министром труда и социальной защиты населения РК Тамарой Дуйсеновой.
- Тамара Касымовна, Глава государства в нынешнем году объявил о Третьей модернизации. Как она отразится на социально-трудовой сфере?
- Она должна быть адекватна экономическому развитию, а с другой стороны - стать важной составляющей прогресса. Основу формируемой модели социально-трудовых отношений составляет стимулирование продуктивной занятости, предупреждение иждивенчества. Ныне занятость и соцподдержка составляют единое целое, имеющее в основе производительный труд. Для продвижения новой модели уже начаты масштабные преобразования всех сегментов социально-трудовой сферы.
- Давайте начнем с поручений Президента по реформированию рынка труда. Что конкретно предполагается?
- Как отметил Глава государства, мы находимся в преддверии Четвертой научно-технической революции. Она изменит структуру экономики, будут созданы качественно новые рабочие места. Но мы уже сталкиваемся с нехваткой квалифицированных кадров. К сожалению, в прошлом году не удалось заполнить 26 тысяч вакансий, заявленных работодателями. В текущем году совместно с акимами областей определено 635 тысяч трудоустраиваемых рабочих мест.
А что нам предлагает рынок труда? На него выходят лица, рожденные в девяностые годы, - время, когда у нас была неблагоприятная демографическая ситуация. В ближайшие пять-шесть лет чистый прирост экономически активного населения окажется намного меньше, чем в прежние годы, и пополнение трудовых ресурсов будет идти за счет безработных и самозанятого населения.
А более половины самозанятых и около 29% безработных имеют лишь школьное образование. Естественно, возникает вопрос: насколько соответствуют такие трудовые ресурсы требованиям технологической модернизации? Понимая безотлагательную необходимость решения этого вопроса, государство создает условия для получения гражданами востребованных на рынке труда профессий.
- На какие виды господдержки граждане могут рассчитывать?
- Лица в возрасте от 15 до 24 лет могут бесплатно получить первую профессию. Государство оплачивает их расходы на обучение в организациях технического и профессионального образования, выплачивает стипендию, возмещает расходы на проезд и проживание, предоставляет одноразовое горячее питание. В регионах завершается формирование списка молодых людей, не прошедших ЕНТ и не поступивших в предыдущие годы в учебные заведения, для направления с 1 сентября текущего года в ТиПО для обучения востребованным профессиям.
Лицам старше 24 лет предоставляется возможность бесплатного получения второй профессии на краткосрочных курсах. 21 тысяча человек уже обучаются в ТиПО на дуальной основе. С 1 июля к обучению подключились 49 работодателей, включенных в реестр НПП. Работодатели получат финансирование для организации обучения непосредственно на производстве. После завершения учебы лучшие специалисты могут получить рабочие места на предприятии.
Третья возможность - получение кредитов для открытия бизнеса. Ранее, в ДКЗ-2020, они выдавались безработным и самозанятым гражданам, проживающим на селе. Теперь кредиты можно получить и в городе. Для лиц, впервые начинающих бизнес, микрокредит составляет до 3 миллионов тенге, для тех, кто расширяет бизнес или вступает в сельхозкооперативы, - до 18 миллионов. Ставка - 6 процентов годовых с возможностью гарантирования в случае недостаточности залогового обеспечения. Около тысячи человек получили кредиты на сумму 2,4 миллиарда тенге, и 8,4 миллиарда выдано по Программе развития АПК для создания 198 сельхозкооперативов.
И четвертая возможность - получение работы в других регионах. Переселение исключительно добровольное, по желанию граждан и при условии гарантий со стороны работодателя по трудоустройству. В случае переезда государство оказывает поддержку в виде субсидий на всех членов семьи. Правительством определены четыре региона прибытия внутренних переселенцев: Северо-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Павлодарская, Костанайская области. В апреле и мае нынешнего года проведены межрегиональные ярмарки вакансий в Южно-Казахстанской и Мангистауской областях. По их итогам 949 семей пожелали добровольно переселиться в северные регионы с трудоустройством, туда уже переселились 88 семей и готовы к переезду еще 1 279.
