В рамках реформирования уголовного процесса
К. Дуйсембиев,
судья районного суда № 2
Есильского района г. Астаны
В рамках реформирования уголовного процесса Главой государства был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ провоохранительной деятельности», которым предусмотрены поправки в действующее законодательство.
Реформа нацелена на реализацию задач по укреплению защиты прав человека в уголовном процессе, повышению состязательности сторон, расширению судебного контроля, исключению дублирования и четкому распределению полномочий между органами расследования, прокуратурой и судом.
В целом поправки нацелены на семь основных ключевых направлений. Первым направлением является сокращение сроков процессуального задержания лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения.
Основываясь на опыте европейских стран, срок задержания лица за совершение преступления без санкции суда сокращен с 72 до 48 часов, а в отношении несовершеннолетних - до 24 часов.
В исключительных случаях, которые четко оговорены в Законе, допускается задержание без санкции суда до 72 часов:
- при задержании по подозрению в совершении особо тяжкого или экстремистского преступлений, преступлений в ходе массовых беспорядков, в составе преступной группы, тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также умышленных преступлений, повлекших смерть человека, при невозможности обеспечить своевременное доставление лица к следственному судье вследствие отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, а также в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации.
Обозначенные меры направлены на снижение рисков использования задержания как средства давления и принуждения для сбора доказательств, подкрепляющих обвинение.
Вторым направлением предусмотрено введение электронного уголовного дела. Электронное уголовное дело - это информационная система, предназначенная для хранения цифровой информации - материалов уголовного дела, полностью заменяющая собой бумажный вариант, с высоким уровнем безопасности. Порядок ведения уголовного судопроизводства в электронном формате будет определяться нормативным правовым актом Генерального прокурора РК.
Такое новшество направлено на упрощение и повышение качества уголовного процесса. Следует отметить, что в целях соблюдения прав граждан законодательно сохраняется возможность ведения уголовного производства на бумажном носителе.
Дальнейшее расширение судебного контроля как третье направление будет реализовано прежде всего в форме санкционирования процессуальных действий, включая негласные следственные действия.
Переданы от прокуратуры судам санкционирование проведения негласных следственных действий, продления сроков проведения негласных следственных действий, уведомления лица о проведенных в отношении него негласных следственных действиях, в том числе функции по санкционированию применения залога, принудительного освидетельствования, получения образцов.
Особо следует отметить норму, устанавливающую право лица, в отношении которого проводились негласные следственные действия, обратиться в суд с заявлением о признании проведения этих действий незаконными и возмещении причиненного ущерба (при наличии такового). Это можно сделать в течение пятнадцати дней с момента уведомления о проведенных в отношении него негласных следственных действиях.
Напрямую в суд сможет обратиться орган, ведущий уголовное расследование, с ходатайством о санкционировании эксгумации и запрета на приближение. Срок рассмотрения судами таких ходатайств проектом сокращен с трех суток до 24 часов.
В целях повышения уровня защиты прав граждан расширен перечень оснований, по которым мера пресечения в виде содержания под стражей не применяется, в первую очередь по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности (проект предусматривает введение ч. 3 ст. 136 УПК).
Исключается практика сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого события. Доказывание сможет производиться только по уголовным правонарушениям, по которым начато досудебное расследование в порядке, предусмотренном главой 23 УПК. В случае выявления нового факта он должен быть зарегистрирован в ЕРДР как новое правонарушение, и только после этого он может быть объединен в рамках одного досудебного расследования, начатого ранее. Это позволит искоренить случаи дополнительного сбора улик по любым другим, относящимся к данному лицу, действиям при отсутствии доказательств по расследуемому событию.
В рамках повышения состязательности процесса предусматривается следующее:
- адвокаты наделены полномочиями по обращению к следственному судье с ходатайством, помимо назначения экспертизы и о производстве иных следственных действий (кроме негласных следственных действий);
- сокращение до 24 часов сроков предоставления защитнику госорганами и общественными объединениями справок, характеристик и иных документов при рассмотрении вопроса о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей подзащитного;
- определен механизм приобщения опроса, проведенного адвокатом, к материалам дела и приобретения им статуса доказательства после исследования органом, ведущим уголовный процесс;
- по окончании ознакомления подозреваемого и защитника с материалами уголовного дела они могут представить дополнительные доказательства и иную информацию, которые в обязательном порядке приобщаются к уголовному делу.
- правило «золотого доказательства» защиты. Сторона защиты вправе одно доказательство представить только суду.
Согласно требованиям ст. 24 УПК органом, ведущим уголовный процесс, должны быть проверены все заявления о невиновности или меньшей степени виновности. Поэтому особенно важным является укрепление объективности уголовного процесса с начала досудебной стадии, где сторона защиты должна проявить активность с первых дней досудебного производства.
Эти поправки предоставляют адвокатам равные права со стороной обвинения в получении информации, доступе к материалам уголовного дела, обмене информацией о доказательствах.
Упрощается производство по уголовным проступкам, преступлениям небольшой тяжести путем введения приказного производства, которое предполагается применять при наличии четырех оснований, когда:
- собранными доказательствами установлен факт уголовного проступка и (или) преступления небольшой тяжести и совершившее его лицо;
- подозреваемый не оспаривает имеющиеся доказательства совершенного им уголовного правонарушения, доказанность вины, согласен с квалификацией его действий, размером (суммой) причиненного ущерба (вреда);
- санкция совершенного уголовного правонарушения одним из видов основного наказания предусматривает штраф;
- подозреваемый, гражданский ответчик заявили ходатайство, а потерпевший и гражданский истец выразили согласие о рассмотрении дела в порядке приказного производства без исследования доказательств, их вызова и участия в судебном рассмотрении.
Закон предусматривает, что приказное производство не будет применяться в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости или заболевшими после совершения уголовного правонарушения психическим расстройством; несовершеннолетних, или лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования; а также лиц, к которым в качестве обязательного дополнительного наказания могут быть применены конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, выдворение за пределы РК.
Дело подлежит завершению с направлением в суд в течение пяти суток, рассмотрению в суде в течение трех суток без проведения судебного заседания, то есть без вызова участников процесса. Уголовное производство по таким делам, при поддержке этих норм законодателем, займет не более восьми суток.
Отдельно следует отметить поправки и по началу досудебного расследования. На сегодня в рамках досудебного производства расследуется практически каждое зарегистрированное заявление, включая гражданские споры, сообщения об утере имущества и так далее. Для этого достаточно регистрации заявления в ЕРДР. В итоге - необоснованное вовлечение значительного числа граждан в орбиту уголовного процесса и ограничение их прав. В целях исключения подобной негативной практики не подлежат регистрации в ЕРДР заявления, сообщения или рапорт об уголовных правонарушениях, в которых отсутствуют сведения о нарушениях действующего законодательства, об ущербе, существенном вреде либо незаконном доходе, подтвержденные актами проверок, ревизий, аудита и другими, когда их наличие является обязательным признаком уголовного правонарушения, основанных на неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданско-правовых сделок, совершенных в письменной форме и не признанных судом недействительными, мнимыми или притворными.
Эти требования предлагается не распространять на случаи подачи коллективных, многочисленных заявлений о недобросовестном исполнении договорных обязательств.