Защитить от недобросовестной конкуренции
К. Манакаева,
судья Восточно-Казахстанского областного суда
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Во избежание нарушения действующего законодательства гражданам и предпринимателям важно уметь различать добросовестную и недобросовестную конкуренцию.
По законодательству Республики Казахстан государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку.
Любая предпринимательская деятельность предполагает конкуренцию, которая может быть как добросовестной, так и недобросовестной. П. 4 ст. 26 Конституции РК наряду с декларированием свободы предпринимательской деятельности устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию. Установление данного запрета говорит о значении соблюдения требований добросовестной конкуренции.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 11 Гражданского кодекса РК недобросовестная конкуренция заключается в совершении недобросовестных действий, направленных на ущемление законных интересов лица, ведущего аналогичную предпринимательскую деятельность, и потребителей, в частности, путем введения потребителей в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего оформления чужого товара и иными способами.
П. 1 ст. 177 Предпринимательского кодекса РК также дает определение недобросовестной конкуренции, под которой понимаются любые действия в конкуренции, направленные на достижение или предоставление неправомерных преимуществ. П. 2 ст. 177 ПК установлен исчерпывающий перечень 14 действий, признаваемых недобросовестной конкуренцией.
В Республике Казахстан недобросовестные конкурентные действия могут быть выявлены антимонопольным органом как по собственной инициативе, так и по заявлению потребителей или конкурентов.
Одним из действий, относящихся к недобросовестной конкуренции, является копирование внешнего вида изделия.
Копирование внешнего вида изделия как форма недобросовестной конкуренции - это воспроизведение внешнего вида изделия другого субъекта рынка и введение его в хозяйственный оборот, что может ввести в заблуждение потребителя в отношении производителя товара и тем самым нарушить права потребителя, предусмотренные ст. 10 Закона РК «О защите прав потребителей».
Безусловно, данная форма недобросовестной конкуренции направлена не только на нарушение прав потребителей, но и нарушает права обладателей объектов интеллектуальной собственности, в частности, товарных знаков, обеспечение которых осуществляется разделом 5 «Право интеллектуальной собственности» ГК и Законом РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Действия, направленные на смешение с товарами, торговой маркой конкурента, дезинформацию потребителей путем введения их в заблуждение, являются составной частью данной формы недобросовестной конкуренции.
Одна из мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией - привлечение виновных лиц (недобросовестных конкурентов) к административной ответственности. Так, постановлением Специализированного административного суда г. Риддера Восточно-Казахстанской области от 8 декабря 2017 года индивидуальный предприниматель «Ч» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 163 Кодекса РК об административных правонарушениях и подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 200 МРП на сумму 453 800 тенге с взысканием в государственный бюджет.
Судом установлено, что 2 июля 2015 года в Департамент по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по Восточно-Казахстанской области обратилось ТОО «Шин-Лайн» с заявлением о внесении предписания по факту недобросовестной конкуренции в отношении однородных товаров, а именно мороженого в вафельном стаканчике с этикеткой «Бомба» производства ТОО «Шин-Лайн», об изъятии из торговой сети по Казахстану мороженого с этикеткой «Бомбом» производства ИП «Ч», о внесении в этикетку, схожую с этикеткой ТОО «Шин-Лайн», существенных изменений, а именно изменения цветовой гаммы, шрифта, композиционных построений графических элементов на ней, с согласованием нового эскиза этикетки с ТОО «Шин-Лайн».
Департаментом проведено расследование и составлено заключение, из которого следует, что в действиях ИП «Ч» имеется нарушение пп. 3 ст. 177, ст. 180 ПК, выразившееся в недобросовестной конкуренции, в части копирования внешнего вида изделия, заключающегося в следующем.
ТОО «Шин-Лайн» производит мороженое, в том числе сливочное «Крем-Брюле» по рецептуре № 3.66, утвержденной приказом генерального директора данного ТОО от 10 января 2015 года, и фасует в вафельные стаканчики, к верхнему слою которых прикреплена цветная бумажная этикетка круглой формы с надписями «Мороженое» и «Бомба». Данная этикетка 27 сентября 2012 года зарегистрирована на территории республики в качестве товарного знака со сроком действия до 3 декабря 2020 года, правообладателем которого являлось ТОО «Алмол». По договору от 8 июля 2015 года ТОО «Шин-Лайн» у ТОО «Алмол» приняло исключительные права на товарный знак «БОМБА» и «BOMBA». ИП «Ч» также производит мороженое и фасует его в вафельные стаканчики, к верхнему слою которого прикрепляет цветную бумажную этикетку круглой формы с надписями «Мороженое» и «БОМБОМ». Из экспертного заключения Национального института интеллектуальной собственности следует, что этикетка мороженого, используемая ИП «Ч», является копированием внешнего вида изделия - этикетки мороженого, используемой ТОО «Шин-Лайн».
Судом на основании установленных обстоятельств и представленных доказательств установлен факт осуществления со стороны ИП «Ч» недобросовестной конкуренции. Постановление о привлечении ИП «Ч» к административной ответственности вступило в законную силу 10 января 2018 года.