- Мы используем заимствованную модель или это казахстанская программа? Доступна ли она?
- Наша модель разработана с учетом международного опыта. Каждая страна в зависимости от финансовых возможностей, специфики экономики и состояния трудовых ресурсов определяет свою модель поддержки граждан. Казахстанская разработана исходя из отечественных реалий, и ее можно считать национальной.
Что касается доступности. На сегодня действуют 199 районных центров занятости местных исполнительных органов, в ЦОНах открыто более 230 рабочих мест для оказания государственных услуг по вопросам занятости. Они могут быть получены и через Интернет. Недавно к этому подключили отделения Казпочты в отдаленных населенных пунктах. Только в текущем году, с учетом мер по уточнению статуса граждан, в центры занятости обратились 110,7 тысячи человек, через интернет-ресурсы - порядка 5,8 миллиона. Кроме того, для повышения информированности населения с июля по ноябрь в регионах пройдут дни Министерства труда и социальной защиты населения РК. График встреч, приемов, семинаров размещен на сайте министерства.
- Во время отчетной встречи с населением Вы говорили о работе по уточнению статуса граждан. Можно рассказать об этом подробнее?
- Прежде всего нужно разобраться с самозанятыми. Официальная статистика называет их общее количество. Здесь граждане, занятые на личном подворье, и индивидуальные предприниматели, частные фермеры. В отношении тех и других должны быть приняты различные меры поддержки, в одном случае - для выхода из круга бедности, в другом - для содействия развитию малого и среднего бизнеса.
Для обеспечения адресности господдержки совместно с местными исполнительными органами проведена масштабная работа по уточнению статуса людей, отнесенных к непродуктивным самозанятым гражданам. В апреле-мае проведен подворовой обход, которым охвачено 5,6 миллиона граждан. В итоге выявлено 320,4 тысячи незарегистрированных безработных и около миллиона непродуктивно самозанятых.
Благодаря этому обходу у местных исполнительных органов есть не только статистика, но и база данных со всей информацией. Это позволяет центрам занятости вести активную работу по вовлечению данной категории граждан в программы занятости. В результате не только конкретизирован контингент возможных участников программы занятости, но и выявлена категория тех, кто должен быть вовлечен в систему обязательного социального медицинского страхования.
- Как часто будут проводиться такие обходы, ведь социальный статус граждан может меняться ежедневно? Вследствие чего имеющаяся информация может стать неактуальной.
- Да, актуальность - это ключ к эффективности управления процессом. Поэтому в центрах занятости установлена автоматизированная база данных, где хранится информация о лицах, нуждающихся в поддержке. Она полностью интегрирована с информационной системой социальной сферы, что позволяет ежедневно фиксировать меняющийся статус граждан.
К примеру, если за конкретного человека, находящегося в базе данных Центра занятости в статусе безработного, поступили обязательные пенсионные взносы, то это означает, что он уже работает, и требуется отнести его к другой категории. Кроме того, с учетом динамики состава населения будут приняты дополнительные меры для актуализации данных. С этой целью внедряется ИС «Е-халық» - это электронная версия похозяйственной книги акимов сельских округов. Она будет использована для учета численности и состава населения, формирования бюджета села и планирования расходов. Система в пилотном режиме внедряется в Атырауской, Актюбинской, Мангистауской областях.
- Говоря о занятости граждан, нельзя обойти вопрос защищенности работников. К сожалению, о нарушении трудового законодательства мы знаем не понаслышке. Будут ли ужесточены требования к работодателям?
- В экономике заняты более 8,5 миллиона человек, или почти половина населения страны. Поэтому вопрос защиты прав работников каждый день находится в поле зрения нашего министерства и инспекции труда местных исполнительных органов.
В первую очередь защита трудовых прав должна быть закреплена законодательно. В связи с этим принятый в прошлом году Трудовой кодекс четко разграничивает функции, права и обязанности основных участников трудового процесса. Государство устанавливает минимальные стандарты в трудовой сфере и жестко контролирует их исполнение. Все остальные вопросы работодатели и представители работников должны решать через диалог. Это повышает культуру, правовую грамотность как работодателей, так и работников.
Для этого расширены полномочия профсоюзов или представителей работников, принят новый Закон «О профсоюзах». Только в прошлом году количество заключенных индивидуальных трудовых договоров увеличилось на 60 тысяч, около 90% крупных и средних предприятий заключили коллективные договоры. Действуют более 12 тысяч производственных советов по безопасности и охране труда, их резолюции обязательны для работодателей.
- Что скажете о социальной защите занятых граждан?
- Начиная с 1998 года идет поэтапное реформирование системы соцзащиты, направленной на ее повышение. Реализуется Концепция модернизации пенсионной системы, утвержденная указом Главы государства в 2014 году. В соответствии с ней занятые граждане при условии участия в пенсионной системе получают следующие виды пенсии. Базовую, при наличии стажа участия в пенсионной системе, трудовую (солидарную), при наличии не менее шести месяцев трудового стажа до 1998 года, накопительную, при условии отчисления 10% от дохода работника и отчислений работодателями, а также накопительную из частных пенсионных фондов в случае наличия добровольных взносов.
Пенсионеры преимущественно получают базовую и солидарную пенсию из республиканского бюджета. Размер накопительной пенсии невысок по причине относительной молодости накопительной системы.
- Что будут получать работающие, не участвующие в пенсионной системе? А непродуктивно самозанятые?
- Если человек работает, то он не может не участвовать в пенсионной системе, так как 10-процентные отчисления в нее обязательны. Но нужно признать: есть работодатели, которые принимают на работу без трудовых договоров и не отчисляют за эту категорию лиц обязательные взносы. Потому обращаю внимание на то, что при трудоустройстве в первую очередь следует заключить с работодателем индивидуальный трудовой договор.
Очень много молодых людей обращается к нам с жалобами на работодателей, задерживающих или не выплачивающих зарплату. В большинстве случаев в такой ситуации отсутствует трудовой договор, который нужен не только для обеспечения уплаты обязательных взносов, но и для защиты прав работников при определении размера зарплаты и своевременной ее выплаты.
Если же по тем или иным причинам отчислений в пенсионную систему не будет, то таким гражданам будет выплачиваться только базовая пенсия в размере 54% от прожиточного минимума. Это касается и непродуктивно самозанятых. Таким образом, отмечу, что лица, занятые в формальной экономике и участвующие в пенсионной системе, имеют право на большее социальное обеспечение, чем не участвующие.
- Как Вы отметили, солидарная пенсия назначается в зависимости от трудового стажа до 1 января 1998 года. В ближайшем будущем у большинства людей при достижении пенсионного возраста не будет полного стажа (25 лет - мужчины, 20 лет - женщины). Не приведет ли это к снижению ее размера в последующие годы?
- Уже в прошлом году почти 39% лиц, выходящих на пенсию, представили трудовой стаж меньше установленного. Однако доля солидарной пенсии в общем объеме пенсионных выплат, получаемых пенсионерами, остается высокой. К примеру, если средняя пенсия по состоянию на 1 июня текущего года составляет 59 554 тенге, то из них 74% (или 46 752 тенге) составила пенсия солидарная. С учетом ожидаемого уменьшения накопленных до 1998 года трудового стажа у граждан и убывания солидарных пенсий при разработке концепции были проведены актуарные расчеты и запланированы преобразования, с тем чтобы в новых условиях обеспечивалась адекватность размеров пенсионных выплат.
