Будет ли эффективным институт страхования ответственности адвокатов? (Бахтияр Тохтахунов)

Будет ли эффективным институт страхования ответственности адвокатов?

 

Бахтияр Тохтахунов

 

Как отмечено в Концепции правовой политики на 2010-2020 годы, отечественная система предоставления юридической помощи требует дальнейшего совершенствования, особенно там, где правовая помощь оказывается лицам с низким уровнем доходов. Для этих целей уже к 2020 году предусматривается введение института обязательного страхования ответственности адвокатов, чтобы люди, пользующиеся услугами профессионалов, не страдали больше от некачественно оказанной юридической помощи.

Проект Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» является комплексным и включает нормы о гарантированной государством юридической помощи и адвокатской деятельности. По мнению разработчиков, сегодня реализация конституционных прав граждан обеспечивается не в полной мере ввиду наличия ряда проблем, куда входит недостаточно развитый рынок адвокатских услуг и отсутствие площадки по повышению их квалификации. В качестве примера разработчики приводят развитые европейские страны, в которых законодательно закреплена обязанность постоянного и систематического повышения профессиональной квалификации адвокатов.

Другая причина заключается в дефиците адвокатов, которые сталкиваются с рядом проблем, например, с неподъемными размерами вступительных взносов в специальных организациях. Предполагается, что исключение первичных взносов позволит обеспечить доступ к профессии адвоката, в особенности для молодых юристов, и повысит конкуренцию между ними. Отсутствие должного контроля за качеством предоставляемых юридических услуг, а также открытой информации о том, за что привлекался к дисциплинарной ответственности тот или иной адвокат также являются основанием для введения института страхования.

О том, насколько эффективным будет институт обязательного страхования ответственности адвокатов и решит ли он проблему качества оказываемых юридических услуг, рассказывают тренер профессиональных медиаторов Халбуви ШАРИФБАЕВА, а также адвокаты Алматинской городской коллегии адвокатов Эльвира БОХАНОВА и Джохар УТЕБЕКОВ.

Халбуви ШАРИФБАЕВА,

судья в отставке, тренер профессиональных медиаторов:

- Страхование профессиональной ответственности адвоката включает в себя лишь риски за неисполнение условий соглашения между адвокатом и доверителем, поэтому логично предположить, что «каждый шаг» адвоката должен быть скрупулезно отражен в договоре оказания юридических услуг. Однако не все нюансы можно учесть в договоре. Например, в ходе участия в деле противоположная сторона предъявляет новые доказательства, и адвокат вынужден действовать в соответствии с изменившейся ситуацией. Если по делу принято решение, не удовлетворяющее клиента, в связи с явными ошибками и нарушениями со стороны адвоката, то здесь видна причинно-следственная связь между действиями адвоката и наступлением вреда для клиента. Но если адвокат работал грамотно и добросовестно, а суд все равно принял решение не в пользу клиента, тогда вины представителя нет.

В подобных ситуациях возникает неопределенность, какой же случай считать страховым. Понятно, что сам по себе проигрыш дела не может быть страховым случаем, а вот если он произошел в связи с тем, что адвокат допустил процессуальные нарушения, например, пропуск сроков, неверное оформление или утрата документа и т.д., то можно говорить о наступлении страхового случая и рассчитывать на возмещение по договору страхования риска ответственности адвоката.

Насколько мне известно, ст. 37 Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» предлагают изложить в следующей редакции:

1. Адвокат обязан заключить договор страхования своей профессиональной ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда третьим лицам, которым в соответствии с договором оказывается юридическая помощь в результате оказания такой помощи. Адвокат не вправе приступать к оказанию юридической помощи в отсутствие договора страхования своей профессиональной ответственности.

2. Объектом страхования профессиональной ответственности адвоката являются имущественные интересы страхователя (застрахованного лица), связанные с его обязанностью в порядке, установленном законодательством, возместить вред, причиненный третьим лицам, которым в соответствии с договором оказывается юридическая помощь, в связи с осуществлением адвокатской деятельности.

3. Страховым случаем по договору страхования профессиональной ответственности адвоката является факт наступления гражданско-правовой ответственности страхователя по возмещению вреда, причиненного имущественным интересам третьих лиц, которым в соответствии с договором оказывается юридическая помощь в результате допущенных застрахованным лицом профессиональных ошибок при оказании юридической помощи.

