Особенности антимонопольного регулирования
Бахтияр Тохтахунов
В Алматы обсудили вопросы укрепления связей между Европой и Азией путем создания международной диалоговой площадки для обмена мнениями научного экспертного сообщества, госорганов и бизнеса по вопросам антимонопольного регулирования.
В пятом Евразийском антимонопольном форуме (ЕАФ18) приняли участие Вице-Министр национальной экономики РК Серик Жумангарин, судья Верховного Суда РК Денис Шипп, судья Суда Евразийского экономического Союза Венера Сейтимова, а также представители Комитета конкуренции ОЭСР, Евразийской экономической комиссии, судьи ЕС, антимонопольных органов европейских и азиатских стран и т.д.
На сессиях обсуждались ключевые вопросы, касающиеся выявления картельных сговоров на торгах, рассмотрения судами дел о нарушениях антимонопольного законодательства, доминирующего положения на рынке, определения рыночной власти и меры по профилактике и предупреждению нарушений норм антимонопольного законодательства в РК, странах Европы и Азии (на территории Евразийского континента).
По словам Вице-Министра нацэкономики Серика Жумангарина, максимальное количество нарушений антимонопольного законодательства наблюдается на олигопольных рынках (тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм).
- Раньше проводились постоянные анализы рынков в плановом порядке. Но такой порядок - это нагрузка на бизнес. Сейчас они прекратились, но по итогам 2015 года мы выявили ряд так называемых олигопольных рынков, где наиболее часто проявляются нарушения, - сказал он.
По его мнению, такими рынками являются рынок ГСМ, угля, производства яиц и ряд других малочисленных компаний.
- Если наблюдается резкий рост цен либо возникают различного рода дефициты, это сигнал того, что на рынке идет какой-то процесс, который является нерыночным, и в этом случае Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей (КРЕМЗКиПП) Министерства нацэкономики проводит расследование, - говорит С. Жумангарин. - Например, рынок ГСМ - высококонцентрированный, количество игроков и доступ к ресурсам на нем ограничены, и поскольку нарушения повторяются часто, мы его постоянно мониторим, ежегодно проводим расследования, штрафуем ведущих игроков.
Он также отметил, что если бы не было антимонопольного органа, на табло АЗС казахстанцы видели бы совсем другие цифры по ценам на ГСМ. Помимо прочего в задачи КРЕМЗКиПП входит также контроль над розничными ценами на другие энергоносители.
- Например, начальное ценообразование на газ, которое составляет 50-70 процентов розничной цены, формируется Министерством энергетики. Все остальное - транспортировка газа, конечная цена регулируется КРЕМЗКиПП. У нас установлены пятилетние тарифы на 2015-2019 годы, но в них есть переменная составляющая, связанная с ежегодным изменением оптовых цен с 1 июля каждого года. Здесь мы держим жесткий контроль, потому что с нами они в любом случае согласовываются, и в этот момент мы их значительно снижаем, - сообщил С. Жумангарин.
По его словам, новое антимонопольное законодательство позволит не только контролировать ценообразование на рынке энергоуслуг, но и поможет оказывать точечную помощь малоимущим казахстанцам.
- Мы абсолютно четко отдаем себе отчет, что не все слои населения могут платить такие высокие тарифы, что существуют сегодня. Поэтому сейчас в Парламенте находится новый проект Закона «О естественных монополиях», в его рамках новая тарифная политика будет сопровождаться новыми мерами адресной социальной поддержки. Она будет эффективна и будет оказываться узкому слою населения. Высокие тарифы - не самый лучший вариант, но на сегодняшний день это единственный способ проводить модернизацию инфраструктуры, потому что она должна быть постоянной, ведь износ ее составляет 80-100 процентов, тогда как для безопасной эксплуатации не должен превышать и 50-ти.
С. Жумангарин пояснил, что снизить тарифы на коммунальные услуги сегодня невозможно:
- Комуслуги можно сделать дешевыми, но тогда мы не сможем обеспечить ремонт, модернизацию сетей. Это приведет к тому, что спустя короткий период мы не сможем получать никаких услуг. Государство сегодня не может в тех объемах, что несколько лет назад, оказывать поддержку - это связано с экономическими возможностями. Соответственно, стоит вопрос не о том, что тариф высокий или низкий, а как ты пользуешься услугами. Можно экономить - и нагрузка на семейный бюджет будет небольшой.
Судья Верховного Суда РК Денис Шипп рассказал о некоторых расхождениях КоАП и Предпринимательского кодекса в области определения категорий, подпадающих под злоупотребление монопольным положением.
- Есть четыре различных состава, касающиеся монополистической деятельности, все они предусмотрены в ст. 159 КоАП. Из них судами наиболее часто рассматриваются моменты антиконкурентных согласованных действий субъектов рынка и злоупотребления монопольным либо доминирующим положением на рынке. Если ст. 159 КоАП для каждой из своих частей предусматривает в качестве санкций штраф в размере трех процентов от всего монопольного дохода выручки, а также и конфискацию такого дохода, то в отличие от КоАП Предпринимательский кодекс расчерчивает эту проблему по-другому.
Согласно Предпринимательскому кодексу монопольный доход определяется в трех различных случаях, которые как раз и подходят под определения «антиконкурентное соглашение» и «антиконкурентные действия», а вот под «злоупотребление доминирующим положением» Предпринимательский кодекс не предусматривает никаких определений. Получается, что вроде бы КоАП предписывает производить конфискацию монопольного дохода, а Предпринимательский кодекс указывает на то, что эта проблема не подлежит определению, что, собственно, и привело к появлению дополнительных постановлений.
По мнению Д. Шиппа, нужно проводить большую работу для обеспечения согласованности положений из различных законов и дальнейшего их усовершенствования.
Отметим, что случаи выявления и проведения расследований злоупотребления доминирующим положением, количество которых составляет несколько десятков в год, всегда составляли заметную часть рабочей нагрузки работников антимонопольного органа Казахстана. В то же время в мировой практике антимонопольных ведомств встречаются лишь единичные случаи расследований злоупотребления доминирующим положением.
В заключение форума участники сессии обсудили вопросы выявления картельных сговоров на торгах и рассмотрения судами дел о нарушениях антимонопольного законодательства в странах Азии и Европы.