Судебную защиту - на новый уровень
Инна Еньшина
Масштабная модернизация системы правосудия, проводимая в последние годы в Казахстане, призвана вывести на принципиально новый уровень отечественную судебную систему. Практически ежедневно мы слышим о новшествах, успешно реализуемых на практике судами республики. Так, только в рамках Плана нации «100 конкретных шагов» проведен ряд реформ в сфере кадровой политики, развития примирительных процедур, расширения применения информационных технологий. О том, как реализуются поставленные задачи в Атырауской области, мы беседуем с председателем областного суда Маргуланом БЕКТУРГАНОВЫМ.
- Маргулан Жубанышевич, одной из наиболее значимых реформ стал переход к трехзвенной судебной системе. В таком формате суды работают с прошлого года. Каковы первые результаты деятельности судов Атырауской области в рамках трехзвенной системы, и можно ли уже говорить о повышении эффективности и оперативности работы? В целом, какая работа проводится в регионе по повышению качества отправления правосудия?
- Изначально целью внедрения трехзвенной системы явилось сокращение количества обжалуемых судебных актов, искоренение волокиты в судебных инстанциях. За год работы в данном направлении усматривается значительное улучшение показателей. Сократилось количество обжалованных решений в сравнении с 2015 годом. Если говорить о цифрах, то в 2015 году в Атырауской области в апелляционном и кассационном порядках обжаловано 2211 решений, тогда как в 2016 году и за восемь месяцев 2017 года всего обжаловано 2053 решения.
Что касается качества отправления правосудия, то данному аспекту уделяется особое внимание. Так, моим распоряжением создана Комиссия по проверке судьями Атырауского областного суда качества изготовления судебных актов. Членами комиссии работа ведется на постоянной основе, а в случае допущения возможных ошибок при составлении судебных актов незамедлительно принимаются действенные меры по их устранению.
Вместе с тем учебным центром ежемесячно проводятся специализированные семинарские занятия по отмененным и измененным судебным актам с участием судей областного суда, городских судов, а также районных судов посредством использования видеоконференцсвязи. Отдел анализа и планирования готовит информационные справки с указанием номера дела, судей, рассматривавших дело в первой и апелляционной инстанциях, сторон, участвовавших по делу, результатах рассмотрения. На основании данных сведений судьи коллегий разрабатывают анализ ошибок, допущенных судьями первой инстанции. На заседаниях озвучиваются сущность дела, причины ошибок, пути их решения.
Помимо специализированных семинаров, учебный центр организует общие семинарские занятия, на которых при участии председателей и судей коллегий областного суда, судов области обсуждаются актуальные и проблемные вопросы.
Кроме того, каждое полугодие учебный центр разрабатывает график прохождения стажировки судьями первой инстанции в областном суде.
Большое внимание уделяется молодым судьям. Для улучшения и постоянного повышения уровня их работы на каждого молодого судью выделяются ментор и наставник. Работа по менторству и наставничеству проводится на постоянной основе.
Также в областном суде создан Консультативный совет, руководит работой которого председатель областного суда. На заседаниях обсуждаются проблемные вопросы по применению норм материального либо процессуального права.
Положительное влияние образовательной программы видно из статистики отмен и изменений. В целом проводимая работа носит комплексный и системный характер, что в итоге позитивно сказывается на качестве отправления правосудия.
- В рамках Плана нации важным шагом определено усиление стадии судебного контроля, предусматривающее расширение полномочий следственных судей по санкционированию следственных действий. Насколько успешно функционирует данный институт в судах вашего региона?
- Стоит напомнить, что институт следственных судей введен в УПК с 1 января 2015 года. На практике функция оперативного судебного контроля в большей степени заключается в применении мер процессуального принуждения - санкционировании содержания под стражей, продлении сроков содержания под стражей, наложении ареста на имущество, объявлении в международный розыск, принудительном помещении в медицинскую организацию для проведения экспертизы. Другие из перечисленных ч. 1 ст. 55 УПК действий на сегодняшний день не имеют широкого распространения на практике. С 1 января 2016 года следственные судьи рассматривают ходатайства органа досудебного расследования о санкционировании осмотра, обыска, выемки.
Атырауский областной суд ежеквартально проводит анализ рассмотрения следственными судьями ходатайств органа досудебного расследования о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей. В 2015 году в суды области всего поступило 593 ходатайства, рассмотрено 585, из которых удовлетворено 546, отказано по 39, отозвано восемь. В 2016 году поступило 1452 ходатайства, рассмотрено 1418, из которых удовлетворено 1374, отказано в 44 случаях, отозвано два ходатайства. В первом полугодии 2017 года поступило 912 ходатайств, рассмотрено 908 ходатайств, из них удовлетворено 887, частично отказано по 21, отозваны два ходатайства, возвращены два. Эти цифры говорят о том, что ежегодно почти в два раза увеличивается количество поступающих в суд ходатайств о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей.
Таким образом, в настоящее время институт следственных судей доказал свою эффективность на практике, что позволило повысить качественный уровень следствия, расширить применение мер пресечения, не связанных с содержанием под стражей, и подтвердить приверженность Казахстана международным стандартам в сфере прав человека.
Что касается дальнейшего развития данного института, то совершенствование судебного контроля, во-первых, должно быть направлено на упразднение процедур рассмотрения следственным судьей жалоб и ходатайств, во-вторых, на расширение полномочий следственных судей, регулирующих производство следственных действий, ограничивающих право граждан на личную неприкосновенность, а также гарантию выявлений и устранений нарушений на более ранних этапах производства по делу.
В настоящее время в связи с предстоящим кратным увеличением нагрузки следственных судей, а также в целях обеспечения их процессуальной независимости предлагается создание самостоятельных специализированных следственных судов.
В целом за два года функционирования институт следственных судей доказал свою состоятельность и эффективность. Лица, вовлеченные в орбиту уголовного преследования, активнее стали пользоваться своим процессуальным правом на обжалование решений, действий органа досудебного расследования и прокурора.
В рамках реформы предлагается дальнейшее расширение сферы судебного контроля, особенно по вопросам санкционирования процессуальных действий правоограничительного характера, включая негласные следственные действия (прослушивание, наблюдение, оперативное проникновение в жилые помещения и другие). Это позволит усовершенствовать судебную систему нашей страны согласно мировым стандартам.
- Верховным Судом большое внимание уделяется внедрению информационных технологий, способствующих повышению оперативности и доступности правосудия. Насколько сегодня суды Атырауской области оснащены техническими новшествами? Как, в целом, вы могли бы оценить важность внедрения информационных технологий в судах?
- Вы знаете, что информационная система Верховного Суда «ТӨРЕЛІК» позволила интегрировать все имеющиеся сервисы. Среди них - электронный архив судебных документов, внутренний портал, кадровая система, Интернет-ресурсы судов Call-центр сервисы по ознакомлению с судебными документами «Судебный кабинет», Форум «Талдау».
Одной из наиболее важных задач, поставленных Главой государства в Плане нации, стало обязательное внедрение аудиовидеофиксации всех судебных процессов. В Атырауской области все 46 залов судебных заседаний оснащены АВФ. Преимущества системы АВФ очевидны. Во-первых, аудиовидеофиксация судебных процессов в реальном времени дисциплинирует всех участников: судью гособвинителей, адвокатов, стороны. Во-вторых при возникновении спорных моментов не разрешенных в ходе процесса и вызвавших неудовлетворенность обе стороны могут обратиться к электронной записи, чтобы убедиться в своей правоте или неправоте. В-третьих система АВФ служит своего рода страховкой для судей и других лиц осуществляющих свои служебные полномочия на процессе в случае преднамеренного оговора или похожих ситуаций.
Если говорить о других технических новшествах, то в настоящее время запущен проект по направлению протоколов об административных правонарушениях уполномоченными госорганами в электронном виде посредством сервиса «Отправка административных дел» для рассмотрения по существу в местные суды.
С 17 июля действует рассмотрение заявлений о вынесении судебного приказа в электронном формате. Совместно с Комитетом уголовно-исполнительной системы внедрена возможность дистанционного отправления правосудия посредством видеоконференцсвязи.
Применительно к нашему региону в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» 10 сентября в области стартовал пилотный проект электронного уголовного судопроизводства, санкционирования производства выемки и меры пресечения в виде содержания под стражей в электронном виде.
В целом, для судебной системы внедряемые новшества означают упрощение процесса отправления правосудия, оптимизацию и автоматизацию судопроизводства, развитие информационных технологий, экономию бюджетных средств.
- Нельзя не отметить важное значение, уделяемое Верховным Судом республики взаимодействию со средствами массовой информации. Какую работу по повышению открытости судов и усилению взаимодействия со СМИ проводит Атырауский областной суд?
- Да, действительно, в вопросах обеспечения информационной открытости органов правосудия важнейшая роль принадлежит СМИ. Судейское сообщество планомерно и целенаправленно продвигается по пути гласности и открытости. Постоянно ведется работа по совершенствованию правового регулирования предоставления информации о судах, создана и успешно работает система пресс-служб в местных судах.
На сегодняшний день пресс-служба Атырауского областного суда ведет успешную работу по развитию взаимодействия со СМИ. Основной целью ее деятельности является формирование позитивного имиджа судов региона. Стоит отметить, что нашей пресс-службой регулярно организуются брифинги и пресс-конференции по наиболее значимым уголовным и гражданским делам.
Сегодня работа пресс-службы - одно из важных направлений организационного и информационного обеспечения деятельности судов, без которого невозможно утверждение авторитета судебной власти.
- С начала этого года в судах республики реализуется пилотный проект по применению досудебной медиации по отдельным категориям споров. Расскажите о его реализации судами области и в целом о том, какая работа проводится в регионе по внедрению примирительных процедур.
- С принятием Гражданского процессуального кодекса, действующего с 1 января 2016 года, существенно расширены возможности для примирения сторон. С момента вступления в силу ГПК судами Атырауской области активно внедряются примирительные процедуры при рассмотрении гражданских дел.
По инициативе областного суда в прошлом году во всех местных акиматах и «Доме Дружбы» при областном акимате открыты кабинеты медиации. Аналогичные кабинеты функционируют во всех судах области. В данное время в Атырауской области официально зарегистрированы и работают более 40 профессиональных и около 80 непрофессиональных медиаторов. Были подписаны Меморандумы о сотрудничестве между акиматом области и областным судом, Атырауским филиалом Союза судей и представительствами объединений медиаторов, а также Атырауским государственным университетом им. Х. Досмухамедова, Палатой предпринимателей, коллегией адвокатов области.
Работа, проведенная судами области, дает свои результаты. По итогам прошлого года суды региона заняли первое место среди судов республики по применению примирительных процедур, в этом году мы также имеем хорошие показатели. Так, только за семь месяцев этого года судами первой инстанции окончены с применением примирительных процедур 835 гражданских дел, что составляет восемь процентов от общего количества оконченных производством дел, из них с утверждением мирового соглашения - 181, медиативного - 633, партисипативного - 21. В результате применения примирительных процедур истцам из бюджета возвращена уплаченная ими государственная пошлина, в общей сложности превысившая сумму в 100 млн тенге.
- Какие задачи предстоит реализовать судам области в ближайшие годы?
- На расширенном совещании судей по итогам отправления правосудия в первом полугодии 2017 года, которое транслировалось в Интернете в онлайн-режиме, председатель Верховного Суда РК Кайрат Мами, отметив прогрессивность проведенных в рамках Плана нации реформ, обозначил ряд дальнейших приоритетных задач, стоящих перед судейским сообществом, в том числе правильный отбор и повышение квалификации судей. В этой связи следует отметить изменения, внесенные в Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 15 июня 2017 года, согласно которым судьей может быть гражданин Казахстана, достигший возраста 30 лет, имеющий высшее юридическое образование, высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию, не менее пяти лет стажа работы в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) судьи, прокурора, адвоката или не менее десяти лет стажа работы по юридической профессии, успешно прошедший годичную стажировку в суде и получивший положительное заключение пленарного заседания суда по итогам стажировки. Участники конкурса на должность судьи после подачи документов должны получить заключения Совета по взаимодействию с судами и пленарного заседания областного суда. После прохождения всех этапов кандидатуры на должность судьи рассматриваются на заседании Высшего Судебного Совета.
В Атырауском областном суде действует комиссия по отбору лиц для прохождения стажировки кандидатами в судьи, за время действия более жестких требований отбора кандидатов в судах области прошли годичную стажировку с отрывом от основного места работы пятеро кандидатов, однако положительное заключительное получили лишь трое.
Следует отметить не только ужесточение требований закона к отбору на должность судьи, но и повышение требований к профессиональной пригодности действующих судей. Так, в соответствии со ст. 30-1 Конституционного закона о судебной системе и статусе судей по результатам одного года работы в отношении судьи проводится оценка профессиональной деятельности. Результаты работы судьи по истечении годичного срока рассматриваются на заседании Квалификационной комиссии Судебного жюри и по представлению председателя Верховного Суда вносятся на утверждение Высшим Судебным Советом.
В последующем оценка профессиональной деятельности судьи проводится через каждые пять лет. Судьи, имеющие 20 и более лет судейского стажа, от периодической оценки профессиональной деятельности освобождаются. Решение квалификационной комиссии жюри о несоответствии в силу профессиональной непригодности является основанием к освобождению от занимаемой должности. Как видим, стать судьей и быть судьей совсем непросто.
Что касается других реализуемых задач, то в настоящее время продолжается воплощение в жизнь 26-го шага Плана нации о сокращении участия прокурора в гражданском процессе. В Атырауской области удельный вес участия прокурора по гражданским делам составляет порядка десяти процентов от общего количества дел.
Законом от 11 июля 2017 года внесены значительные изменения в ГПК касательно участия прокурора в гражданском процессе. Так, если ранее прокурор обладал правом принесения протеста, то в настоящее время он приносит апелляционное ходатайство на решение суда, ходатайство -на определение суда. Участие прокурора за исключением указанных в законе обязательных категорий дел, возможно лишь в случае признания такой необходимости исключительно судом. В прежней редакции необходимость участия прокурора в суде могла быть признана и прокурором.
Таким образом, очевидно, что работа по реализации задач, поставленных Президентом перед судебной системой, успешно продолжается.