Транспорт без ограничений
Дина Амирова
Результаты исследования, проведенного в этом году, показали, что примерно 50 процентов жителей Алматы сталкиваются с проблемами в сфере общественного транспорта. Конечно, с самыми большими трудностями имеют дело люди с ограниченными возможностями.
Цель исследования «Доступность общественного транспорта для маломобильных групп населения в РК», как отметила менеджер проекта ПРООН-ГЭФ «Устойчивый транспорт г. Алматы» Елена Ерзакович, - привлечь внимание специалистов, работающих в области организации услуг общественного транспорта, к существующим проблемам, а также разработать рекомендации для их практического применения. Эксперт также пояснила, что к маломобильным группам населения необходимо относить не только людей с инвалидностью, затрудняющей свободное передвижение, но и лиц с ментальными нарушениями, родителей с детскими колясками и людей пожилого возраста.
- Люди с инвалидностью - одна из наиболее незащищенных категорий граждан в силу не только их социального положения, но и ограниченных физических возможностей. Напомним, еще в 2015 году Казахстаном ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, соответственно, государством приняты определенные обязательства, и гражданское общество должно способствовать их выполнению. Сегодня по всему миру практически все виды транспорта и их инфраструктура доступны для людей с инвалидностью, и к этому мы также должны стремиться, - сказала Е. Ерзакович.
Представитель ОФ «Аржан» Светлана Спатарь пояснила, что в первую очередь необходимо преодолеть стереотипы мышления о том, что к лицам с пониженной мобильностью относятся люди, использующие коляски. Она напомнила, что к этой категории относятся и лица с нарушениями зрения и слуха, а также ментальными нарушениями.
- Установлено, что около 40 - 50 процентов жителей города сталкиваются с проблемами в сфере общественного транспорта. Нами проведены исследования законодательной базы, осмотр состояния городского транспорта и мониторинг его работы, опрос населения. Отметим, что помимо общественного транспорта опрошенные пользуются услугами служб такси, инватакси и метро. Наиболее положительно у нас решен вопрос с пассажирами-льготниками, тут есть даже преимущество по сравнению с другими странами, поскольку к ним относятся категории ветеранов ВОВ и приравненных к ним лиц, пассажиры с инвалидностью, пенсионеры и учащиеся. Вместе с тем выявлены следующие проблемы в работе транспорта: низкая скорость передвижения, откровенно слабый уровень обслуживания, неудобный график работы транспорта, негативные экологические характеристики.
Кроме того, в последние годы участились случаи грубых нарушений Правил дорожного движения водителями общественного транспорта, - рассказала С. Спатарь.
Также эксперт разъяснила, каким может быть посильное участие общественности в решении данных проблем. Так, по ее словам, одна из проблем - отсутствие информации о работе транспорта, в то время как за рубежом существуют сайты общественного транспорта, где указана вся необходимая информация о графике передвижения и каких-либо изменениях в нем.
- Любой человек может поучаствовать в сборе такой информации и поделиться ею. Также хотелось бы напомнить - не стесняйтесь предложить свою помощь нуждающемуся в ней. Помогите сориентироваться на местности, пересечь улицу с оживленным движением, выбрать подходящий вид транспорта, - сказала С. Спатарь.
Гражданский активист по вопросу доступности города для людей с инвалидностью Максим Виноградов рассказал о том, что люди с инвалидностью вынуждены разрабатывать и использовать свои маршруты передвижения.
- Часто для людей с инвалидностью даже путь до ближайшей остановки из дома очень сложен - нет доступного пешеходного пространства. Ступени и пандусы не соответствуют стандартам, чтобы перебраться через улицу необходимо проделать достаточно долгий путь до ближайшего пешеходного перехода, а то и просто до того места, где можно перебраться на коляске через поребрик. На представленных видеороликах вы можете увидеть, насколько это сложно. Надо отметить, что в СНИПах со времен СССР подробно прописаны все требования к уличным сооружениям такого типа, но в настоящее время эти требования при их строительстве и установке не соблюдаются. Также я часто езжу на метро и хочу отметить, что на станциях Алатау и Жибек жолы очень неудобные пандусы и часто ломаются подъемники. Кроме того, неудобно даже говорить о крайне неэтичном поведении водителей общественного транспорта, которые либо проезжают мимо, либо заявляют, что пандус не работает, - сказал М. Виноградов.
Также эксперт рассказал, что в городе работают две службы инватакси, 14 машин в одной, 12 - в другой. Обслуживают они около трех тысяч людей с инвалидностью, колясочников и незрячих, доставляют их на работу или учебу один раз в день (бесплатно). Но заявку необходимо подать за сутки. Если нужно воспользоваться услугами инватакси дополнительно, то это можно сделать за плату около четырех тысяч тенге в час.
По мнению представителя ОФ «Аржан» Касиет Омаровой, необходимо вести разъяснительную работу с населением и водителями, что вполне могут сделать активисты из числа общественности.
- По результатам исследования нами подготовлены учебные материалы, которые мы передадим в обучающие центры для водителей. Также разработана серия плакатов для водителей общественного транспорта. Необходимы пояснительные материалы в видеоформате для слабовидящих людей. В сентябре будет проведена акция по вовлечению лиц с инвалидностью в активное пользование общественным транспортом, в которой мы всех приглашаем поучаствовать, - рассказала она.
Эксперты отметили, что последняя партия закупленных автобусов оказалась без пандусов. Этот вопрос должен решаться непосредственно в сфере работы акимата: они должны предъявить соответствующие требования поставщикам.
Общественный советник акима г. Алматы по вопросам защиты прав граждан с инвалидностью Вениамин Алаев рассказал, что несмотря на то, что занимает должность советника совсем недавно, с транспортным вопросом хорошо знаком, поскольку более десяти лет проработал в сфере НПО по данному вопросу.
- Часто сам пользуюсь 34-м маршрутом автобуса. Согласен, есть проблемы - в городе мало низкопольного транспорта, кондукторы и водители не прошли соответствующего обучения. Хочу отметить, исследованию, результаты которого сегодня представлены, предшествовало тщательное изучение международного опыта. Разработанные рекомендации акимат возьмет на вооружение, более того, надеемся, что со временем они будут применяться и в других городах Казахстана, - сказал советник акима.
Также В. Алаев напомнил, что для инвалидов I и II групп выпущены льготные карты «Оңай», но из-за неудобства общественного транспорта они вынуждены пользоваться услугами такси и тратить на проезд немалые деньги.
Завершая встречу, эксперты напомнили, что необходимо заботиться о том, чтобы дать возможность людям с особыми потребностями, а также пенсионерам и другим категориям граждан из группы с ограниченной мобильностью вести активный образ жизни.