Остановлюсь на мерах по повышению размеров пенсионных выплат. Начиная с 2012 года ежегодно размер солидарных пенсий увеличивается с опережением инфляции на 2%. Например, в случае если в бюджете установлены 7% инфляции, солидарная пенсия повышается на 9% (7+2%). В текущем году размеры пенсионных выплат увеличены до 20% по сравнению с 2016 годом. С 1 июля 2018 года базовая пенсия будет назначаться в зависимости от трудового стажа до 1998 года и стажа участия в пенсионной системе после 1998 года. В результате размер базовой пенсии у 90% пенсионеров повысится в пределах от 30% до двух раз, что существенно увеличит совокупный размер пенсий, получаемых пенсионерами, а также лицами, выходящими на пенсию.
Действенные меры принимаются и для увеличения накопительных пенсий. Во-первых, с 2014 года субсидируются обязательные пенсионные взносы женщин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком. Такую поддержку от государства ежемесячно получают около 90 тысяч женщин, при этом за весь период на их счета перечислено 13,7 миллиарда тенге. Во-вторых, для лиц, занятых во вредных условиях труда, работодатели начали отчислять 5% от ФОТ, дополнительно к их 10% отчислений. За два года на счета более 400 тысяч работников перечислено более 113 миллиардов тенге.
По данным ЕНПФ, 646 работников, занятых во вредных условиях труда, оформили пенсионные аннуитеты. Они могут получать регулярные ежемесячные пенсии уже с 50 лет в размере, определенном при заключении аннуитетного договора. При этом граждане могут продолжать работу или выйти на пенсию. В-третьих, с 2020 года дополнительно к накоплениям работодатели начнут отчислять в пользу своих работников 5-процентные взносы. Так будет завершено формирование трехуровневой системы, где ответственность за пенсионное обеспечение граждан распределяется между государством (базовая пенсия), работодателями (5% отчислений) и работником (10% отчислений).
- Пенсию граждане получат при достижении пенсионного возраста, но есть лица, которые стали инвалидами на производстве, при ДТП и в других условиях. Какая будет у них пенсия?
- Здесь большое значение имеет занятость граждан. Если человек работал и работодатели перечисляли за него взносы в систему соцстрахования, то ему в случае установления инвалидности в период до достижения пенсионного возраста назначаются три вида соцвыплат. Государственное соцпособие по инвалидности, социальные (страховые) выплаты за счет отчислений в Государственный фонд социального страхования, страховые выплаты из частных страховых компаний за счет взносов работодателей в пользу своих работников. После достижения пенсионного возраста они будут получать те же три вида пенсий, о которых уже сказала.
Если человек не работал и не отчислял деньги в систему социального страхования, он получит только один вид пособия, по инвалидности от государства.
- Сколько человек получают три вида социальных выплат?
- Из нескольких источников социальные выплаты получают около 75 тысяч человек, или 30% из числа новых получателей. Если иметь в виду, что система социального страхования действует всего с 2005 года, то этот показатель довольно высок.
Что касается размеров выплат, то они дифференцированы в зависимости от группы инвалидности и доходов, с которых осуществлялись отчисления. К примеру, соцвыплаты из бюджета и Государственного фонда социального страхования инвалида первой группы составляют 62 640 тенге, второй группы - 48 532 тенге, третьей группы - 32 688 тенге. Для обеспечения адекватности соцвыплат в прошлом году государственное социальное пособие было повышено на 25%, а с 1 января будущего года оно будет увеличено еще на 16%.
- C будущего года будет изменен формат получения АСП. Значит ли это, что часть малообеспеченных семей может остаться без поддержки?
- Ни в коем случае! Давайте сразу поставим точку в этом вопросе. Граждане, которые по объективным причинам не могут получать доходы или работают, но остаются малообеспеченными, сохраняют право на получение государственной соцпомощи.
Суть нового подхода заключается в том, что адресная соцпомощь предоставляется гражданам или семьям, имеющим доходы ниже черты бедности, при условии, что трудоспособные члены семьи возьмут на себя обязательства участия в активных мерах содействия занятости. Если же они будут отказываться от предлагаемых государством мер содействия занятости, то семья лишится адресной социальной помощи, за исключением матерей, занятых уходом за ребенком, и несовершеннолетних детей.
То есть адресная соцпомощь будет выплачиваться матерям, занятым уходом за ребенком, и детям до 18 лет, независимо от участия их родителей и трудоспособных членов семьи в активных мерах содействия занятости. Отмечу, что семьи, участвующие в программе занятости, дополнительно к адресной соцпомощи будут получать господдержку для трудоспособных членов семей в виде оплаты расходов на обучение, субсидирования 35% заработной платы на социальных рабочих местах, оплаты молодежной практики для выпускников учебных заведений или в виде предоставления микрокредитов.
В случае отсутствия в составе семьи трудоспособных членов (например, семьи инвалидов или пожилых пенсионеров) либо если члены семьи по объективным причинам не могут участвовать в активных мерах содействия занятости (например, одинокая мать с детьми дошкольного возраста), то им адресная социальная помощь будет предоставляться без каких-либо условий.
Другими словами, вводя адресную социальную помощь, при сохранении безусловной для отдельных категорий, мы стимулируем занятость граждан. Эти подходы апробируются в стране уже четвертый год в рамках проекта «Өрлеу». В пилотных регионах проект показал свою эффективность, и сегодня им охвачены все области. В республиканском бюджете на эти цели предусмотрено более 7 миллиардов тенге. Только за прошедшие 5 месяцев число участников проекта возросло более чем в 5 раз в сравнении с аналогичным периодом минувшего года и составило 88 тысяч человек.
- Изменятся ли подходы к оказанию других форм социальной помощи? Многие граждане нуждаются в специальных услугах и нередко сталкиваются с формальным отношением к их оказанию, а подчас с банальной грубостью.
- Безусловно, модернизация будет продолжена и в системе социального обслуживания граждан. В соответствии с нормами Закона «О специальных социальных услугах» мы начали поэтапное преобразование в этой сфере с 2009 года. На первом и втором этапах была проведена демонополизация системы соцобслуживания, и к оказанию социальных услуг был привлечен частный сектор, ликвидированы очереди в детские психоневрологические дома-интернаты, оказание услуг приближено к местам проживания потребителей, созданы условия для выбора гражданами организаций, оказывающих услуги.
Сегодня наряду со 110 медико-социальными организациями специальные социальные услуги оказывают 106 НПО. Ими охвачено более 6 тысяч человек. И если бы мы не вовлекли в оказание услуг неправительственные организации, нам бы пришлось построить еще не менее 60 домов-интернатов. За эти годы 626 детей из домов-интернатов вернулись в семьи, и 693 матери детей с ограниченными возможностями были трудоустроены.
В нынешнем году мы начали реализацию третьего этапа преобразований системы. Организация социального обслуживания в новых условиях будет базироваться на солидарном участии в нем государства, гражданина и семьи. Будут приняты меры по активизации социальной включенности самих граждан, расширению возможностей получения услуг на дому и созданию многопрофильных малых домов социального обслуживания, преимущественно на селе, с применением механизма государственно-частного партнерства.
Фактически нам предстоит переформатировать работу соцслужб. Говоря о них, до сих пор мы представляем себе так называемые собесы, куда обращались социально уязвимые слои населения или же старшее поколение. Это стереотип.
Мы намерены провести ребрендинг этих служб, чтобы превратить их в надежного партнера нуждающихся граждан. Такие преобразования начаты совместно с местными исполнительными органами и социальными партнерами. И каждый, кто работает в системе социальной сферы, должен отдавать себе отчет в том, что это шаги, которые касаются каждого казахстанца. Это требует от нас полной отдачи и индивидуального подхода, призванного стать лейтмотивом всей модернизации, которую мы будем осуществлять в рамках задач, поставленных перед нами Главой государства.