Под профессиональными ошибками для целей настоящей статьи понимается:

- пропуск процессуальных сроков;

- неправильное оформление документов;

- неизвещение лица, которому в соответствии с договором оказывается юридическая помощь, о последствиях совершаемых юридических действий, что повлекло причинение ему вреда;

- утрата или порча документов, полученных страхователем (застрахованным лицом) от клиента для оказания юридической помощи;

- неправомерное разглашение сведений, составляющих адвокатскую тайну.

Договором могут быть определены иные действия (бездействие), повлекшие причинение вреда имущественным интересам третьих лиц, которым в соответствии с договором оказывается юридическая помощь в результате оказания такой помощи застрахованным лицом.

Страховой случай считается наступившим, если вред, причиненный третьим лицам, которым в соответствии с договором оказывается юридическая помощь, явился следствием неумышленного нарушения страхователем (застрахованным) профессиональных обязанностей. Важно учитывать, что адвокат оказывает услуги по договору возмездного оказания услуг, который существенно отличается от других гражданско-правовых договоров тем, что по такому договору конечный результат не зависит от исполнителя. Адвокат может приложить все свои профессиональные способности, юридические знания, навыки, но решение в конечном итоге принимает не он.

Адвокат располагает той информацией, которую доводит до его сведения клиент. Клиент может не сообщить существенную информацию адвокату по разным причинам, например, потому, что он может и не располагает ею, либо не предполагает о значимости этой информации, либо умышленно ее скрывает. Например, по наследственным делам клиент может не знать о том, что на наследство могут претендовать лица, о существовании которых он и не знал, либо знал, но умышленно не сообщал об этом адвокату. По земельным спорам возникало также много случаев, когда на один земельный участок правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы оказывались сразу у нескольких лиц. Как известно, по таким спорам не исключено нарушение прав третьих лиц.

При причинении вреда третьим лицам, если клиент не признается о том, что он скрыл от адвоката точную информацию, послужившую основанием для причинения вреда третьему лицу, адвокат будет нести незаслуженную ответственность, поскольку страхование ответственности предполагает возможность привлечения адвоката к гражданско-правовой ответственности в порядке регресса. Страхование профессиональной ответственности адвоката предусматривает только риск ответственности самого адвоката. Важно понимать, что договор страхования носит срочный характер, сроки действия договора страхования и соглашения между доверителем и адвокатом могут не совпадать, например, срок договора страхования не будет действовать на день вынесения судебного вердикта, нарушающего права третьих лиц.

Джохар УТЕБЕКОВ,

адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов:

- Я поддерживаю введение обязательного страхования гражданско-правовой ответственности адвокатов. Дело в том, что эта практика широко распространена в ряде развитых стран, например, в Германии. И там данная процедура считается обязательной. Единственный момент, который волнует: будет ли страховая премия достаточно разумной? Насколько я знаю, эту страховую сумму хотят сделать аналогичной сумме нотариусов, думаю, это было бы приемлемо для адвокатов. При этом я хотел бы обратить внимание на работу самих регулирующих органов - Министерства юстиции и судов, ведь у нас очень низкая статистика обращений граждан, пострадавших от неблаговидных и недобросовестных действий адвокатов. Все объясняется тем, что в стране по-прежнему низко развита культура возмещения расходов или убытков, которые несут люди от некорректных действий адвокатов во время оказания ими профессиональных услуг. Это также касается не только адвокатов, но и врачей, аудиторов, оценщиков и других специалистов.

Судебная практика тоже не сильно благоволит потребителям адвокатских услуг. Допустим, бывают случаи, когда люди требуют возмещения морального и материального вреда с врачей или с клиник, и там эти суммы недостаточно высокие. Для развития данной системы, на мой взгляд, должна существовать широкая пропаганда со стороны самих уполномоченных органов, которые информировали бы граждан о том, что в случае недобросовестности адвокатов можно подать иск и взыскать потерянные расходы. Но, все же, у меня есть некоторые сомнения, что получение страхового возмещения по данному виду страхования будет популярным явлением. Потому что невысока вероятность того, что потребители станут чаще обращаться с подобными исками к адвокатам.

В свое время я работал в международной юридической фирме и знаю западные стандарты составления юридических документов и требований к качеству подготовки данных документов, а также к выступлениям в суде. К сожалению, отечественная адвокатура уступает по качеству даже местным юридическим фирмам. И введение обязательного страхования ответственности адвокатов не решит все имеющиеся проблемы. Ведь проблема кроется в самой коллегии адвокатов, которая не предъявляет достаточных требований к своим подчиненным и искусственным образом ограничивает конкуренцию в своих рядах при помощи неадекватно огромных вступительных взносов. Вкупе все это задерживает развитие отечественной адвокатуры и приток новых эффективных кадров.

Эльвира БОХАНОВА,

адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов:

- Основными проблемами внедрения института страхования профессиональной ответственности адвокатов по проекту Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» являются следующие.

При заключении договора страхования определен перечень страховых случаев (профессиональных ошибок) с возможностью определить договором иные действия (бездействия), повлекшие причинение вреда имущественным интересам третьих лиц в результате оказания юридической помощи застрахованным лицом, согласование которых влекут временные затраты. Для доказывания вины адвоката при наступлении страхового случая не исключается необходимость раскрытия адвокатской тайны с согласия клиента, в случаях отсутствия такого, принцип состязательности и равноправия сторон будет нарушен. Адвокату, вовлеченному в орбиту судопроизводства, необходимы временные затраты, что в конечном итоге может существенно повлиять на качество оказания юридической помощи другим клиентам.

Отсутствуют научно разработанные, проверенные практикой и объективно отражающие реальное состояние дел в этой области критерии оценки адвокатского труда, методики определения этих оценок.

Отмечу, что страхование риска ответственности адвоката осуществляется на договорной основе. В силу ст.ст. 378, 380 ГК РК договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны при заключении договора. Тем самым, нормы законопроекта понуждают заключать соглашение о страховании, что само по себе вступает в противоречие с законодательными принципами.

Уплата страховых премий адвокатом страховщику по договору страхования будет зависеть от получаемого адвокатом вознаграждения за оказание юридической помощи клиенту. Следовательно, страхование риска профессиональной ответственности адвоката повлечет увеличение стоимости юридической помощи и, соответственно, расходов граждан на защиту их прав и законных интересов.

Проектом не регламентировано, будут ли отнесены уплаченные клиентом страховые премии к судебным издержкам, подлежащим возмещению, либо к налоговым вычетам. В проекте нет четкого определения заключения обязательного страхования ответственности адвокатов по каждому конкретному делу либо в разовом порядке за текущий год деятельности адвоката. Предположим, необходимо вступить в дело в нерабочее время суток для страховых компаний, учитывая короткие сроки задержания до 72 часов. В этой части механизм, порядок, условия заключения договора также не отработаны.

Согласно ст. 37 законопроекта страховым случаем по договору страхования профессиональной ответственности адвоката является факт наступления гражданско-правовой ответственности страхователя по возмещению вреда, причиненного имущественным интересам третьих лиц в результате допущенных застрахованным лицом профессиональных ошибок при оказании юридической помощи.

Под профессиональными ошибками для целей настоящей статьи понимаются: пропуск процессуальных сроков; неправильное оформление документов; неизвещение третьего лица о последствиях совершаемых юридических действий, что повлекло причинение ему вреда; утрата или порча документов, полученных страхователем (застрахованным лицом) от клиента (доверителя) для оказания юридической помощи; неправомерное разглашение сведений, составляющих адвокатскую тайну.

Договором могут быть определены иные действия (бездействие), повлекшие причинение вреда имущественным интересам третьих лиц в результате оказания юридической помощи застрахованным лицом.

Детально разберу каждый из указанных пунктов проекта по профессиональным ошибкам:

- восстановление пропуска процессуальных сроков предусмотрено нормами уголовного, административного и гражданского процессуальных кодексов. Кроме того, восстановление пропущенного срока предусмотрено по уважительным причинам. Адвокаты наделены полномочиями по сбору доказательств, предоставлению сведений, документов и иной информации, которые могут быть возложены и на клиента. В рассматриваемом случае несвоевременное предоставление доказательств клиентом может повлечь пропуск сроков, а ответственность предусмотрена только для адвокатов;

- указанными кодексами либо иными правовыми актами не предусмотрены нормы по правильному оформлению процессуальных документов, за исключением их небольшого количества;

- извещение третьего лица о последствиях совершаемых юридических действий, что повлекло бы причинение ему вреда, нормами действующего законодательства не предусмотрено либо указанная норма изложена не совсем корректно;

- не исключены случаи кражи документов, пожара либо других не зависящих от адвоката последствий (утраты или порчи документов);

- данной нормой не предусмотрено, в каких случаях разглашение сведений, составляющих адвокатскую тайну, будет правомерным, например, в случаях наступления страхового случая.

Определение договором страхования ответственности адвоката за иные действия (бездействие), повлекшие причинение вреда имущественным интересам третьих лиц в результате оказания юридической помощи застрахованным лицом, влечет затягивание самой процедуры вступления адвоката в дело. Тем самым, есть вероятность, что клиент останется без надлежащей и своевременной юридической помощи, так как процедура согласования со страховой организацией, клиентом и адвокатом требует времени.

Отсутствие на страховом рынке соответствующей практики позволяет говорить лишь о поэтапном внедрении и последующем развитии на страховом рынке Казахстана добровольного страхования профессиональной ответственности адвокатов. К тому же, казахстанскому страхованию не хватает четкого законодательного алгоритма. Главная проблема страхования - отсутствие защиты прав потребителей и непонимание рынка страхования у граждан.

Поэтому, вне всякого сомнения, следует предусмотреть в законопроекте пока только добровольное страхование профессиональной ответственности адвоката за неквалифицированное ведение защиты или представительства в судопроизводстве. Эта мера будет иметь профилактическое значение для адвоката и побуждать его постоянно работать над повышением своей квалификации, произойдет естественный отбор (отсев) среди адвокатов в пользу конкурентоспособных и клиентоориентированных профессионалов.

По этим основаниям с позицией Республиканской коллегии адвокатов о необоснованности введения страхования, отсутствии страховых случаев и экономического обоснования полностью согласна. Предусмотренное проектом закона страхование ответственности за совершение профессиональных ошибок одобрено Мажилисом Парламента РК. В рамках Концепции правовой политики на 2010-2020 годы возможность введения страхования ответственности за совершение профессиональных ошибок с 2020 года не исключается.

Здесь возникают и другие вопросы, например, на каком этапе развития находится система администрирования оплаты труда адвокатов, предоставляющих бесплатную юридическую помощь, и развивается ли она вообще? С какими трудностями сталкиваются адвокаты, когда вопрос касается оплаты их услуг? Все также остается открытым вопрос по проблеме с финансированием. Оплата труда адвокатов поступает намного позже того времени (зачастую до полугода), когда правовая помощь была оказана гражданам по факту. Также необходимо учитывать низкую оплату по тарифной ставке, утвержденной Правительством РК. В данную тарифную ставку не включены транспортные расходы и временные затраты на дорогу, несмотря на то, что постановление о назначении адвоката передается в территориальную коллегию адвокатов по месту нахождения органа, ведущего процесс.

В последнее время часто встречаются проблемы с вынесением постановлений судебными инстанциями с поминутной тарификацией без учета времени ожидания в суде по причине несвоевременного начала судебных заседаний, удаления суда в совещательную комнату. Между тем не совсем урегулированы вопросы предоставления юридической помощи по другим вопросам, не связанным с обращением в суд, а также информации юридического характера и юридической консультации (составление адвокатских запросов, порядок выдачи ордера). Постановления об оплате за оказанную помощь в текущем месяце в бухгалтерии территориальных коллегий должны сдаваться ежемесячно до пятого числа следующего месяца. Нередки случаи задержки со стороны органа, ведущего процесс, по выдаче постановления адвокату на оплату.

На мой взгляд, требуется переработка норм о гарантированной государством юридической помощи для их уточнения, прозрачности и упрощения применения с сохранением основ существующего порядка оказания гарантированной государством юридической помощи.

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: