Камеральный контроль в исполнительном производстве
Одним из важных шагов развития Института частного судебного исполнения является внедрение камерального контроля как способ процессуального закрепления взаимоотношений между уполномоченным органом и частными судебными исполнителями. Как известно Институт частного судебного исполнения сравнительно молодой Институт, который постоянно меняется, ищет новые пути развития, но на протяжении всего пути развития частного судебного исполнения вопрос взаимоотношений между территориальным органом юстиции (далее именуемым уполномоченным органом) и судебным исполнителем на местах регулировался Законом РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» только в рамках прав и обязанностей со стороны уполномоченного органа и отдельного частного судебного исполнителя. С развитием частного судебного исполнения, увеличением числа исполнительных документов, приходящихся на долю частных судебных исполнителей и возросшую роль частного судебного исполнителя необходимо детализировать внутренние взаимоотношения между уполномоченным органом и судебным исполнителем именно процессуально. Сегодняшние реалии лишь подтверждают данный факт, ведь изначально частному судебному исполнителю отводилась лишь альтернативная роль, теперь же когда число исполнительных документов находящихся у частных судебных исполнителей составляет более 90 процентов от общего числа исполнительных документов, роль частного судебного исполнителя возросла, с увеличением роли частного судебного исполнителя возросла и ответственность, возложенная на него. Теперь уже не государственный судебный исполнитель отвечает за взыскание тех же штрафов в доход государства, а частный судебный исполнитель отвечает за исполнением и пополнением бюджета за счет административных штрафов.
Какова роль уполномоченного органа, какова роль частного судебного исполнителя, кто может рассматривать жалобу на действия судебного исполнителя представительство региональной палаты или непосредственно департамент юстиции, проведение плановых и внеплановых проверок все эти вопросы волновали всегда стороны исполнительного производства: должников, взыскателей и непосредственно самих частных судебных исполнителей. Судебный исполнитель зачастую путается кто его непосредственное руководство, либо это руководитель филиала региональной палаты либо это непосредственно департамент юстиции. С внедрением камерального контроля изменится роль уполномоченного органа, ранее имевший как бы репрессивный характер, с введением камерального контроля основная роль уполномоченного органа станет предупредительной. Ведь основная задача и роль уполномоченного органа и частного судебного исполнителя это защита прав.
В целях разграничения полномочий между региональной палатой и уполномоченным органом, а также в целях упорядочения проведения проверки предлагаю включить в Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» понятие камерального контроля и изложить его в следующей редакции.
Камеральный контроль является составной частью работы уполномоченного органа в лице территориальных органов юстиции по контролю за деятельностью частного судебного исполнителя с целью предотвращения нарушений прав и законных интересов сторон исполнительного производства. Целью камерального контроля является предоставление частному судебному исполнителю возможности самостоятельного устранения нарушений, выявляемых уполномоченным органом по результатам камерального контроля.
Камеральный контроль может быть осуществлен в течение одного месяца с момента выявления нарушений со стороны частного судебного исполнителя. Данное нарушение может быть выявлено с момента поступления жалобы со стороны заинтересованных лиц, либо непосредственно самим уполномоченным органом. Конкретный порядок и сроки проведения камерального контроля может утверждаться уполномоченным органом.
В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля в действиях частного судебного исполнителя, уполномоченным органом оформляется уведомление об устранений нарушений, выявленных по результатам камерального контроля (далее по тексту Уведомление), с приложением описания выявленных нарушений. Уведомление должно быть вручено частному судебному исполнителю лично под роспись либо иным способом, подтверждающим факт отправки и получения Уведомления. Срок исполнения Уведомления составляет не менее 10 рабочих дней, в течение которых частный судебный исполнитель принимает решение либо об устранений нарушений прав заинтересованных лиц, либо принимает решение об отказе в удовлетворении Уведомления, с приложением подтверждающих материалов.
Уполномоченный орган в свою очередь имеет право в случае отказа частного судебного исполнителя от исполнения Уведомления на обращение в судебные органы.
В последнее время имеют место случаи быть, когда уполномоченный орган, видя нарушение законности со стороны частного судебного исполнителя составляет Акт о проверке и направляет документы на приостановление действия лицензии, однако частный судебный исполнитель не имеет возможности как-то устранить данное нарушение добровольно или же возразить против направления материалов на приостановление со стороны уполномоченного органа. По сути частный судебный исполнитель имеет право обжаловать в суде лишь приказ о приостановлении действия государственной лицензии, что естественно негативно влияет на работу частного судебного исполнителя и системы в целом, вместо того, чтобы добровольно исправить все нарушения, встретиться с заявителем частный судебный исполнитель вынужден нанимать адвоката и ходить по судам.
Одним из видов камерального контроля являлся бы и внутриведомственный камеральный контроль со стороны Филиала Республиканской палаты в областях (далее по тексту Филиал), который применялся бы Филиалами в случае выявления нарушений со стороны частных судебных исполнителей по отдельным категориям взыскания, а также выявлять нагрузку на судебного исполнителя. На сегодняшний день роль Филиала Республиканской палаты сводится лишь к распределению исполнительных производств и рассмотрению жалоб на действия частного судебного исполнителя, однако необходимо вменить в обязанность Филиалов Республиканской палаты обязанность проведению камерального контроля, чтобы непосредственно руководитель Филиала, на местах проведя камеральный контроль мог выявить нарушения которые могут возникнуть вследствие большого поступления исполнительного производства и так далее.
Фактически когда поступает та или иная жалоба со стороны заинтересованных лиц Филиал Палаты и уполномоченный орган лишь констатируют нарушение прав со стороны частного судебного исполнителя и принимают меры к его наказанию, однако для стороны исполнительного производства не важно как наказали того или иного судебного исполнителя за конкретное нарушение, важно чтобы таких нарушений не было впредь. В этом считаю важная роль и уполномоченного органа и республиканской палаты.
Частный судебный исполнитель Исмухамбетов Б.Т.