Обеспечить равенство возможностей (Линара Сактаганова)

Обеспечить равенство возможностей

 

Линара Сактаганова

 

Казахстан три года назад ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов, приняв на себя обязательства по имплементации международных стандартов в отношении лиц с ограниченными возможностями. Между тем на сегодняшний день создание безбарьерной среды для маломобильных групп населения все еще имеет особую актуальность.

Вопросы обеспечения прав людей с инвалидностью были обсуждены в ходе заседания диалоговой площадки, организованной Министерством труда и социальной защиты населения РК совместно с Национальным центром по правам человека.

В работе мероприятия приняли участие Вице-Министр МТЗСН РК Светлана Жакупова, Руководитель Национального центра по правам человека Серик Оспанов, представители гражданского сектора, министерств по инвестициям и развитию, здравоохранения, образования и науки, информации и коммуникаций, Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК, местных исполнительных органов.

В рамках встречи состоялся обмен мнениями по вопросам имплементации норм Конвенции о правах инвалидов в национальное законодательство и правоприменительную практику.

Как отмечалось организаторами, диалоговая площадка стала результатом совместной инициативы Омбудсмена и Министерства труда и социальной защиты населения по решению вопросов обеспечения прав людей с инвалидностью.

В своем выступлении Серик Оспанов отметил, что поступающие в национальное правозащитное учреждение обращения, информация представителей гражданского общества, сообщения в СМИ свидетельствуют об имеющихся сдерживающих факторах в реализации лицами с особыми потребностями в полном объеме своих прав.

- Указанные проблемы ранее были затронуты Омбудсменом в его обращении в адрес Правительства РК, а также были изложены в отчете за 2017 год, направленном в адрес Главы государства, по итогам рассмотрения которого даны соответствующие поручения Правительству, - сообщил руководитель Национального центра.

Светлана Жакупова проинформировала о мерах, принимаемых ведомством по созданию безбарьерной социальной и транспортной инфраструктуры. Она также рассказала об участии казахстанской делегации в 37-й сессии Совета ООН по правам человека в Женеве, где состоялся интерактивный диалог со специальным докладчиком ООН по вопросу о правах инвалидов Каталиной Девандас-Агиляр и представлен доклад эксперта, подготовленный по итогам визита в Казахстан в сентябре 2017 года.

- Специальный докладчик ООН отметила растущую приверженность Казахстана выполнению обязательств в рамках ратифицированной в 2015 году Конвенции ООН о правах инвалидов, - подчеркнула Вице-Министр.

Предметом широкой дискуссии стали вопросы доступа лиц с инвалидностью к объектам транспорта, инфраструктуры, получения медицинских услуг и создания условий инвалидам для получения образования.

О проблемах доступа людей с инвалидностью к услугам воздушного транспорта проинформировала председатель ОО «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырак» Ляззат Калтаева.

По ее словам, в 2016 году авиакомпаниями «BEK AIR» и «SCAT» внесены изменения во внутренние правила, согласно которым людям с инвалидностью I группы, если они летят без сопровождающего, продажа билетов не производится. Обе авиакомпании объясняют данный факт тем, что специальное автосредство для подъема/спуска с самолета, если он пристыкован не к рукаву, не подходит к низким самолетам, и в связи с этим авиа компании не могут оказать услуги по сопровождению пассажиров до места в самолете. В то же время мировая практика показывает, что в таких случаях транспортировка пассажиров с инвалидностью по трапу производится на специальной межрядной коляске.

- К сожалению, это дискриминирующий фактор. Авиакомпания предлагает пассажирам с инвалидностью самим организовывать себе услугу по сопровождению, - отметила Л. Калтаева.

Не менее актуальным вопросом для людей с инвалидностью является требование авиакомпаний перед полетом подписывать декларацию о взятии такими людьми на себя ответственности за ущерб здоровью или смерть, которые могут произойти во время полета.

-  Люди с инвалидностью имеют право не афишировать свой диагноз. Согласно подходу Конвенции, инвалидность не является только вопросом здоровья, - полагает Л. Калтаева.

По мнению экспертов, ответственность перевозчика должна быть одинакова перед всеми пассажирами рейса. На их взгляд, тем самым авиакомпания берет на себя право произвольно оценивать состояние их здоровья.

Вместе с тем в законодательстве закреплена ответственность за причинение вреда жизни или здоровью пассажира при воздушной перевозке именно перевозчика, за исключением случаев, когда вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Наряду с этим было также озвучено предложено разработать критерии о предоставлении гостиницы людям с ограниченными возможностями ввиду невозможности находиться по восемь часов в коляске в случае задержки или отмены рейса при вылете за границу.

Также акцентировано внимание на проблемах в пользовании услугами общественного транспорта в связи с недоступностью остановок, отсутствием в них необходимой информации для людей с нарушениями слуха, зрения, а также специальной подготовки водителей данного вида транспорта.

Другим не менее важным вопросом является доступ людей с инвалидностью к объектам инфраструктуры. Председатель Союза организаций инвалидов в Казахстане Али Аманбаев перечислил ряд недостатков, создающих серьезные преграды для передвижения маломобильных граждан. По его словам, труднодоступность, прежде всего, обусловлена построением крутых спусков и подъемов пандусов, неудобных пешеходных дорожек, узких тротуаров и т.д.

При этом он обратил внимание на отсутствие тактильных дорожек, звуковых светофоров для незрячих и слабовидящих. Положительное решение проблемы, на взгляд главы Союза организаций инвалидов, видится в закреплении обязательного участия представителей общественности в архитектурно-строительном контроле объектов строительства.

На вопросе неравных возможностей в сфере образования остановился руководитель молодежной организации людей с инвалидностью «Жигер» Пархат Юсупджанов. Он, в частности, отметил, что законодательство нашей страны в области инвалидности не является всеобъемлющим в плане гарантирования права на высшее образование лицам с ограниченными возможностями. Иными словами, вузы страны не готовы принимать инвалидов любой категории и обеспечить их соответствующими условиями и за это не несут никакой ответственности.

- Законодательно не прописаны нормы по предоставлению разумных приспособлений по доступу к процессу обучения. Не всегда регламентируется время поступления в вуз, учебы, сдачи тестов, экзаменов и прохождения производственной практики. Нет программ по доступу к информации для лиц с проблемами зрения или слуха, - подчеркнул Пархат Юсупджанов.

В связи с этим он предложил внести ряд поправок по оптимизации законодательства в этой сфере.

В ходе дискуссий участники обсудили социальные барьеры лиц с инвалидностью, пребывающих в местах лишения свободы. По данным председателя «Комиссии по правам людей с ограниченными возможностями им. К. Иманалиева» Вениамина Алаева, их число составляет более двух процентов от общей численности заключенных.

-  За колючей проволокой можно встретить инвалидов по зрению, слуху, опорно-двигательного аппарата, с ампутированными конечностями, а также инвалидов по общим и профессиональным заболеваниям, - уточнил эксперт.

Он подчеркнул, что ввиду ограничений здоровья, влияющих на способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению и трудовой деятельности, заключенные испытывают гораздо больше трудностей и могут подвергаться дискриминации и уничижительному отношению по сравнению с другими заключенными.

Наряду с этим обеспокоенность общественники выражают по поводу несоответствия объектов пенитенциарной системы нуждам заключенных с особыми потребностями.

- Как правило, заключенные с нарушениями здоровья порой не могут самостоятельно использовать санитарно-гигиенические помещения. Далеко не везде помещения, в которых содержатся осужденные с инвалидностью, оборудованы специальными техническими средствами и приспособлениями, предусмотренными ст. 115 Уголовно-исполнительного кодекса и Правилами предоставления технических вспомогательных средств и специальных средств передвижения осужденным, имеющим инвалидность и отбывающим наказание в учреждениях, и находящимся под стражей. Осужденные, являющиеся инвалидами по слуху либо зрению, не могут реализовать свое право пользоваться услугами специалистов, владеющих дактильно-жестовым языком, и материалами, выполненными шрифтом Брайля, что также предусмотрено Уголовно-исполнительным кодексом. В этом контексте реализация права на обращение в суд и реализация других элементов доступа к правосудию практически невозможна, - констатировал спикер.

В целях создания равных условий для заключенных с особыми потребностями эксперты считают необходимым законодательно определить статус инвалидов в местах лишения свободы, предусмотреть возможность введения медицинских, социально-психологических видов помощи, специальных социальных услуг, в том числе услуг индивидуального помощника из числа лиц, отбывающих заключение в тех же исправительных учреждениях, и другие меры.

Участники диалоговой площадки выразили мнение об эффективности выбранного формата взаимодействия национального правозащитного учреждения, государственных органов и гражданского общества. Площадка позволила установить не только механизм обратной связи, но и обменяться мнением в формате открытого диалога, а также сформировать практические предложения для реализации как на центральном уровне, так и на местах.

 

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: