Реформа судебной системы в рамках реализации плана нации «100 конкретных шагов» (Койшибаева С.А., Судья Алматинского районного суда города Астаны)

Реформа судебной системы в рамках реализации плана нации «100 конкретных шагов»

 

Койшибаева С.А.,

Судья Алматинского районного суда

города Астаны

 

Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. в мае 2015 года был утвержден План Нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, а именно: формирование современного государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, нация единого будущего, транспарентное подотчетное государство.

Вторая из этих реформ направлена на обеспечение верховенства закона, в которой обозначены пути совершенствования судебной системы, определены важные аспекты ее модернизации. Самыми важными аспектами являются это совершенствование системы отбора судей и модернизация судопроизводства. И самым первым шагом в данной реформе является оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию, что означает переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой, это значит исключение надзорной и повторной надзорной инстанции, в итоге остаются первая, апелляционная и кассационная инстанции.

Также важную роль в реформе обеспечения верховенства закона имеет ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Для кандидатов в судьи предлагалось повысить возрастной ценз до тридцати лет. И в 2017 году в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» были внесены изменения, согласно которым повышен до тридцати лет возрастной ценз для кандидатов в судьи. Наряду с этим были внесены и другие изменения, согласно им: требование о прохождении стажировки и полиграфологического исследования не распространяется на кандидатов, являющихся действующими судьями; закреплено получение всеми участниками конкурса на занятие вакантной судейской должности после подачи документов в Высший Судебный Совет заключений Советов по взаимодействию с судами и пленарных заседаний областных судов по месту жительства или работы, при этом, участникам конкурса на должность судьи областного суда после допуска к конкурсу получение повторного заключения пленарного заседания областного суда, если они работают или проживают в том же регионе, в котором находится суд, на должность судьи которого они претендуют, а также получение участниками конкурса на должность судьи Верховного Суда после допуска к конкурсу повторного заключения пленарного заседания Верховного Суда не требуется; закреплено право занятия судейской должности на конкурсной основе без прохождения стажировки лиц, избранных либо назначенных с должности судьи на государственную должность в представительных органах, а также назначенных с должности судьи на должность, непосредственно связанную с организационным обеспечением правосудия. Равным образом введение пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве, тоже является немаловажным фактором для занятия судейской должности кандидатами в судьи. Для вновь избранных судей вводится годичный испытательный срок стажировки, по истечению которого кандидатура судьи должна будет утверждаться на пленарном заседании областного суда, в случае положительного заключения, их профессиональные качества будут оценены квалификационной комиссией Судебного жюри, потом они будут представлены Высшему судебному совету для решения вопроса о даче рекомендации для назначения Указом Главы государства на постоянный срок. Стажировка магистрантов в судах будет увеличена до одного года, и она будет проходить на освобождённой основе, с выплатой стипендии. Такая стажировка в максимальной степени позволит стажерам усвоить правила организации работы судов и понять суть судейской должности.

А также по реализации реформы обеспечения верховенства закона можно выделить следующие аспекты: 18 февраля 2016 года Указом Главы государства Институт правосудия был выделен из структуры Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан и образована Академия правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан; с 1 января 2016 года создано судопроизводство по инвестиционным спорам; 21 ноября 2016 года на VII съезде судей был принят новый Кодекс судейской этики; с июня 2014 года функционирует электронный сервис «Судебный кабинет»; Верховным Судом Республики Казахстан совместно с Министерством юстиции Республики Казахстан запущена интеграция информационной системы судебных органов «Төрелік» с информационной системой «Автоматизированная информационная система органов исполнительного производства» Министерства юстиции Республики Казахстан, в части получения исполнительных документов из судов в электронном формате и электронного санкционирования судами постановлений судебных исполнителей; внедрение аудиовидеофиксации всех судебных процессов в обязательном порядке; расширение области применения суда присяжных; создание в городе Астана Международного арбитражного центра AIFC; сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам; создание Международного совета при Верховном Суде Республики Казахстан; обеспечение баланса между обвинением и защитой в судах.

Таким образом, данная реформа по обеспечению верховенства закона поднимет на новый уровень судебную систему Республики Казахстан.

 

 

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: