Госуслуги в цифровом формате
Г. Акимова,
заместитель руководителя Департамента
юстиции Акмолинской области
В своем Послании народу Глава государства Н. Назарбаев сделал акцент на создании новых индустрий с применением цифровых технологий, а также отметил, что в 2018 году необходимо начать разработку третьей пятилетки индустриализации, посвященной становлению промышленности «цифровой эпохи».
В Государственной программе «Цифровой Казахстан» одной из задач является цифровизация взаимодействия государства и бизнеса, которая направлена на снижение транзакционных издержек предпринимателей, повышение прозрачности принимаемых государственными органами и организациями решений. Данные мероприятия будут направлены на обеспечение предпринимателей «бесшовными» услугами и создание инфраструктуры для реализации принципа «единого окна» для бизнеса - по аналогии с опытом создания центров обслуживания населения. Данная инициатива станет ключевой и предполагает обеспечение прозрачности, упрощение мер финансовой и нефинансовой поддержки малого и среднего бизнеса, а также оказания других государственных услуг юридическим лицам.
Данные меры в том числе позволят Республике Казахстан улучшить свои позиции в рейтинге «Doing business», в настоящее время Казахстан занимает 36 место, повысив свои показатели в регистрации предприятий и регистрации собственности.
Так, с января 2018 года на портале электронного правительства www.egov.kz запущена новая композитная услуга «Регистрация юридического лица с учетом открытия банковского счета и обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении их трудовых (служебных) обязанностей». Благодаря новой композитной услуге граждане могут за два рабочих дня (не считая дня подачи заявления) получить справку о государственной регистрации юридического лица, номер банковского счета и подписанный договор обязательного страхования работников от несчастных случаев. Порядок получения данной услуги также указан на портале электронного правительства.
Следует отметить, что вопросы предоставления государственных услуг в электронном виде в Республике Казахстан являются одними из самых актуальных. Так, с мая 2010 г. предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество территориальными органами юстиции осуществляется через некоммерческое акционерное общество Государственная корпорация «Правительство для граждан», а также с помощью веб-портала «электронного правительства»: www.egov.kz исключительно в электронном виде.
На портале электронного правительства реализована возможность получения в электронном виде справки о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках, о зарегистрированных и прекращенных правах на недвижимое имущество, об отсутствии (наличии) недвижимого имущества, о выдаче копий документов регистрационного дела, заверенных регистрирующим органом, включая план (схемы) объектов недвижимости, о выдаче приложения к техническому паспорту, содержащему сведения о собственнике (правообладателе) недвижимого имущества.
При наличии сведений в государственной информационной системе граждане могут получить данные услуги в течение 20 минут.
Также с 1 января 2013 года реализована возможность регистрации прав на недвижимое имущество в электронном виде при обращении к нотариусу за заключением сделки на недвижимое имущество. Реализация услуги позволила гражданам регистрировать права на недвижимость непосредственно при оформлении нотариусом правоустанавливающих документов (договора купли-продажи, дарения и др.). Нотариус проверяет необходимые сведения, составляет договор, фиксируя его в системе «Е-нотариат» (с использованием ЭЦП), и направляет в информационную систему правового кадастра электронную копию правоустанавливающего документа, удостоверенную посредством электронной цифровой надписи, для дальнейшей регистрации прав.
Пользователь получает бумажный вариант договора, а также письмо на электронную почту с уникальным номером договора и указанным адресом недвижимости. По этим данным заявитель либо его уполномоченный представитель оплачивает сбор за государственную регистрацию через платежный шлюз «электронного правительства» либо иным предусмотренным способом.
Как результат, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления в информационную систему правового кадастра подтверждения об уплате сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество или освобождения от уплаты сбора на электронную почту участников сделки, а также в систему «Е-нотариат», приходит уведомление о произведенной регистрации либо отказе в регистрации прав на недвижимое имущество.
Принимаемые меры направлены на упрощение процедуры регистрации недвижимости, на исключение излишних административных барьеров и создание благоприятной среды для граждан и бизнеса.
Так, в 2017 году Департаментом юстиции Акмолинской области было выдано 185 779 справок в электронном формате и проведено 19 496 электронных регистраций прав на недвижимое имущество, а также зарегистрировано более 700 юридических лиц.