Ядро реформ - человеческий капитал (Дина Амирова)

Ядро реформ - человеческий капитал

 

Дина Амирова

 

Реформы в правоохранительной и судебной системе дают возможность многим оступившимся гражданам не попасть в тюрьму, а признав свою вину и ответственность, восполнить нанесенный ущерб и встать на путь исправления.

О вопросах дальнейшего развития правоохранительной системы Казахстана в соответствии с Концепцией правовой политики РК рассказывает заслуженный работник МВД РК, д.ю.н., профессор Бахытжан ТОЛЕУБЕКОВА.

Б. Толеубекова является известным в Казахстане и за его пределами экспертом в теории права, а также практиком, имеющим богатый и разносторонний опыт. Она служила в системе МВД СССР, КазССР, РК, занимала должности доцента, начальника кафедры Уголовного процесса, зам. начальника по научной работе Карагандинской Высшей школы МВД СССР, начальника Департамента Государственного следственного Комитета РК, первого заместителя начальника Академии МВД РК. Сегодня она заведует кафедрой уголовно-правовых дисциплин Института права и экономики КазНПУ им. Абая.

- Бахытжан Хасеновна, как можно охарактеризовать уголовно-процессуальные правоотношения, которые складываются в процессе реформирования правоохранительной системы на сегодняшний день?

- Моя личная позиция в этом вопросе такова: сам процесс реформирования органов уголовного преследования слишком затянулся, поскольку многие проблемные моменты, нуждающиеся в исправлении, мы обсуждали еще десять лет назад. Да и при существовании СССР, а особенно на стыке смены времен, правоохранительная система не могла соответствовать всем возложенным на нее задачам. Тем заметнее это стало при возникновении новых правоотношений в суверенном государстве.

Президент РК Нурсултан Назарбаев отметил, что процесс капитализации отношений в нашем обществе идет разными темпами в разных сферах. Так и есть, особенно это касается права. Зачастую одна отрасль права вырывается вперед, а другая намного отстает, и между ними нет корреспонденции. Должно быть единство материи и формы, то есть правовой отрасли и соответствующего кодекса, а это сегодня практически не наблюдается.

-  По вашему мнению, на какие именно факторы необходимо обратить внимание при дальнейшем реформировании?

- Есть несколько определенных моментов, заслуживающих особого внимания. Во-первых, необходимо больше внимания уделить развитию гражданского права, поскольку гражданские правоотношения в обществе складываются гораздо чаще, и с их последствиями представители правоохранительной и судебной системы имеют дело постоянно - это и семейно-брачные отношения, и вопросы заключения и расторжения сделок, и многое другое. В то время как уголовное право применяется в исключительных случаях, ведь все же уголовных преступлений совершается меньше (по сравнению с количеством гражданских дел). Кроме того, чем реже применяется исключительный закон, тем стабильнее общество.

Во-вторых, сегодня правоохранительные органы и спецслужбы разграничены, и это размежевание диктует дифференцированный подход. Поэтому порой начатое производство в одном органе преследования необходимо передать в другое, например, из МВД в КНБ. Возможно, функционально это верно, но при этом затрачивается много времени и усилий, а в результате следователь работает на другое ведомство. Насколько это целесообразно? Эта ситуация возникла с момента работы ЕРДР, то есть у системы, предназначенной для обеспечения порядка и прозрачности деятельности, обнаружился побочный эффект: органы регистрируют и открывают производство, но, возможно, в итоге не будут им заниматься. Эта ситуация также требует скорейшего разрешения.

Далее, для продолжения системного реформирования правоохранительной системы необходимо четко определить ее функции. Например, сейчас постоянно говорится о том, что борьбой с коррупцией должны заниматься все. В качестве кого и как с коррупцией должен бороться обычный гражданин - через анонимную жалобу? Нет, он может обратиться к правоохранителям за защитой. Аким также не имеет полномочий начать производство по факту коррупции или применить какие-либо санкции. Он может содействовать праворазъяснительной работе для населения. Поэтому необходимо определить - из каких элементов должно состоять правоохранительное действо, установить функцию и субъекта, который реализует эту функцию.

