Повышая уровень защиты граждан
Линара Сактаганова
Проект закона о модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности является продолжением проводимой уголовной политики в стране. Поправки направлены на повышение уровня защиты граждан в уголовном процессе и снижение его репрессивности, повышение состязательности уголовного процесса, прежде всего, за счет расширения процессуальных возможностей адвокатов.
Такое мнение было озвучено разработчиками законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности» в ходе его презентации в Мажилисе Парламента РК.
Как сообщалось, проект закона внесен на рассмотрение Парламента в порядке законодательной инициативы Президента РК и предусматривает поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, а также законы «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О прокуратуре».
Открывая работу заседания, председатель Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Нурлан Абдиров отметил особую важность документа.
- Это особенный законопроект, поскольку он инициирован Главой государства и затрагивает серьезные аспекты жизнедеятельности государства, потому что это сфера правоохраны, судебного рассмотрения, где конфликтность, по определению, достаточно высокая. В то же время законопроект вносит целый ряд позитивных изменений, потому что открывает дорогу дальнейшему развитию состязательности сторон, позволяет обеспечить объективность расследования, сохранение тех доказательств, которые собираются в процессе рассмотрения, досудебного производства. Проект закона дает возможность судье услышать все доводы сторон процесса и принять наиболее объективное решение. Кроме того, многие механизмы упрощаются через использование возможностей электронных технологий, - проинформировал глава Комитета.
С основными новеллами законопроекта мажилисменов ознакомил заместитель Генерального прокурора РК Марат Ахметжанов. В своем выступлении он особо отметил актуальность мер по совершенствованию уголовного процесса.
- У каждого периода времени есть свои требования. Меняется общество и уголовный процесс также. Ежедневно возникают новые вызовы. Летом был принят закон. Основная его концепция - совершенствование правоохранительной деятельности и защита бизнеса. Также проведена гуманизация ряда преступлений, декриминализированы отдельные экономические деяния. К примеру, лжепредпринимательство. Все это есть в практике развитых странах. Особенно в странах ОЭСР. У них и новые технологии, и цифровизация. Все это направлено на защиту прав человека, и мы к этому стремимся, внедряем положительную практику, - подчеркнул М. Ахметжанов.
По информации разработчиков, проект закона содержит пять ключевых компонентов, направленных на усиление уровня защиты прав человека, повышение состязательности сторон, расширение судебного контроля, упрощение процедуры расследования, а также исключение дублирования и четкое распределение полномочий между органами следствия, прокуратурой и судом.
Одним из немаловажных моментов проекта закона является сокращение срока задержания с 72 до 48 часов, а для несовершеннолетних - до 24 часов. Прежде всего, как отмечалось, вопрос ограничения свободы человека является одним из серьезных вмешательств в его конституционные права, а принятие данной меры соответствует международным стандартам всех развитых стран. Наряду с этим сокращение срока предполагает исключение высоких рисков давления и пыток со стороны следствия.
Вместе с тем срок задержания на 72 часа все еще будет применяться, но только за совершение террористических или экстремистских преступлений, массовых беспорядков, незаконный оборот наркотиков, преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также умышленных деяний, повлекших смерть, и других особо тяжких преступлений. Более того, данная мера будет применена в случаях, затрудняющих возможность доставки задержанного к судье вследствие отдаленности и отсутствия путей сообщения либо при чрезвычайном положении.
Второй, не менее значимой новеллой является передача всех санкций в уголовном процессе суду.
- Это установка Плана нации. Сегодня почти все санкции находятся у суда. Осталось лишь четыре, которые мы забираем у прокуратуры и отдаем суду - это залог, освидетельствование, получение образцов и негласные следственные действия. Через прокурора в суд будут идти только три санкции - взятие под стражу, домашний и экстрадиционный аресты. Они наиболее чувствительны для людей, тут упрощать нельзя. Эти санкции будут рассматриваться с обязательным проведением судебного заседания, - уточнил М. Ахметжанов.
