Совершенствуя институт защиты прав
А. Оспанов,
судья суда № 2 г. Павлодара
Законом РК от 21 декабря 2017 года № 118-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности» был внесен ряд нововведений, что является логическим продолжением правовой реформы в стране, которая дает возможность разрешить актуальные проблемы и вопросы в уголовном судопроизводстве.
Нововведения коснулись таких основных ключевых направлений уголовного судопроизводства, как усиление защиты прав человека, бизнеса, повышение состязательности и баланса между обвинением и защитой, упрощение процедуры расследования уголовного дела, введение электронного уголовного дела, расширение судебного контроля, а также четкое распределение полномочий между правоохранительными органами, прокуратурой и судом.
Анализ практики применения норм нового Уголовно-процессуального кодекса на сегодняшний день показывает важность и эффективность новых институтов, их актуальность в совершенствовании уголовного судопроизводства.
Ранее действовавшее уголовно-процессуальное законодательство позволяло не уведомлять лицо, интересы которого затронуты при проведении в отношении него негласных следственных действий. В соответствии с ч. 1-1 ст. 240 УПК РК отныне лицо, в отношении которого проводилось негласное следственное действие, должно быть об этом уведомлено органом досудебного расследования без ознакомления с результатами негласного следственного действия в срок не позднее шести месяцев с момента вынесения итогового решения по уголовному делу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Защита прав граждан в уголовном процессе является основной задачей государства. Высказывались мнения о том, что ранее действовавшая норма о задержании лица на срок до 72 часов является не соответствующей международным стандартам. Серьезным шагом по защите конституционных прав и свобод человека явилось сокращение сроков задержания лица по подозрению в совершении преступления на срок не более 48 часов, а несовершеннолетних - на срок не более 24 часов. Вместе с тем предусмотрены исключительные случаи, когда допускается задержание на срок не более 72 часов при:
- задержании по подозрению в совершении особо тяжкого преступления;
- задержании по подозрению в совершении террористического или экстремистского преступления;
- задержании по подозрению в совершении преступления в ходе массовых беспорядков;
- задержании по подозрению в совершении преступления в составе преступной группы;
- задержании по подозрению в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также умышленного преступления, повлекшего смерть человека;
- невозможности обеспечить своевременное доставление лица к следственному судье вследствие отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, а также в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации (ст. 131 УПК РК).
Вышеуказанным Законом РК также в УПК РК введена норма, согласно которой в случаях, не терпящих отлагательства, лицо, осуществляющее досудебное расследование, вправе с согласия прокурора установить временное ограничение на распоряжение имуществом на срок не более десяти суток с уведомлением в течение 24 часов собственника имущества, если его личность установлена. По истечении срока, на который было установлено ограничение на распоряжение имуществом, лицо, осуществляющее досудебное расследование, обязано вынести постановление о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на имущество в порядке, предусмотренном ст. 162 УПК РК, либо снять установленное ограничение (ст. 161 УПК РК).
Одной из мер по защите бизнеса является запрет на применение меры пресечения в виде содержания под стражей по экономическим преступлениям, кроме уголовных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 217, 218, 231, 234, 248 и 249 УК РК, а также за исключением случаев, предусмотренных п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 147 УПК РК. Данное нововведение позволяет исключить риск возникновения непредвиденных, форс-мажорных обстоятельств в предпринимательской деятельности, дает уверенность предпринимателям в осуществлении ими предпринимательской деятельности
Наиважнейшим в уголовном процессе является состязательность процесса. В идеале состязательность сторон характеризуется наличием равных прав сторон, обвинения и защиты. Законом РК расширены права адвокатов, что положительно отражается на повышении состязательности и балансе сторон защиты и обвинения в уголовном процессе.
Защитник в уголовном процессе является одной из важных ключевых фигур. Расширение полномочий адвокатов, наделение их дополнительными правами и полномочиями в уголовном процессе дает возможность использовать весь потенциал по защите прав граждан, позволит поднять судопроизводство по уголовным делам на качественно новый уровень.
Важным условием эффективной защиты прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве является усиление судебного контроля. Расширены полномочия следственного судьи, предоставлено больше гарантий прав подозреваемых. Многие вопросы по представленным документам, ходатайствам будут оперативно решаться следственным судьей.
С марта 2018 года в полномочия следственных судей передано санкционирование негласных следственных действий, что также способствует исключению обвинительного уклона при расследовании уголовных дел.
21 декабря 2017 года в Уголовно-процессуальный кодекс РК введена ст. 42-1 «Формат уголовного судопроизводства», позволяющая вести уголовное судопроизводство в бумажном и электронном форматах. Проект «Электронное уголовное дело» реализуется в рамках Послания Главы государства по развитию в стране цифровых технологий.
«Е-уголовное дело» охватывает все стадии уголовного процесса, начиная с момента регистрации уголовного правонарушения до исполнения приговора.
Как отметил Председатель Верховного Суда РК Жакип Асанов, цифровизация уголовного процесса позволит решить ряд чувствительных для населения вопросов, а также упростить процедуру сбора доказательств и составления процессуальных документов, снизить риски фальсификации материалов дела, а также материальные затраты и нагрузку на следственные и судебные органы.
С целью качественного внедрения проекта «Е-уголовное дело» 11 августа 2017 года был подписан совместный приказ между Верховным Судом, АДГСиПК, МВД, Министерством финансов РК и создана межведомственная рабочая группа.
Внедрение «Электронного уголовного дела» позволит избавиться от волокиты в расследовании уголовных дел, дела будут расследоваться быстрее, так как в программе предусмотрены шаблоны процессуальных документов. Санкционирование будет проводиться в онлайн-режиме.
Кроме того, с материалами электронного уголовного дела адвокат, потерпевший, обвиняемый могут ознакомиться в онлайн-режиме, что позволит своевременно подавать ходатайства, обжаловать действия органа досудебного расследования.
Ведение досудебного расследования в электронном виде позволяет пресечь любые возможности фальсификации материалов уголовного дела. Подделать доказательства либо убрать из дела какие-то материалы следствия будет невозможно. Уголовные дела не будут теряться. Дело находится только у следователя. Ведомственный, прокурорский, судебный контроль осуществляются дистанционно, в режиме реального времени.
Пилотный проект был внедрен с августа 2017 года в Астане и Жамбылской области, с 10 сентября 2017 года - в Атырауской и Восточно-Казахстанской, а с 20 сентября - в Западно- и Южно-Казахстанской областях. На сегодняшний день имеются положительные результаты. В рамках проекта нарабатывается практика, проводится обучение на местах.
Суды дают санкции тоже электронно, в т.ч. с проведением судебных заседаний по видеосвязи, без вывоза подозреваемых из ИВС в суд. Цифровой формат расследования исключит хождения следователей между полицией, прокуратурой и судом.
Параллельно ведется работа по цифровизации прокурорского надзора. Процессуальный прокурор будет наблюдать в режиме онлайн, какие следственные действия проводит следователь, и сразу реагировать на нарушения. Не будут запрашиваться многочисленные и многотомные дела. Е-уголовные дела можно будет изучать и принимать по ним решение в IT-системе. Цифровой формат ускорит принятие решений, улучшит защиту прав участников процесса, минимизирует коррупцию и злоупотребления.
Согласно сведениям на сайте Верховного Суда РК, впервые уголовное дело в электронном формате было рассмотрено Абайским районным судом Шымкента по ч. 2 п. 3 ст. 188 УК РК.
Электронный формат рассмотрения уголовных дел позволит сократить сроки расследований и финансовые затраты, минимизировать риски фальсификации материалов, предоставить доступ к материалам в режиме реального времени, упростить процедуру сбора доказательств и составления процессуальных документов.
Верховным Судом также решен вопрос создания «Электронного зала судебного заседания», предполагающего отказ от бумажных носителей при проведении судебных заседаний и перевод всех процессуальных документов и действий в электронный формат. Также проводятся мероприятия по внедрению модели электронного зала судебного заседания с включением в него автоматизированных рабочих мест судей, прокуроров, адвокатов и потерпевших.
Программа имеет высокую степень защиты от несанкционированного доступа к материалам уголовного дела посторонних лиц, в том числе и администраторов системы.
Важным для уголовного процесса является дальнейшее упрощение производства по делу, оперативность расследования и рассмотрения дел. В связи с этим особого внимания заслуживает внедрение института приказного производства по уголовным проступкам и преступлениям небольшой тяжести, санкция которых предусматривает одним из видов основного наказания штраф и применятся по ходатайству подозреваемого, с согласия потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, когда подозреваемый не оспаривает имеющиеся доказательства своей вины в совершении уголовного правонарушения, согласен с квалификацией его действий (бездействия), размером (суммой) причиненного ущерба (вреда).
Рассмотрение дела в порядке приказного производства производится судом без исследования доказательств, без вызова и участия в судебном рассмотрении подозреваемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.
Данный институт внедрен для того, чтобы исключить усложнение производства по малозначительным уголовным правонарушениям и проступкам.
В целом проводимая реформа направлена на повышение эффективности всей судебной системы, повышение уровня доверия граждан к судам, на обеспечение высоких стандартов открытости, доступности, упрощение судопроизводства, повышение качества юридических услуг.