- Сейчас отечественные и зарубежные эксперты часто говорят о необходимости имплементации тех или иных норм в национальное законодательство. Насколько это оправданно?

- Что касается необходимости имплементации, то здесь в первую очередь надо помнить о том, что мы - потомки кочевой цивилизации, отсюда расхождения с европейской системой, в основном представляющей собой наследие оседлой цивилизации. Простой пример. Наше историческое развитие - иной способ выживаемости, поэтому нет исторически сложившейся материальной культуры Европы - замков, архитектурных ансамблей, земли для сельскохозяйственных угодий. Для кочевника богатство - все, что он в любой момент может увезти, в основном -  скот и оружие. Также важное условие выживаемости - опора на родственников и соплеменников. Отсюда и другое отношение к собственности. Сообщить в налоговую о мелких грешках соседа - в европейских странах норма, у нас - противоестественно. Мы боимся остракизма, который неизбежен со стороны общества для такого «доносчика». Поэтому то, что хорошо для США и Европы - не всегда приемлемо для нас. Конечно, мы далеко ушли от своих кочевых предков, и при современных мировых тенденциях обмен опытом необходим во всех сферах, следовательно, нужна имплементация в законодательстве. Но лишь продуманная и ответственно проверенная на пилотном уровне.

- По вашему мнению, что должно стать ядром дальнейших реформ?

-  Наш Президент определил важнейшую, как мне кажется, задачу для всего общества - наращивать человеческий капитал. Конечно, здесь речь идет его качестве, вырастающем из уникальности каждого человека. Сохранить индивидуальность личности, дать ей необходимое образование и развитие - и есть создание качества человеческого капитала. В суверенном государстве мы пришли к новой идеологии - превыше всего человек, его свобода и права. Раньше был безусловный приоритет государства, что накладывало определенный отпечаток на правоохранительную и судебную системы. За эти годы страна прошла огромный путь, результатом чего стал ряд важных достижений. Теперь для дальнейшего поступательного развития необходимо создать в государстве условия, когда совершать противоправные деяния станет плохо и невыгодно.

Пенитенциарная система - дорогое удовольствие, на содержание осужденных и заработную плату персонала государство тратит огромные деньги. Поэтому принимаются меры для сокращения тюремного населения, привычными стали наказания, не связанные с лишением свободы в исправительных учреждениях, где зачастую правонарушители могут пройти «полный курс повышения преступного мастерства».

Например, сейчас в уголовном законодательстве прописаны огромные штрафы как меры наказания. Правонарушитель оказался перед фактом: не умеешь жить в ладах с законом и обществом - плати либо деньгами, либо днями своей свободы. Так, исчез имидж «страдальца за решеткой», которого подставили «плохие друзья». Раньше семьи жалели таких бедокуров, тратя на передачи им последние деньги. Теперь, лишившись многих материальных благ из-за выплаты больших штрафов, родственники сами помогут правонарушителю осознать: он сам подставил себя неправильными действиями и должен понести за это ответственность. Люди должны понять: они откупаются не от правосудия, а от своего противоправного поведения.

К сожалению, есть преступления, где в качестве наказания неприемлемы никакие штрафы - только лишение свободы и строгая изоляция. Для людей, совершивших преступления, относящиеся к тяжким и особо тяжким, такое наказание является также мерой защиты общества. При этом по каждому факту убийства обязательно проводится судебно-психиатрическая экспертиза, поскольку не может нормальный человек совершить убийство (кроме состояния аффекта и всплеска эмоций). Даже если в ее результате судебный психиатр признает преступника психически нормальным, все же, я считаю, убийство не может быть нормой ни в каком аспекте - ни судебном, ни медицинском, ни социальном. Очень правильно изолировать таких лиц от общества. При этом, благодаря курсу на гуманизацию, шанс получают другие - те, кто не утратил человеческий облик, и способен к ресоциализации.

 

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: