Соразмерно общественной опасности
Ербол Кулбаев,
и.о. прокурора Бостандыкского района г. Алматы
В целях практического исполнения Плана нации, инициированного Главой государства, Генеральной прокуратурой проводится работа по реформированию уголовного процесса и совершенствованию иных аспектов правоохранительной деятельности.
На сегодня усилиями органов прокуратуры благополучно реализуются задачи, поставленные Главой государства в рамках Плана нации «100 конкретных шагов». В рамках исполнения поручений Главы государства проделана большая работа по модернизации уголовного законодательства, в частности, проводится реформа по повышению уровня защиты граждан в уголовном процессе и снижению его репрессивности.
Новый этап модернизации ориентирован на соответствие международным стандартам в сфере уголовного преследования.
Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в соответствии с Концепцией правовой политики РК на период с 2010 до 2020 годы было пересмотрено с целью создания оптимальной модели судопроизводства. Концепция предусматривала введение новых институтов, направленных на дальнейшее последовательное развитие основополагающих принципов защиты прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве.
Принятие в июле 2014 года новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, вступивших в действие с января 2015 года, и двухлетняя практика их действия подтвердила правильность начатых реформ. Новый порядок производства по уголовным делам направлен на неукоснительное обеспечение защиты от необоснованного обвинения и осуждения, от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, в случае незаконного обвинения или осуждения невиновного - его незамедлительную и полную реабилитацию, а также на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений, формирование уважительного отношения к праву, развитие принципа состязательности сторон обвинения и защиты в уголовном процессе.
Изучение международного законодательства, рекомендаций зарубежных экспертов и действующей практики позволяет сделать вывод о том, что в целях улучшения рейтинга Казахстана в Индексе верховенства права в уголовном правосудии необходимо предпринять дополнительные меры по совершенствованию уголовного процесса по пяти ключевым направлениям.
Первое - повышение уровня защиты прав и свобод человека в уголовном процессе. Содержание под стражей как самая суровая мера пресечения должна носить исключительный характер и применяться лишь тогда, когда другие меры пресечения использовать невозможно. Важным фактором должна являться ее соразмерность высокой общественной опасности совершенного преступления. По преступлениям, по которым объектом посягательств являются сфера экономической деятельности, применение содержания под стражей является нецелесообразным. Данное ограничение не должно распространяться на преступления, совершаемые преступными группами и преступными сообществами, и другие исключительные случаи.
Ограничение свободы человека является одним из серьезных вмешательств в его конституционные права. Сегодня человека можно задержать без санкции суда на 72 часа. Этот срок не менялся с 1959 года. За это время способы и методы сбора доказательств значительно усовершенствованы.
В связи с этим срок доставления человека к судье для проверки законности его задержания и решения вопроса о применении к нему меры пресечения следует сократить. Оптимальным видится доставление в течение 48-ми часов с использованием оставшегося до истечения 72-часового предусмотренного Конституцией срока для судебных процедур, в т.ч. связанных с проверкой обоснованности подозрения, и возможностью немедленного освобождения задержанного из-под стражи при отказе судьи в даче санкции. Только в исключительных случаях, перечень которых должен быть законодательно ограничен, доставление к следственному судье может превышать 48 часов.
Сегодня задержание все еще воспринимается гражданами как средство оказания давления с целью получения признательных показаний. Поэтому порядок ограничения основных прав человека должен быть усовершенствован и максимально приближен к лучшим мировым практикам.
Следует исключить случаи, когда органы расследования, не найдя подтверждения вины по расследуемому событию, начинают в рамках того же уголовного дела искать улики о совершении лицом других криминальных деяний с целью привлечения человека к уголовной ответственности любой ценой, чтобы не прекращать дело по реабилитирующим основаниям и не нести должностной ответственности за необоснованное уголовное преследование. Нужно законодательно запретить сбор доказательств, выходящих за пределы расследуемого деяния.
Второе - повышение состязательности уголовного процесса, прежде всего за счет расширения процессуальных возможностей адвокатов. Сегодняшний перечень полномочий адвокатов не позволяет им в полной мере качественно представлять интересы их подзащитных. Поэтому для повышения состязательности предлагается наделить их более широкими полномочиями по сбору доказательств, включая непосредственное обращение в суд с ходатайством о производстве следственных действий (за исключением негласных следственных действий).
Третье - упрощение процедур расследования и обеспечения экономичности процесса. Сегодня расследование уголовных дел по-прежнему является сложным и финансово затратным процессом, особенно это касается уголовных проступков. Указанные деяния были перенесены из КоАП. Однако затраты на их расследование зачастую несоразмерны со степенью их общественной опасности.
В связи с этим производство по ним должно быть максимально упрощено. Это возможно за счет создания особого порядка расследования уголовных проступков, по аналогии с административным производством.
На расследование дел небольшой тяжести также затрачивается много времени. Поэтому видится целесообразным использовать элементы приказного производства, которые эффективно применяются в Эстонии.
Четвертое - дальнейшее расширение судебного контроля над досудебной стадией. План нации предусматривает поэтапную передачу следственным судьям полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека.
Поэтому очередным шагом по обеспечению баланса между обвинением и защитой в судах должна стать передача в компетенцию суда санкционирования негласных следственных действий и принудительного освидетельствования.
Пятое - исключение дублирования и четкое распределение полномочий между органами досудебного расследования, прокуратурой и судом. Сегодня прокурор и судья могут санкционировать залог и принудительное получение образцов. В связи с этим предлагается полномочия по санкционированию залога и принудительного получения образцов передать исключительно суду.
В целом реформа ориентирована на реализацию задач по укреплению защиты прав человека в уголовном процессе, повышению состязательности сторон, расширению судебного контроля, а также исключению дублирования и четкому распределению полномочий между органами расследования, прокуратурой и судом.