Тарифы монополистов - под контроль (Адам Акбаров)

Тарифы монополистов - под контроль

 

Адам Акбаров

 

Практически ежегодно казахстанцев будоражат известиями о новом повышении цен и тарифов на различные товары и услуги, которые в большинстве случаев являются жизненно необходимыми: тепло, электроэнергия, вода, газ, ГСМ и продукты питания. Иногда такие слухи запускают в СМИ по методу «пробных шаров» с целью узнать, готовы ли граждане к грядущим «переменам».

Монополист в сфере оказания услуг по поставке тепла в Алматы ТОО «Алматинские тепловые сети» ранее сообщал о новом повышении тарифов с апреля текущего года. Позже в пресс-службе департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ по городу Алматы данную информацию опровергли. Однако большинство горожан так и не смогли принять спокойно данную новость и забыть про искусственно созданный ажиотаж вокруг ТОО «АлТС».

Председатель Добровольного общества защиты прав нанимателей Владимир Пермин считает, что логического конца в этом деле не предвидится еще долго.

- У нас не доводят до логического конца ничего. Если возникают вопросы о каких-либо проблемах, которые ждут своего решения, это не подтверждается нормативной базой, которая бы позволила урегулировать данный вопрос. Когда для горожан утверждали нормы потребления воды, многие установили специальные счетчики.

Теперь всем говорят, что нормы на счетчики не действуют. Объясните, пожалуйста, почему они перестали действовать? Почему жители всегда остаются крайними? Почему граждане, у которых нет счетчика, должны платить перерасход за весь дом, а этот момент нигде не оговорен? - задается вопросом В. Пермин.

Он говорит, что установка специальных счетчиков по учету тепла и воды за личный счет собственников квартир непонятна многим. Здесь тоже возникает множество вопросов, на которые не удается получить удовлетворительных ответов.

- Я не понимаю, почему специальные счетчики устанавливают за счет жителей? Вопрос установки счетчиков должны решать сами монополисты, потому что именно они извлекают из этого выгоду, но не простые граждане. У нас в законе писалось, что установка счетчиков - это задача монополистов. А почему они перевели это в обязанность самих граждан, мне это до сих пор непонятно. Пусть на этот вопрос ответят в Парламенте. Нельзя забывать, что простые граждане - это слабые стороны в государстве, поэтому государство должно их защищать.

И все же, какие причины заставляют отечественных монополистов периодически поднимать цены на комуслуги? Редакция «ЮГ» отправила запрос с просьбой ответить на этот и другие волнующие горожан вопросы генеральному директору ТОО «Алматинские тепловые сети». В частности, почему разнятся тарифы за отопление в домах, расположенных в одном районе, где были зафиксированы случаи, когда жители однокомнатной квартиры платили столько же, сколько жители трехкомнатной. Вопросы также касались и специальных приборов учета тепла и электроэнергии, благодаря чему расходы на коммунальные услуги и тарифы значительно снижаются. Позволить приобретение и установку дорогих счетчиков могут далеко не все, в результате чего многим горожанам так и приходится платить большие суммы за услуги. ТОО «АлТС» дали ответ, сопровождаемый длинными ссылками на приказы департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Миннацэкономики РК. Как утверждает зам. гендиректора по коммерческим вопросам А. Сайлаубай, основной причиной роста тарифов на теплоснабжение является рост тарифов на производство тепловой энергии у энергопроизводящих компаний - АО «Алматинские электрические станции» и ТОО «Алматытеплокоммунэнерго», вследствие роста цены на газ. Для объективного сравнения применяемых тарифов на теплоснабжение необходимо привести теплоснабжающие компании в равные условия, а именно уровнять тарифы на производство тепловой энергии. «При тарифе на производство, равном 1 604,71 тенге/Гкал, тариф на теплоснабжение ТОО «АлТС» был равен 3 190,92 тенге/Гкал, т.е. ниже, чем в г. Караганды на 12,7 процента (г. Караганды - 3656,43 тенге/Гкал). Одновременно сообщаем, что стоимость за теплоснабжение зависит от двух величин: применяемого тарифа (в зависимости от наличия или отсутствия прибора учета) и объема потребления тепловой энергии», - такие данные привел А. Сайлаубай.

Относительно вопроса, касающегося общедомовых приборов учета тепловой энергии, которые не по карманам большинству горожан, было сказано, что дисбаланс между показаниями ПУТЭ (правил учета тепловой энергии) и суммой снятых показаний ИПУ (индивидуальных приборов учета) ГВС (горячее водоснабжение) распределяется на потребителей, у которых отсутствуют приборы учета горячей воды. Конечный тариф на теплоснабжение складывается из двух составляющих: тарифа на производство тепловой энергии, доля которого составляет 70 процентов, и тарифа на передачу, распределение и снабжение тепловой энергии с долей в 30 процентов.

«В соответствии с Приказом ДКРЕМ от 13.12.2017 года за № 138-ОД изменен утвержденный тариф, тарифная смета и размеры плат за горячее водоснабжение, и отопление на услуги ТОО «АлТС» по передаче, распределению и снабжению тепловой энергией с вводом в действие с 01.01.2018 года. При отсутствии приборов учета тепловой энергии и наличии прибора учета расхода ГВС начисление производится по ставке сборов, установленной уполномоченным органом, тенге за 1 м3. При отсутствии приборов учета тепловой энергии начисление за отопление производится согласно плате, установленной уполномоченным органом. Размер платы в отопительный период за горячее водоснабжение для потребителей, проживающих в жилых многоквартирных зданиях, высотой до 75 м с централизованным холодным, горячим водоснабжением и канализацией, оборудованные умывальниками, мойками и ванными при наличии индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения, не имеющих приборов учета тепловой энергии, составляет с учетом НДС в отопительный сезон 517,80 тенге/м³, в межотопительный сезон - 477,10 тенге/м³. При наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии индивидуальных приборов учета расхода горячей воды начисление платы за 1 м³ ГВС производится по стоимости, сложившейся на основании фактической величины теплопотребления за расчетный период, определяемой по приборам учета тепловой энергии; расчеты за потребленную тепловую энергию производятся за каждый расчетный период», - говорится в письме.

Отметим, что ранее Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК сообщал, что в 2018 году в рамках утвержденных на пятилетний период предельных тарифов, изменение цен на услуги водоснабжения и водоотведения будут производиться в 12 регионах страны.

Юрист Ержан Елеуов считает, что тема с периодическим повышением тарифов на коммунальные услуги многим остается непонятной и завуалированной.

- Многие граждане задаются вопросом о том, почему их не информируют о повышении тарифов на комуслуги и не объясняют причин, способствующих удорожанию. Я знаю, что общественные слушания все же организуются  специальными органами. Но в большинстве они проводятся так, что не все граждане об этом знают. Но там бывают представители общественных организаций, акимата и т.д. Скорее всего, этот вопрос нужно адресовать антимонопольному комитету, чтобы получить ответы на наболевшие вопросы, ведь именно антимонопольный комитет обязан контролировать монополистов. Признанный авторитет в области промышленной собственности - французский юрист П. Рубье в свое время предложил довольно точную классификацию действий монополистов, ведущих недобросовестную конкуренцию в сфере предоставления услуг: «Действия, ведущие к смешению, путанице, дискредитации, внутренней дезорганизации предприятий соперников и общей дезорганизации рынка», - говорит юрист.

О плодах монополизма можно судить по разрушению рыночных механизмов, торможению научно-технического прогресса, удержанию высоких цен. Любая мощная корпорация не прочь воспользоваться выгодами своего положения и установить диктат над рынком, рассматривая это как один из эффективных вариантов экономического поведения. Как показывает практика, амбиции монополистов не всегда совпадают с интересами обычных горожан, в результате чего страдают последние. Поэтому в осуществляемой экономической реформе необходимо ускорить демонополизацию рынка, где каждый шаг мог бы увеличивать эффективность экономических регуляторов в стране.

 

 

Актау Актобе Алматы Караганда Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: