Проект нового налогового кодекса РК предполагает льготы по налогообложению для некоммерческих организаций (А. Джанабаева)

Проект нового налогового кодекса РК предполагает льготы по налогообложению для некоммерческих организаций

 

Как известно, 1 ноября текущего года прошло пленарное заседание палат казахстанского парламента, где должны были обсуждаться вопросы по изменению налогового законодательства. В частности, обсуждались изменения, касающиеся налогообложения некоммерческого сектора. Конечно, еще предстоит пройти оставшиеся процедуры принятия, но представители НПО считают, что их пожелания в этот раз были учтены.

Исполнительный директор ОО «Формирование налоговой культуры» Наталья Янцен, участник рабочей группы, согласилась прокомментировать результаты обсуждения законопроекта.

- Наталья, были ли вам и другим участникам на заседаниях рабочей группы предоставлены курирующими ведомствами (Министерство национальной экономики и Комитет государственных доходов Министерства Финансов РК - Прим.ред.) какие-либо расчеты по эффективности изменений в законопроекте? Сколько дополнительных средств пополнят казну и сколько НКО придется вносить корректировки в свои бюджеты?

- К сожалению, я не владею такой информацией. На заседаниях рабочей группы по рассмотрению проекта Налогового кодекса она представлена не была и где-то в открытом доступе я также не видела этой информации. Скорее всего, что расчеты имеются, но видимо разработчики не считают нужным представлять их общественности.

- Будем надеяться, что расчеты все - же будут опубликованы, ведь вопрос финансов - всегда актуален.

Перейдем к собственно изменениям. С января 2016 года выплаты за счет средств грантов кроме оплаты труда подлежали налогообложению, как доход физического лица. Останется ли эта норма в обсуждаемом законопроекте?

- В проекте Налогового кодекса РК отсутствовала норма по освобождению от ИПН выплат за счет средств грантов, кроме оплаты труда.

Данное освобождение было в предыдущих Налоговых кодексах 2002 г. и 2009 г. (пп.11 п.1 ст.156) и, начиная с 2002 года, активно использовалось в социальной деятельности некоммерческих организаций.

Однако недавно выяснилось, что данная норма прекратила свое действие с 1 января 2016 года: полтора года назад она была включена во все базы данных нормативных актов, но ее убрали уже в августе 2016 года. Соответственно, весь сектор некоммерческих организаций, ничего не подозревая, пользовался данной льготой и в одночасье оказался под угрозой штрафных санкций.

Но мы нашли понимание по этой ситуации с депутатами Мажилиса, в частности, нам очень активно помогала депутат Мажилиса Парламента РК Меруерт Казбекова, она же и подавала поправки, и с ее помощью мы пришли к соглашению с представителями Министерства национальной экономики и Комитета государственных доходов Министерства финансов. Поправку вынесли на республиканскую бюджетную комиссию, предварительно получив информацию по полученным грантам от г-жи Галиевой из Министерства по делам религий и гражданского общества, которая позволила сделать расчеты по потерям бюджета, а также получили положительное заключение РБК, и поправка благополучно вошла в законопроект.

Причем льготу включили в действующий Налоговый кодекс, восстановив ее с января 2016 года, также она присутствует и в проекте Налогового кодекса и Законе о введении в действие Налогового кодекса.

- Стоит ли ожидать подобного ослабления налоговой нагрузки на НКО по так называемым «зарплатным» налогам?

- Никаких послаблений налоговой нагрузки по зарплатным налогам у некоммерческих организаций дополнительно, по сравнению в действующим Налоговым кодексом, в новой редакции не предусмотрено. Однако у некоммерческих организаций имеется льгота по освобождению от социального налога оплаты труда за счет средств гранта. Эту льготу в проект нового Налогового кодекса изначально не включили.

Данное освобождение было в предыдущих Налоговых кодексах 2002г. и 2009г. (пп.1 п.2 ст.357) и, начиная с 2002 года, активно использовалось в социальной деятельности некоммерческих организаций, что позволяло направлять средства в виде 6% (за минусом социальных отчислений) социального налога с заработной платы работников НПО за счет средств грантов на общественно-полезные цели и задачи проектов.

НПО предлагали восстановить льготу по социальному налогу в проекте Налогового кодекса. Соответствующая поправка была внесена депутатом Казбековой, в результате чего льготу удалось отстоять, и в варианте Налогового кодекса по итогам 2-го чтения она есть.

- Насколько мне известно, при обсуждении также поднимался вопрос налогообложения курсовой разницы. Были ли учтены пожелания при этом некоммерческого сектора в новой редакции?

- Проект Налогового кодекса содержит норму по исключению из доходов некоммерческих организаций дохода по превышению положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы, возникшей по размещенным на депозите денежным средствам, в том числе по вознаграждениям по ним.

В течение налогового периода некоммерческая организация получает различные безвозмездные средства (благотворительная и спонсорская помощь, гранты, членские взносы), в том числе и в иностранной валюте. Согласно Международных стандартов финансовой отчетности, по этой валюте в течение года образуется курсовая разница, но так как она никак не связана с предпринимательством (поскольку НПО полностью тратит все полученные валютные средства по бюджетам и отчитывается перед донорами в валюте), эта курсовая разница не является фактически полученными средствами, которыми можно распорядиться, расчетной величиной.

Мы поднимали вопрос о расширении льготы на всю возникающую по безвозмездным поступлениям НПО курсовую разницу.

Однако со стороны правительства по поводу всех поправок, касающихся курсовой разницы было получено отрицательное решение и согласовать освобождение от КПН доходов от курсовой разницы для НПО, к сожалению, не удалось.

- Какие, на ваш взгляд, нормы необходимо еще прописать в налоговом законодательстве?

- Для развития некоммерческого сектора, на мой взгляд, необходимо освободить от ИПН выплаты (кроме оплаты труда) за счет любых безвозмездных поступлений НПО, а не только за счет средств грантов. Ведь этот ИПН платится при реализации благотворительных мероприятий с доходов физических лиц, участвующих в них в качестве участников, экспертов, спикеров, при сопровождении больных детей на поездку на лечение, операцию и т.д. Некоммерческая организация не платит ИПН с таких расходов, если они произведены за счет средств грантов, но при этом оплачивает его, если средства получены за счет благотворительной и спонсорской помощи.

Также нормы Налогового кодекса не стимулируют развитие благотворительности в Казахстане. Практика развития благотворительности в мире основана на финансовых стимулах, когда государство «делится» с гражданами и бизнесом своей ответственностью по развитию благотворительности, позволяя им снижать налоги за счет благотворительности.

Иностранные государства сознательно недополучают налоги от граждан и бизнеса, которые занимаются благотворительностью, чтобы эта часть общественных отношений регулировалась ими самостоятельно.

В Казахстане финансовые стимулы на развитие благотворительности полностью отсутствуют в отношении граждан и субъектов малого бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы. Для компаний, работающих в общеустановленном налоговом режиме имеются небольшие стимулы, которые не оказывают существенного влияния на развитие благотворительности, так как по сути ими воспользоваться могут только крупные компании.

Для остальных субъектов стимул настолько несущественен, что им пользоваться неэффективно. В итоге благотворительность за все годы независимости Казахстана так и не стала обыденным явлением нашей жизни, как это происходит в развитых странах.

 

Асель Джанабаева.

 

Следите за новостями zakon.kz в: