В исключительных случаях
Эльвира Сац
Как известно, недавно Глава государства подписал поправки в закон, предусматривающие лишение гражданства за терроризм и другие особо тяжкие преступления - в рамках приведения законодательных актов в соответствие с недавними поправками в Конституцию.
Комментирует один из экспертов Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», д.ю.н., профессор Евразийской юридической академии им. Д. А. Кунаева Эркин ДУЙСЕНОВ.
- Эркин Эрманович, как свидетельствуют отзывы в Сети, мнения пользователей по этому вопросу разделились - часть казахстанцев считает это наказание «слишком жесткой мерой». Так ли это?
- Это положение касается п. 2 ст. 10, соответственно, п. 3 ст. 39 Закона. В данном случае речь идет не об ущемлении прав и свобод граждан, а об объективной защите интересов государства от лиц, чья преступная деятельность наносит непоправимый ущерб жизни и здоровью граждан, обществу и государству в целом. Поэтому формулировка «Лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан» отнюдь не посягает на фундаментальные конституционные ценности, а напротив, направлена на их защиту. Данное умозаключение основано на следующем:
- во-первых, только суд и никакой другой орган либо должностное лицо может принять решение о лишении лица гражданства, что в полной мере соответствует принципу построения правового государства;
- во-вторых, основанием для принятия подобного решения может быть преступная деятельность, посягающая на фундаментальные принципы деятельности РК.
Если обратиться к советскому прошлому, то можно констатировать: при всех своих недостатках административно-командная система умело защищала интересы государства, жизнь и здоровье своих граждан, в том числе путем лишения гражданства.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что понятие «гражданство» состоит из трех элементов: первое - связь лица с государством должна быть устойчивой, а не временной; второе - связь человека с государством носит политико-правовой характер; третье - между государством и гражданином устанавливаются взаимные права и обязанности. Следовательно, нарушение гражданином обязанностей перед государством также может служить основанием для лишения его гражданства.
П. 2 ст. 10 Закона, предполагающий возможность лишения гражданства, также подтвержден зарубежным законодательством и опытом практического его применения. Например, в Великобритании действует постулат: «Гражданство представляет собой привилегию, а не право», реализуемый в законодательстве и на практике. Так, только за 2013 год британского подданства лишились 20 человек, отправившихся воевать в Сирию на стороне исламистов. Это вызвано стремлением государства в первую очередь обезопасить свою территорию.
В десяти странах предусмотрена утрата гражданства, если гражданин поступает на военную службу иностранного государства: это Австрия, Германия, Испания, Нидерланды, Латвия, Литва, Молдова, Румыния, Франция, Эстония. В ряде стран - если гражданин поступает на иную государственную службу иностранного государства, а также за поведение, причиняющее серьезный ущерб интересам государства.
Добавим, новым законом предлагается лишать гражданства и за преступления, которыми причинен тяжкий вред национальным и жизненно важным интересам республики. В это понятие входят независимость, унитарность и президентская форма правления страны. К преступлениям, в результате совершения которых причиняется тяжкий вред национальным и жизненно важным интересам РК, отнесены 16 составов преступлений, предусмотренных в 11 статьях Уголовного кодекса. Например, геноцид, сепаратистская деятельность, создание, руководство экстремистской группой или участие в ее деятельности. Подчеркну еще раз, лишение гражданства будет назначаться судом в исключительных случаях на основе полного исследования обстоятельств дела, тяжести совершенных деяний и тяжести наступивших последствий.
- Какие еще положения, представленные в Законе РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», перекликаются с зарубежным опытом и практикой их реализации?
- Практически все они, в той или иной форме, закреплены в конституционном законодательстве многих развитых стран мира. Особенно в странах континентального и англо-саксонского права. И достаточно успешно реализуются в практической жизнедеятельности этих стран. После проведенного анализа Закона можно утверждать, что все его положения не нарушают основополагающих принципов деятельности республики (п. 2 ст. 1 Конституции), а напротив, развивают и детализируют эти принципы. Так, п. 3-1 ст. 2 Закона детализирует принцип экономического развития на благо всего народа, поскольку установление в пределах г. Астаны особого правового режима в финансовой сфере позволит создать благоприятные условия для иностранных инвестиций. А это, безусловно, положительно скажется на развитии экономики страны. П. 2 ст. 39 направлен на развитие принципа общественного согласия и политической стабильности, так как устанавливает конституционный запрет на любые действия, способные нарушить не только межнациональное, но и межконфессиональное согласие. Пп. 6) ст. 57 направлен на развитие принципа решения наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами и др.
Весьма важное значение в данном аспекте имеет положение п. 2 ст. 91, в соответствии с которым «… основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан - Елбасы, и его статус являются неизменными». Это положение устанавливает гарантию незыблемости основополагающих принципов деятельности республики, а также статуса Президента РК от любых попыток их необоснованного изменения. Причем статус Президента Республики Казахстан уже закреплен в Конституционном законе от 20 июля 2000 года № 83-II «О Первом Президенте Республики Казахстан - Лидере нации (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2014 г.)», и вполне логично закрепление его неизменности в положении п. 2 ст. 91 Основного Закона страны.
Практически все положения Закона находят закрепление в конституционном законодательстве, а также реализуются на практике, во многих развитых странах мира. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах функционирует международный центр (DIFC), который отличается независимой юрисдикцией, основанной на принципах английского прецедентного права со своими собственными нормами гражданского и коммерческого права, отличающимися от законов, действующих на территории ОАЭ. Это стало возможным благодаря поправке к Федеральной Конституции ОАЭ. В результате внесения данной поправки в Конституцию текущее законодательство ОАЭ создало весьма благоприятные условия для привлечения в Дубай иностранных инвестиций - поскольку английское прецедентное право отличается не только простотой своего применения, но и оперативностью и эффективностью в вопросах разрешения международных финансовых споров. Поэтому содержание п. 3 ст. 4 Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» считаю вполне аргументированным и обоснованным.