Немаловажным критерием повышения защиты конституционных прав человека призвано стать извещение граждан о проведении в отношении них негласных следственных действий.
- Тем, кого прослушивали, за кем следили, органы расследования будут сообщать об этом, чтобы они могли подать в суд, если это осуществлялось необоснованно. Такого права у наших граждан ранее никогда не было, - отметил спикер.
Проектом закона предлагается также закрепить нормы, направленные на снижение давления на бизнес. Так, ограничены основания для санкционирования ареста по экономическим преступлениям. Как подчеркнул заместитель Генерального прокурора, это не коснется рейдерства, подделки денег, контрабанды, финансовых пирамид и ОПГ.
С учетом приоритетности вопроса реализации принципа состязательности предлагается значительно расширить полномочия защитников. Предусматриваются механизмы по наделению адвокатов расширенными правами по сбору доказательств, в том числе созданию условий непосредственного обращения в суд с ходатайством о производстве необходимых следственных действий, в том числе осмотров, обысков, эксгумации и других действий.
Еще одно направление реформы - упрощение производства по уголовным проступкам, очевидным и незначительным преступлениям, включая введение приказного производства. Основная его цель - искоренение необоснованной усложненности и заволокиченности уголовного судопроизводства по уголовным проступкам и преступлениям небольшой тяжести.
- Если человек признает свою вину, доказательств достаточно, согласен со штрафом, и никто не возражает, в таких случаях применяется приказное производство. Срок рассмотрения дел об уголовных проступках, включая приговор суда, будет составлять до шести суток. А по нетяжким преступлениям следствие будет завершаться за пять суток. Срок прокурорской проверки дела сокращается с трех до одних суток, рассмотрения в суде - с 15 дней до трех суток. Нет необходимости расследовать уголовные проступки, как уголовные дела. Нужно составлять протокол на месте и сразу направлять в суд. Прокурор будет участвовать в судебном заседании и давать свое заключение. А дела по нетяжким преступлениям будут попадать в суд только через прокурора, - пояснил Марат Ахметжанов.
В целом упростить работу следователей, прокуроров и судей позволит внедрение IT-технологий. Ведение электронных дел также отражено в представленном документе.
Как подчеркнул М. Ахметжанов, теперь весь уголовный процесс станет прозрачным, а самое главное - усиливается судебный и прокурорский контроль.
- Все будет как на ладони. Подделать доказательства будет невозможно. Минимизируются риски коррупции и злоупотребления полномочиями. Но есть и другой хороший эффект - экономия и удобство. Когда перейдем на цифровой формат, многие аргументы уйдут в прошлое. Чтобы получить документ, не нужно ходить в другое место, ждать в очереди или согласования. Потерпевшие, свидетели не будут ждать месяцами принятия следователем решений по делу, - отметил спикер.
По его информации, пилотный проект реализуется Генеральной прокуратурой совместно с министерствами внутренних дел и финансов в шести областях страны. Уже около 400 дел завершено в электронном формате. Суды дали 200 электронных санкций.
Резюмируя свое выступление, Марат Ахметжанов добавил, что предлагаемые поправки позволят приблизить уголовно-процессуальное законодательство Казахстана к стандартам развитых европейских стран.
- Уверен, действуя сообща, мы выполним поручение Президента, данное на открытии парламентской сессии, и сможем приблизить работу правоохранительных органов к международным стандартам, - отметил он.
В ходе обсуждений вице-спикер Мажилиса Владимир Божко отметил прогрессивность и актуальность предлагаемых мер, в том числе предполагающих снижение коррупционных рисков, усиление объективного контроля за уголовным процессом и т.д.
В целом он отметил, что в Казахстане начинается длительный путь дальнейшего совершенствования законодательства в сфере уголовного судопроизводства, главный лейтмотив которого - повышение защищенности гражданина, его прав и свобод.