Только по соглашению сторон
М. Сембин,
судья СМЭС г. Астаны
Одним из основных принципов гражданского права является принцип свободы договора, закрепленный ст. 2 ГК, в силу которой гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со ст. 378 ГК договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Споры между сторонами, возникающие при заключении договора, называются преддоговорными. Особенности рассмотрения судами преддоговорных споров установлены ст. 400 ГК, в которой указано, что в случаях, предусмотренных в п.п. 2 и 3 ст. 399 ГК, а также если разногласия, возникшие при заключении договора, были по соглашению сторон переданы на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно п. 1 ст. 390 ГК по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Согласно п. 4 этой же статьи в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
Согласно ст. 380 ГК граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к его заключению не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законодательством. Стороны по своему усмотрению определяют и условия договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законодательством (ст. 382 ГК).
Изложенное означает, что обращение в суд с требованием о понуждении заключить договор возможно, только если от его заключения уклоняется сторона, для которой заключение договора обязательно в силу Гражданского кодекса или иных законов (п. 4 ст. 399 ГК).
В других случаях споры, связанные с понуждением к заключению договоров, рассмотрению в суде не подлежат.
Складывающаяся в судах практика по рассмотрению таких споров свидетельствует о том, что исковые требования о понуждении заключить договор разрешаются по-разному: как прекращением производства по делу, так и отказом в иске со ссылкой на недоказанность исковых требований.
Более правильным представляется отказывать в удовлетворении иска, так как это согласуется с конституционным правом на судебную защиту, а также процедура установления правоотношений, предусматривающих обязательность заключения договора, наиболее соответствует судебному разбирательству по существу спора, нежели непродолжительному пятидневному сроку стадии решения вопроса о принятии иска.
П. 1 ст. 401 Гражданского кодекса устанавливает общее правило, в котором также проявляется общий принцип свободы договора, - изменение или расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено кодексом, другими законодательными актами и договором.
В случае если стороны не могут прийти к соглашению при необходимости изменения или расторжения договора, когда односторонний отказ от договора не предусмотрен, наступление подобных последствий возможно по решению суда при обязательном соблюдении сторонами порядка, предусмотренного ст. 402 Гражданского кодекса.
В соответствии с указанной нормой соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из законодательства, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок, требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд.
Таким образом, при рассмотрении споров об изменении (расторжении) договоров необходимо проверять соблюдение сторонами обязательного досудебного порядка, изложенного выше.
Принимая исковое заявление, судья должен проверить, обладает ли заинтересованное лицо правом на обращение в суд за судебной защитой и осуществляется ли оно в определенном процессуальном порядке.
Судьи должны быть внимательными при разрешении вопроса о принятии заявления к производству суда. При рассмотрении исков о расторжении договоров в связи с существенным нарушением условий договора другой стороной судам следует проверять порядок досудебного урегулирования спора, возможность применения которого не утрачена.
Правовой базой для разрешения этих споров являются общие нормы гражданского законодательства, определяющие понятие и условия договора, порядок его заключения, изменения и расторжения, содержащиеся в главах 22-24 ГК, а также специальные нормы, регулирующие правоотношения сторон по отдельным видам договоров и включенные в главы ГК по отдельным видам обязательств, а также иные законодательно-правовые акты.
В Гражданском кодексе различается два понятия: «расторжение договора» и «односторонний отказ от исполнения договора (отказ от договора)». Расторжение договора может быть произведено при отсутствии соглашения сторон только в судебном порядке (ст. 401 ГК). Односторонний отказ от исполнения договора допускается только в случаях, предусмотренных ГК, иными законодательными актами и соглашением сторон (ст. 404 ГК).
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
- при существенном нарушении договора другой стороной;
- в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законодательными актами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 401 ГК). В основном это иски о расторжении в связи с существенным нарушением другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством или договором.