В соответствии с мировыми стандартами
Р. Алчинбаев,
председатель Жамбылского областного суда
Судебная система в Республике Казахстан очень активно реформируется. Перспективы развития правосудия Казахстана напрямую связаны с программными установками Главы государства, который уделяет внимание развитию судебной системы страны в направлении построения в Казахстане развитого правового государства, предполагающего наличие сильной судебной системы, деятельность которой соответствует самым высоким мировым стандартам.
В рамках исполнения поручений Главы государства проделана большая работа по модернизации уголовного законодательства и совершенствованию правоприменительных, материально-технических и других составляющих деятельности судебной системы страны.
Совершенствование уголовного процесса является непрерывным и обязательным процессом, направленным на его улучшение и повышение качества отправления правосудия, который переживают все государства без исключения. Для выработки эффективных подходов к уголовному судопроизводству в республике создана Межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли первые руководители Верховного Суда, Министерства юстиции, правоохранительных и специальных органов.
В проекте Закона по реформированию уголовного процесса и совершенствованию иных аспектов правоохранительной деятельности с учетом опыта европейских государств, основное внимание уделено реализации задач по укреплению защиты прав человека в уголовном процессе, повышению состязательности сторон, расширению судебного контроля, исключению дублирования и четкому распределению полномочий между органами расследования, прокуратурой и судом.
В частности, подвергаются изменению в сторону сокращения сроки процессуального задержания лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения. Срок задержания лица за совершение преступления без санкции суда предлагается сократить с 72 до 48 часов, а в отношении несовершеннолетних - до 24 часов.
В исключительных, конкретно указанных случаях допускается задержание без санкции суда до 72 часов. Это при задержании лица по подозрению в совершении особо тяжкого преступления, террористического или экстремистского преступления, в совершении преступлений в ходе массовых беспорядков, в составе преступной группы, тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, умышленных преступлений, повлекших смерть человека, и при невозможности обеспечить своевременное доставление лица к следственному судье вследствие отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, а также в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации.
Сокращение срока задержания во многом продиктовано необходимостью усовершенствования порядка ограничения основных прав человека и приближения его к лучшим мировым практикам. Такой подход в значительной мере позволит снизить риски использования задержания как средства давления и принуждения для сбора доказательств, подкрепляющих обвинение.
Значительно расширен судебный контроль путем практического введения в действие полностью себя оправдавшего института следственного судьи, и в этой связи передачи от прокуратуры судам права санкционирования большего числа важнейших процессуальных следственных действий, уведомления лица о проведенных в отношении него негласных следственных действиях, прежде всего санкционирования содержания под стражей и др.
Предлагается также передать суду функции по санкционированию принудительного освидетельствования, получения образцов, применения залога.
В проекте закона устанавливаются нормы, дающие право лицу, в отношении которого проводились негласные следственные действия, обратиться в суд с заявлением о признании проведения этих действий незаконными и возмещении причиненного ущерба (при наличии такового). Это можно сделать в течение 15 дней с момента уведомления о проведенных в отношении него негласных следственных действиях.
Согласно проекту закона орган, ведущий уголовное расследование, напрямую может обратиться в суд с ходатайством о санкционировании эксгумации и запрета на приближение. Срок рассмотрения судами таких ходатайств проектом закона сокращен с трех суток до 24 часов.
Понимая, что все это потребует дополнительного времени и усилий со стороны соответствующих судей, призванных осуществлять указанную функцию, полагаем необходимым поддержать идею о создании специальных следственных судов в административно-территориальных центрах страны.
Другим приоритетным направлением является вопрос повышения уровня защиты прав граждан, который выражается в расширении перечня оснований, по которым мера пресечения в виде содержания под стражей не применяется, в первую очередь по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности.
Должна быть исключена практика сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого события. Доказывание должно производиться только по уголовным правонарушениям, по которым начато досудебное расследование в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке. При обнаружении другого факта он должен быть зарегистрирован в ЕРДР как новое правонарушение, и только после этого данный факт может быть объединен в рамках одного досудебного расследования, начатого ранее.
Это позволит искоренить случаи дополнительного сбора улик по любым другим, относящимся к данному лицу действиям при отсутствии доказательств по расследуемому событию.
В свете обеспечения верховенства права особую актуальность приобретают вопросы повышения состязательности уголовного процесса, в частности в сфере расширения процессуальных возможностей адвокатов. Сегодня перечень полномочий адвокатов не позволяет им в полной мере качественно представлять интересы их подзащитных.
С учетом приоритетности вопроса реализации принципа состязательности предусматриваются механизмы по наделению адвокатов расширенными правами по сбору доказательств, в том числе созданию условий непосредственного обращения в суд с ходатайством о производстве необходимых следственных действий. Таким образом, адвокат, как и сторона обвинения, не будет зависеть от лица, осуществляющего досудебное производство, при инициировании проведения определенных следственных действий, которые, по его мнению, являются необходимыми.
В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства орган, ведущий уголовный процесс, должен проверить все заявления о невиновности или меньшей степени виновности. Поэтому особенно важным является укрепление объективности уголовного процесса с начала досудебной стадии, где стороне защиты отводится важная роль.
Исследование всех имеющих значение для дела доказательств как стороны обвинения, так и стороны защиты до направления дела в суд способствует обеспечению защиты прав граждан, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства. Данные поправки предоставляют адвокатам равные права со стороной обвинения в получении информации, доступе к материалам уголовного дела, обмене информацией о доказательствах.
Упрощение производства по уголовным проступкам - еще одно направление реформы, включая введение приказного производства. Основной его целью является искоренение необоснованной усложненности и заволокиченности уголовного судопроизводства по уголовным проступкам и преступлениям небольшой тяжести.
Приказное производство предполагается применять при наличии следующих оснований:
- когда собранными доказательствами установлен факт уголовного проступка или уголовного правонарушения небольшой тяжести и совершившее его лицо, подозреваемый не оспаривает доказательства совершенного им уголовного правонарушения, доказанность вины, согласен с квалификацией его действий, размером причиненного ущерба,
- санкция совершенного уголовного правонарушения одним из видов основного наказания предусматривает штраф,
- подозреваемый, гражданский ответчик заявили ходатайство, а потерпевший и гражданский истец выразили согласие на рассмотрение дела в порядке приказного производства без исследования доказательств, их вызова в суд.
Приказное производство не должно применяться в отношении невменяемых, несовершеннолетних или лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования, и лиц, к которым в качестве обязательного дополнительного наказания могут быть применены конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, выдворение за пределы Республики Казахстан.
Такие дела подлежат завершению с направлением в суд в течение пяти суток, рассмотрению в суде в течение трех суток без проведения судебного заседания.
Анализ судебной практики отправления правосудия судами области за девять месяцев 2017 года показывает, что судьями из числа рассмотренных 1166 уголовных дел в отношении 1338 лиц прекращены производством 667 дел в отношении 744 лиц, из них в порядке медиации - 267 дел в отношении 267 человек, освобождены от ответственности 14 лиц, в отношении 30 вынесены оправдательные приговоры, в согласительном производстве рассмотрено 81 дело в отношении 97 человек, в сокращенном порядке - 341 дело в отношении 383 человек.
С введением в действие данного закона, несомненно, повысится качество досудебного расследования, отправления правосудия и уровень защиты прав граждан, значительно сократятся сроки уголовного процесса, еще более укрепится состязательность процесса. За счет этого в Казахстане будет сформирована модель уголовного процесса, основанная на высоких правозащитных стандартах.
В целях разъяснения реформ судьи судебной коллегии по уголовным делам Жамбылского областного суда в сентябре провели встречи с судьями Шуского и Мойынкумского районов, в рамках которых рассказали об особенностях проводимой работы. Также планируется проведение аналогичных встреч в других судах.
В целях внедрения цифровых технологий в уголовное судопроизводство, повышения его прозрачности, сокращения сроков уголовного процесса, а также оптимизации затрат на бумажный документооборот в августе т.г. Верховным Судом, Генеральной прокуратурой, Министерством финансов, Министерством внутренних дел, Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции подписан Совместный приказ о создании межведомственной рабочей группы и внедрении пилотного проекта «Электронное уголовное дело».
В Жамбылской области проект стартовал 15 августа, должен быть завершен 25 декабря этого года.
На сегодняшний день можно смело утверждать, что все сотрудники судов Жамбылской области и судьи, рассматривающие материалы, связанные с санкционированием меры пресечения в виде содержания под стражей, выемки и другие, предусмотренные ч. 1 ст. 55 УПК РК, обучены особенностям их регистрации, распределения и рассмотрения. Наряду с этим сотрудниками Департамента осуществлен выезд в Жуалынский, Жамбылский, Байзакский районные суды, суд № 2 г. Тараза, где впервые в Казахстане апробировано электронное санкционирование следственных действий.
Первые по республике электронные материалы в части санкционирования судом выемки и избрания меры пресечения в виде содержания под стражей рассмотрены 16 августа т.г. Жуалынским районным судом, которые, можно сказать, дали старт данному электронному проекту. Так, материал по уголовному делу в отношении гр. М. в части выемки поступил в Жуалынский районный суд 16 августа в 18 час. 48 мин., а в 19 час. 22 мин. - рассмотрен судом. То есть на его рассмотрение было затрачено всего 36 минут.
Анализ рассмотрения указанного материала показал, что все процессуальные документы, начиная с заявления в РОВД, всех процессуальных действий и до сопроводительного письма о направлении в суд, имеются в данной электронной карточке. При этом значительно экономится время сотрудника канцелярии из-за отсутствия необходимости сканирования документов материала и с учетом того, что сроки рассмотрения считаются с момента регистрации судом, это дает возможность судье более тщательно ознакомиться с материалами, что, безусловно, положительно отражается на качестве вынесенного судебного постановления.
Кроме того, после вложения постановления суда и наложения на него электронной цифровой подписи данное постановление автоматически направляется в информационный сервис ЕРДР, что исключает необходимость направления копии постановления в бумажном виде в адрес следователя и прокурора.
С начала пилотного проекта до настоящего времени судами в электронном формате рассмотрено 107 ходатайств, из них санкционировано содержание под стражей подозреваемого - 71 материал, продление срока содержания под стражей подозреваемого - пять материалов, арест на имущество - два материала, санкционирование обыска - пять материалов, санкционирование выемки - 14 материалов. Количество рассмотренных в электронном формате уголовных дел составляет 33.
За короткий срок реализации пилотного проекта он уже показал все преимущества ведения электронного уголовного дела, такие как: оперативность, прозрачность, экономия времени, человеческих ресурсов и бюджетных средств, а самое главное, все это происходит при строгом соблюдении прав и интересов участников уголовного процесса на всех его стадиях, что, в свою очередь, сформирует положительное к нему отношение со стороны общественности.