От чего независим казахстанский судья
Судьи не могут состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии, должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации - об этом и другом рассказывает в интервью Zakon.kz судья Верховного суда Г. Мусабекова.
- От чего независим казахстанский судья и кому он подчиняется?
- Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции Республики Казахстан и закону. Формулируя указанный принцип в соответствии с конституционными нормами (ст. 77 Конституции Республики Казахстан), уголовно-процессуальным законодательством (ст.22 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан), законодатель обращает внимание не только на то, что судебная власть осуществляется независимо от иных органов, организаций и физических лиц, но одновременно и на то, что единственным ограничением независимости судей является связанность их деятельности с законом.
- Как законодательно обеспечена независимость судей?
- Реализация данного принципа основана на системе соответствующих гарантий, закрепленных в Конституции Республики Казахстан и в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».
Независимость судьи обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; установлением законом ответственности за осуществление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; неприкосновенностью судьи; установленными Конституцией, Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Законом «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» порядком избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку; предоставлением судьям материального содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение.
- Каковы гарантии независимости судей?
- Гарантии независимости судей принято делить на политические, экономические и юридические.
Когда мы говорим о политических гарантиях независимости судей, то имеем в виду действие принципа разделения властей, а также то, что судьи не могут состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии, должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.
Экономические гарантии независимости судьи основаны на достойном материальном и социальном обеспечении судьи, наличии органов судейского сообщества.
Однако наиболее важными представляются гарантии юридические, среди которых следует отметить определенные законом процедуры осуществления правосудия; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; регламентация особого порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи.
Среди судебных выделяются процессуальные гарантии, то есть те правила судопроизводства, которые способствуют соблюдению принципа независимости судей.
К таковым относятся права участвующих в деле лиц: отвести судью в случаях, предусмотренных законом, в частности ст.87 УПК, обжаловать судебный акт в вышестоящих инстанциях (разделы 8 и 10 УПК, предусматривающие пересмотр приговоров и постановлений в апелляционном и кассационном порядке).
К другим процессуальным гарантиям надлежит отнести установление в законодательстве пределов обязательных указаний вышестоящего суда нижестоящему суду. К таковым относятся обязательные указания суда кассационной инстанции при повторном рассмотрении дела судом нижестоящей инстанции, закрепленные в ст.497 УПК.
Полагаем, что сам по себе факт неисполнения указаний суда вышестоящей инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта. Он лишь рассматривается как причина, повлекшая возникновение того или иного основания для отмены судебного акта из предусмотренных в законе.
- То есть никто не вправе вмешиваться в деятельность суда и судьи?
- Совершенно верно. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны. Обращения по судебным делам, поданные вопреки установленному порядку судопроизводства, а также по вопросам, не входящим в компетенцию суда, оставляются судом без рассмотрения или направляются в соответствующие органы. Вышестоящие суды взаимодействуют с судами нижестоящей инстанции только на процессуальной основе.
Также законодательными актами регламентирован особый порядок совещания судей при вынесении судебного акта, что также способствует невмешательству иных лиц в отправление правосудия.
Ограждение суда от проникновения влияния извне еще не решает проблемы обеспечения тайны совещания судей. Поэтому закон запрещает судьям до оглашения приговора разглашать свои мнения и суждения, определяющие решение по делу (ст.389 ч.3 УПК). Соблюдение этих требований обеспечивается тем, что нарушение тайны совещания судей признано обстоятельством, влекущим обязательную отмену приговора (ст.436 ч.3 п.8 УПК).
Исследование обстоятельств дела должно проходить в такой обстановке, когда судей связывает только закон, когда выводы суда не зависят от какого бы то ни было давления.
Существо принципа независимости судьи при отравлении правосудия состоит в стремлении создать такие условия при осуществлении правосудия, в которых суд смог принимать процессуальные решения по своему внутреннему убеждению без постороннего вмешательства.
Опыт многих десятилетий показывает, что суд относится к числу таких государственных учреждений, решения которых находятся в поле зрения других государственных органов, должностных лиц различного уровня и просто граждан, так или иначе заинтересованных в результатах разбирательства конкретных дел. Отсюда и то многообразие способов и методов, используемых для оказания влияния на суды, которые выработаны многолетней практикой. В том числе, путем публикаций в средствах массовой информации критичных комментариев на не вступивший в силу судебный акт, или незавершенное разбирательство по делу, что равносильно явно незаконным действиям - воспрепятствование нормальной деятельности суда в соответствии с процессуальными нормами.
Таким образом, принцип независимости судей при отправлении правосудия является гарантом правильности и своевременности рассмотрения и разрешения гражданских, уголовных и административных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, а также прав и охраняемых законом интересов Республики Казахстан, органов государственной власти, прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых, уголовных или иных правоотношений.
- Сами судьи осознают необходимость свято блюсти закон?
- Осознание судьями необходимости свято блюсти закон при отправлении правосудия в силу своего долга, принимать по делу справедливые решения по своей совести и внутреннему убеждению, решительно пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел и в предусмотренном законом порядке ставить вопрос о привлечении виновных в этом к ответственности - это и юридический, и нравственно-этический аспект судебной деятельности.
Исполнение предписаний этого принципа требует от судей высоких профессиональных и морально-психологических качеств, мужества и твердости характера, обостренного чувства справедливости, чтобы противостоять любому посягательству на их независимость и выполнять свой долг так, как повелевает закон и голос совести.
Принцип независимости судей и подчинения их только закону - проводник законности и справедливости в правосудии, является одним из главных принципов в правовом государстве.