Вступительные взносы, зачем они нужны! (Инара Масанова, адвокат Алматинской областной коллегии адвокатов)

Вступительные взносы, зачем они нужны!

 

Инара Масанова,

адвокат Алматинской областной коллегии адвокатов

 

Выступление на Республиканской конференции делегатов коллегий адвокатов 14 октября 2017 года

 

Я бы хотела сконцентрировать свое короткое выступление на том, что обсуждаемый нами законопроект запрещает первоначальные взносы при вступлении в коллегию адвокатов и к чему это может привести. Кому-то может показаться, что это не очень важный момент, обсуждаемого законопроекта, но, по моему мнению, это очередное проявление неуместного вмешательства государства в деятельность адвокатских объединений, которое строжайше запрещено международными стандартами в области прав человека.

Согласно «Основным Положениям о роли адвокатов» (Приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке), государства-участники должны содействовать и обеспечивать надлежащую роль адвокатов, которая должна уважаться и гарантироваться правительствами при разработке национального законодательства и его применении, и должны приниматься во внимание как адвокатами, так и судьями, прокурорами, членами законодательной и исполнительной власти и обществом в целом.

Согласно п.16 «Основных положений о роли адвокатов» правительства должны обеспечить адвокатам: а) возможность исполнить все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства.

В концепции к законопроекту не было приведено заслуживающих внимания доводов, свидетельствующих о необходимости отмены первоначальных вступительных взносов. Все было построено, мягко говоря, на «слухах»! Так в концепции указывается: для адвокатов сохраняется обязанность уплаты ежегодных взносов, а также возможность уплаты добровольных взносов. Однако в целях открытия доступа в профессию адвоката новым лицам считаем необходимым исключить требование об уплате вступительных взносов. Подобные изменения не повлекут уменьшение поступлений в коллегию адвокатов. Поскольку исключение вступительных взносов поспособствует увеличению количества лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность и приумножению общей суммы членских взносов. Снятие данного барьера позволит увеличить количество адвокатов, что повысит конкуренцию между адвокатами и будет мотивировать адвокатов повышать свой профессиональный уровень. Данное обстоятельство повысит качество оказываемой юридической помощи.

Полагаем, что данный шаг не оправдан, так как никаким образом не отразится на реализации права каждого человека на квалифицированную юридическую помощь. Не стоит забывать о том, что

территориальные коллегии адвокатов - это некоммерческие, самофинансирующиеся организации, имущество которых формируется за счет взносов, в том числе и вступительных.

Большинство адвокатов нашей коллегии считает, что п

ервоначальный вступительный взнос, не является препятствием для вступления в ряды адвокатов. Внесение первоначального взноса при вступлении в коллегию предусмотрено действующим Законом РК «Об адвокатской деятельности», его размер устанавливает

Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов. При этом, в концепции умалчивается о том, что согласно действующему законодательству - молодые адвокаты могут быть освобождены от уплаты первоначального членского взноса

с условием обязательного осуществления адвокатской деятельности в сельском населенном пункте не менее трех лет. Кроме того, каждая коллегия адвокатов, принимая молодого адвоката, как правило, идет ему на встречу, разрешая оплачивать сумму вступительного взноса - частями, в течение полугода. Это вполне подъемная сумма, равная ежемесячной выплате по кредиту за хороший сотовый телефон, который, к слову сказать, молодой адвокат, в общем-то, как и любой молодой человек, имеет в обязательном порядке.

Общеизвестный факт, чтобы стать судьей в г.Алматы или в г.Астана, необходимо несколько лет проработать в регионе. Если молодой юрист хочет стать адвокатом не в отдаленном поселке (без вступительного взноса), а в городе Алматы, почему бы ему за это не заплатить? Вполне логично!

В связи с чем, полагаем, что разговоры о том, что молодые адвокаты лишены возможности вступления в коллегию адвокатов, так как не могут оплатить вступительный взнос, по меньшей мере, не соответствуют действительности.

Более того, наличие первоначального взноса, является одним из гарантов того, что в адвокатуру идут состоявшиеся юристы, имеющие не только определенный набор (диплом, трудовой стаж, лицензию и т.д.), но и жизненный опыт, квалификацию и интерес к данной профессии, которые просто необходимы в деятельности адвоката.

Немного изучив законы 10 постсоветских стран, регулирующие адвокатскую деятельность, в части взносов, могу проинформировать, что вступительный взнос есть в 3 странах, в Армении, Узбекистане и Казахстане. В других законах стран СНГ он просто не предусмотрен, запрет на его существование прописан только в новом казахстанском законопроекте.

Следует отметить, что в Украине закон предусматривает другие виды взносов, которые позволяют не задумываться о финансовой составляющей деятельности адвокатских объединений, например: 1) платы за сдачу квалификационного экзамена; 2) ежегодных взносов адвокатов на обеспечение реализации адвокатского самоуправления; 3) отчислений квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры на обеспечение деятельности Высшего квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры; 4) добровольных взносов адвокатов, адвокатских бюро, адвокатских объединений; 5) добровольных взносов физических и юридических лиц; 6) иных не запрещенных законом источников.

Закон Республики Таджикистан «Об адвокатуре» не предусматривает наличие вступительного взноса. Однако, ст.14 Закона устанавливает, что государство, органы исполнительной власти на местах (хукуматы) обеспечивают необходимыми помещениями для размещения всех адвокатур в удобных для граждан местах, близких к расположению судов. Помещения для размещения адвокатур предоставляются по низким ставкам арендной платы, не превышающих ставок установленных для судов, а также содействуют передаче в собственность коллегиям адвокатов занимаемых ими помещений, для размещения адвокатур.

Закон Республики Молдова «Об адвокатуре» в ст. 57 устанавливает: органы местного публичного управления: а) оказывают содействие в обеспечении адвокатских бюро пригодными для работы помещениями; б) в случаях необходимости предоставляют адвокатским бюро и объединениям адвокатов льготы, в том числе по арендной плате за используемые помещения.

То есть перед адвокатскими объединениями Таджикистана и Молдовы не стоит вопрос о приобретении помещений, стоимость которых составляет львиную долю траты поступлений.

В советское время, в Казахстане действовал похожий инструмент, обеспечивающий адвокатуру помещениями. С конца 1950-х годов, в начале 60-х годов в Казахской ССР начали строить для силовых структур и правоохранительных и судебных органов новые здания. Были построены здания для прокуратуры, МВД, органов юстиции и судов. Так в городе Алматы были построены здания Верховного суда (на пересечении ул.Советская и Чайковского), Министерства юстиции и Алматинского областного суда, в районных центрах строили здания районных судов, где получила помещения и адвокатура, такое положение просуществовало до развала Советского Союза. С получением независимости, адвокатов из судов выселили, не предоставив никаких помещений или средств на строительство или приобретение офисов, то есть адвокаты остались на улице. Президиумы областных коллегий самостоятельно вынуждены были выходить из сложившейся ситуации. Именно тогда возникла необходимость в ведении вступительных первоначальных взносов. В начале 2000 -х годов сумма взноса составляла 150 тыс. тенге, потом она повышалась в связи с инфляцией, сейчас эта сумма составляет около 450 тыс. тенге, т.е. 200 МРП.

Между тем именно на приобретение помещений и на ремонт существующих офисов тратятся «накопления» коллегий.

Как известно, одной из задач коллегии адвокатов, является материально-техническое и справочно-информационное обеспечение деятельности членов коллегии, то есть создание нормальных условий работы для адвокатов. Чтобы было понятно, из-за чего так переживают адвокаты, приведу некоторую статистику по нашей коллегии, которая в прошлом году отметила свое семидесятилетие:

В Алматинской областной коллегии адвокатов - 26 консультаций, 9 (34%) из них расположены в сельской местности (Панфиловская, Алакольская, Аксуская, Саркандская, Каратальская, Коксуская, Кербулакская, Текелийская, Ескельдинская), всего в коллегии - 406 адвокатов, 51 (12%) из них работает в сельской местности.

Согласно сведениям бухгалтерии Алматинской областной коллегии адвокатов за период с 1 января 2012 года по 31 августа 2017 года поступления по первоначальным взносам составили 45 538 000 тенге (за это время в коллегию вступило 198 человек и примерно такое же количество вышло из членства в коллегии. Расходы коллегии за этот же период составили 26 195 220 тенге. В расходы включены такие статьи, как приобретение оргтехники, текущий ремонт офисов юридических консультаций, в том числе в сельских регионах, укладка асфальта в ЮК в Талгаре и Талдыкоргане, приобретение мебели для ЮК Ескельдинского, Талгарского, Карасайского, Жамбылского, Илийского районов, а также приобретение помещения под офис ЮК Енбекшиказахского и Каратальского районов. Остаток средств составил 19 342 780 тенге.

Очевидно, что если бы у коллегии не было поступлений в виде вступительных взносов, в некоторых консультациях расположенных в сельских районах, коллегия не имела бы возможности создать для адвокатов нормальные условия работы, что отрицательно бы сказалось на количественном составе адвокатов, работающих в селах и поселках и соответственно, на доступность юридическом помощи для сельского населения.

В концепции указывалось, что отмена вступительных взносов необходима и для снижения финансового бремени для адвокатов. Однако, в последней версии законопроекта от 05.10.2017 года внесены изменения о введении дополнительных целевых взносов. Что это за взносы и зачем их вводят непонятно. Получается что мы, действующие адвокаты, в свое время оплатили так называемый вступительный взнос, а теперь помимо ежемесячных взносов, должны будем платить еще целевые взносы. Почему бы не ввести целевые взносы на содержание министерства юстиции?

Доводы концепции о том, что увеличение числа адвокатов, приведет к увеличению суммы поступлений ежемесячных членских взносов, что позволит коллегиям нормально существовать - просто абсурдна! Разработчики законопроекта видимо считают, что членские взносы поступают и копятся! Между тем каждая коллегия это постоянно действующий механизм, требующий постоянных вложений! Существуют расходы, которых невозможно избежать, и расходы это очень объемные и существенные:

1. Необходимо печатать в типографии бланки ордеров (платные и бесплатные), бланки договоров (на казахском и русском языках), бланки отчетов, бланки статотчетов, удостоверения адвокатов и т.д.

2. Банковские расходы, расходы на приобретение бухгалтерской документации.

3. Содержание административного и технического персонала, куда входят командировочные расходы.

4. Оплата налогов.

5. Приобретение литературы.

6. Аренда, коммунальные платежи, телефон, интернет и т.д.

7. Социальная помощь адвокатам и их семьям (в случае болезни и смерти).

Соответственно увеличение количества адвокатов ведет к прямо пропорциональному увеличению расходов коллегии, ни о каких накоплениях, которые можно использовать на улучшение условий работы для адвокатов, при таких условиях говорить не приходится.

Почему мы так ратуем за сохранение вступительного взноса, потому что поступления в виде вступительных взносов гарантирует территориальным коллегиям возможность решать насущные «глобальные» проблемы коллегии, приобретение офисов, создание нормальных условий работы для адвокатов, особенно в сельских регионах. При отсутствии офиса адвокаты вынуждены будут обходиться своими силами, принимать на скамейке около здания суда или у себя дома. Или нести дополнительные финансовые затраты, снимая офис самостоятельно. Кроме того, это на наш взгляд потенциально может повлиять на необходимость увеличения ежемесячных членских взносов для того, чтобы содержать коллегию. Тогда о каком снижении финансового бремени может идти речь?

Мое личное мнение, вступительные взносы необходимо сохранить.

При обсуждении проекта закона, некоторые адвокаты высказывали различные предложения по данному вопросу, весьма разумные и заслуживающие внимания. Так в частности Сергеем Сизинцевым было высказано предложение о том, что взносы можно сохранить для молодых адвокатов, которые желают осуществлять свою деятельность в юридических консультациях, что позволит ему пользоваться всем тем, что данная консультация имеет: офис, техника, и т.д. При этом остается возможность выплачивать этот взнос помесячно. Те же, кто хочет осуществлять свою деятельность индивидуально или в рядах адвокатской конторы, от вступительных взносов освобождаются и соответственно, самостоятельно обеспечивают себя офисным помещением, оргтехникой, литературой и т.д. Если же по истечении какого-то времени, этот адвокат захочет осуществлять свою деятельность в консультации, то ему будет необходимо оплатить взнос в полном размере. Также господином Сизинцевым было озвучено предложение об отмене вступительного взноса для тех, кто переводится с одной коллегии в другую.

Это предложения, с которым можно не согласиться или наоборот поддержать, но разработчик должен прислушаться к мнению адвокатов и конструктивно вести диалог с адвокатурой.

Для меня лично, как и для многих коллег непонятно, что за особое отношение к некоммерческим организациям в виде коллегий адвокатов? Ведь трудно представить, что можно запретить любой другой организации делать то, что никоим образом никого кроме членов этой организации не касается. Но адвокатов решили зарегулировать, даже в части взносов! Адвокатура не получает от государства никакого финансирования, и даже помощи в виде предоставления помещений, как в некоторых странах СНГ, мы не просим особых условий для себя, мы просим дать нам возможность осуществлять свою деятельность без вмешательства и необоснованных ограничений!

Уважение и понимание роли адвокатов, это как раз то, чего так не хватает законопроекту и его разработчикам. Адвокаты не оппозиционеры для органов юстиции, мы часть механизма, без которой он не будет работать!

Надеюсь, что нас услышат! Спасибо за внимание!

Верховный суд Актау Актобе Алматы Армения Казахстан Кызылорда Молдова Нур-Султан Нью-Йорк Семей Таджикистан Талгар Талдыкорган Узбекистан Украина
Следите за новостями zakon.kz в: