Укрепляя светские принципы
Диляра Тастемир
Государство как гарант прав и свобод граждан и регулятор общественных отношений уделяет значительное внимание развитию религиозной сферы в Казахстане, укреплению светских устоев и недопущению использования религии в деструктивных целях.
Об основных приоритетах государственной политики в сфере религии рассказал заместитель Председателя Комитета по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества РК Еркин ОНГАРБАЕВ.
- Как известно, в Казахстане принята Концепция государственной политики в религиозной сфере на 2017-2020 годы. Как государство в дальнейшем планирует выстраивать свои отношения с религиозными организациями?
- За период независимости ситуация в религиозной сфере Казахстана кардинально изменилась. Наблюдается повышение интереса населения к вопросам различных религий, что соответственно повлекло за собой увеличение числа верующих, религиозных объединений и количества культовых сооружений.
Казахстан сформировал собственную модель государственно-конфессиональных отношений, признанную мировым сообществом. Зарегистрированные субъекты религиозных отношений осуществляют свою деятельность в рамках закона. Они вносят свой вклад в развитие духовно-нравственных ценностей, формирование гармоничной личности гражданина Казахстана.
В свою очередь, в рамках разработанной Концепции государственной политики в религиозной сфере на 2017-2020 годы государство будет и дальше совершенствовать взаимодействие с религиозными объединениями, направленное на привитие обществу гуманистических ценностей, оказывать всестороннюю поддержку тем общественным инициативам религиозных объединений, которые соответствуют целям государственной политики в религиозной сфере, активно взаимодействовать с религиозными объединениями по широкому спектру вопросов в целях снижения уровня радикализации взглядов определенной части верующих, противодействия идеям радикальных религиозных течений, теологической дискредитации их идеологии.
- Кто контролирует работу религиозных объединений, соблюдение ими законодательства?
- Согласно ст. 3 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» государство отделено от религии и религиозных объединений. Поэтому государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если их действия не противоречат законодательству Республики Казахстан.
В то же время в рамках изучения религиозной ситуации осуществляется мониторинг деятельности религиозных объединений. В случае выявления нарушений законодательства в сфере религии либо поступления жалоб на их деятельность физические либо юридические лица, в зависимости от тяжести правонарушения либо причиненного ущерба, могут привлекаться к административной или уголовной ответственности.
- Не секрет, что интернет-пространство сегодня заполнено контентом порой сомнительного характера. Отслеживает ли Министерство подозрительные сайты и платформы?
- Действительно, в современных условиях Интернет, являясь одним из основных каналов доведения массовой информации, нередко используется экстремистскими и деструктивными организациями для распространения своих идей.
В связи с этим Министерством в рамках своей компетенции проводится мониторинг социальных сетей на предмет распространения экстремистских религиозных материалов. Выявленные материалы проходят соответствующую экспертизу, по результатам которой принимается решение по блокированию материалов экстремистского характера.
Всего с начала года было изучено содержание более 5,5 тыс. интернет-ресурсов, из них 2487 сайтов содержали информацию противоправного характера. Отрицательные экспертные заключения по ним направлены в Министерство информации и коммуникации РК для принятия соответствующих процессуальных действий и ограничения доступа к ним.
- Религиозный экстремизм - проблема, которая волнует сегодня многих казахстанцев. Какие меры принимаются министерством для ее решения? Насколько эффективно они реализуются на местах?
- Министерством продолжается системная работа в рамках профилактики религиозного экстремизма. На сегодняшний день в стране действуют одна республиканская и 249 региональных информационно-разъяснительных групп (ИРГ) по вопросам религии. Количество членов ИРГ составляет более 3496 человек. Особое внимание уделяется целевым группам населения.
В целом при координирующей роли Министерства региональными ИРГ областей, г. Астана и г. Алматы проводятся мероприятия, направленные на повышение религиозной грамотности и профилактику религиозного экстремизма среди различных категорий населения.
В рамках работы по реабилитации пострадавших от деструктивных и радикальных религиозных течений (на свободе) организовано 6780 мероприятий с общим охватом 15 985 человек.
В рамках организации реабилитационной работы Управлениями по делам религий акиматов областей, г. Астаны и г. Алматы в период с января по сентябрь 2017 г. было проведено 402 встречи с лидерами и активистами деструктивных религиозных течений (ДРТ).
В учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) региональными УДР организовано около 3217 общепрофилактических мероприятий с охватом более 13 000 человек. В рамках индивидуальной работы проведено 1282 встречи, которыми охвачено 7785 человек.
В целом с начала т.г. региональными УДР и реабилитационными центрами отведены от идеологии ДРТ 1887 человек, а также в учреждениях УИС - 388 человек.
Кроме этого, в целях отведения от радикальных религиозных взглядов оказана социальная и иная материальная помощь по состоянию на 1 октября т.г. 420 верующим женщинам из числа ДРТ в размере 6 млн 618 тыс. тенге. По результатам разъяснительной работы реабилитировано 114 женщин.
- В настоящее время звучат предложения ввести на законодательном уровне запрет на ношение предметов одежды, препятствующих распознаванию лица в общественных местах. Не будет ли данная мера препятствовать осуществлению конституционных прав граждан?
- Конституция РК и Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» подтверждают право каждого на свободу совести, гарантируют равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признавая важность уважения религий.
В то же время, по Конституции Казахстан - демократическое, светское, правовое государство, основными принципами которого являются общественное согласие и политическая стабильность.
Ношение женщинами в общественных местах элементов одежды, которые осложняют правоохранительным органам распознавание лиц и идентификацию их личностей, снижает, тем самым, эффективность мер по обеспечению общественной безопасности.
Имеется международная практика в части запрета ношения предметов одежды, препятствующих распознаванию лица (Бельгия, Франция, Нидерланды, Болгария и т.д.). Было несколько судебных процессов, связанных с тем, что некоторые граждане считали, что эта норма нарушает права человека. Обращались в Европейский суд по правам человека: в частности, это дело Люсии Дахлаб против Швейцарии (2001), дело Лейлы Шахин против Турции (2005), дело гражданки Королевства Марокко Фатимы Эль-Морсли против Франции (2008) и т.д. Но данный судебный орган подтвердил право этих государств на подобный запрет, признав данные жалобы неприемлемыми (необоснованными). Таким образом, неправомерного вмешательства в осуществление заявителями права на свободу вероисповедания не было.
Поэтому, полагаем, что в Казахстане пришло время законодательно запретить одежду, препятствующую распознаванию лиц. Данная норма призвана обеспечить защиту стабильности в обществе.